Журнал Akyl-kenes неоднократно публиковал ряд статей о кино. Это одна из любимых тем издания, которая также нравится широкому кругу читателей. Карлыгаш Исабекова, известная казахстанская журналист, телеведущая и актриса, рассказывает о своем опыте участия в съемках романтической комедии «Больше чем любовь». Этот фильм имеет свою уникальную историю и предысторию, о которой рассказывается в этом материале. Картина является уникальной и интересной, исходя из своего сюжета и звездного актерского состава. В то же время фильм навсегда оставил в памяти зрителя двух актеров, которые ушли из жизни в процессе подготовки фильма к выходу на широкие экраны. Съемки любого фильма являют собой совокупность взаимосвязанных и сложных процессов, в котором каждому участнику отведена своя роль. Говоря о роли, она наиболее воспринимаема в тот момент, когда актер находит в ней что-то близкое для себя. Корифеи кинематографа не раз доказывали этот постулат, что еще раз доказывает важность содержания и смысла, которую любая картина пытается донести до своего зрителя.
Идет Великая Отечественная война. Во время выполнения задания двое советских разведчиков, казах Бахытжан и грузин Вано, попадают под авиационный обстрел противника. Жертвуя своей жизнью, Бахытжан спасает фронтового товарища Вано. Бахытжан получает смертельные ранения и умирает. Перед смертью своего друга Вано клятвенно заверяет, что их дети породнятся. К сожалению, так сложились обстоятельства, что Вано не смог выполнить свое обещание. Выполнение клятвы стало задачей их внуков. Ничего не подозревающие брат и сестра Буба и Нино, являющиеся внуками Вано, едут в Алматы из Тбилиси. Буба летит в Казахстан с намерением найти внучку Бахытжана, но каким-то образом теряет контакты своей будущей невесты. Впереди их ждут невероятные приключения, ставшие частью истории о преодолении преград на пути к любви.
Казахстанско-грузинский режиссерский дуэт Жениса Туматаева и Георгия Кикалеишвили смог в своей картине объединить прошлое с настоящим. По словам грузинского режиссера, у Грузии очень долгая память. Народ помнит как казахи и грузины бок о бок сражались на фронте во время Великой Отечественной войны. Он также вспоминает, как грузины во времена правления царя Давида вместе с кыпчаками обороняли древний Тбилиси от сельджуков. Для казахстанского режиссера эта картина рассказывает о чувствах двух молодых людей и о том, что связывает Казахстан и Грузию. Фильм повествует о культуре, истории, ценностях и традициях двух стран, а также о сходствах и различиях между ними.
Пожалуй, ключевыми актерами, сыгравшими в этом фильме, являются патриарх грузинского кинематографа Вахтанг Кикабидзе и известный казахстанский актер Фархат Абдраимов. Они сыграли свои последние роли в этом фильме. С казахстанской стороны в съемках принимали участие Шарип Серик, Толепберген Байсакалов, Азат Сейтметов, Данагуль Темирсултанова и Тауекел Муслим. Грузинский актерский состав был представлен Натией Цицилашвили, Ильей Чхаидзе и Зурабом Кипшидзе.
Вахтанг Кикабидзе
Участие в съемках Вахтанга Кикабидзе, мэтра советского и грузинского кинематографа, во многом предопределило успех будущей картины. Он стоял во главе звездного актерского состава, который был заявлен. Также это значительно повлияло на мое решение прийти на кастинг. Работать с такими профессионалами своего дела было одно удовольствие. Я могла довольствоваться эпизодической или второстепенной ролью, не говоря уже о получении одной из главных ролей. С Кикабидзе мы уже были знакомы до этого фильма, ведь он часто приезжал в Казахстан на различные концерты и мероприятия.
Когда речь заходит о дружбе народов, то люди преимущественно старшего поколения, по-особенному реагируют на нее. Не был исключением и Вахтанг Кикабидзе, который по-настоящему тепло и искренне относился к Казахстану и любил нашу страну. Он знал, что здесь у него много поклонников и ценителей его искусства. Поэтому когда ему сообщили, что фильм будет тесно связан с Казахстаном, он сразу же согласился. Ознакомившись с волнительным началом сценария, в котором говорилось о дружбе между казахом и грузином, он уже не мог отказаться.
Тем более, Константин Кикабидзе, отец именитого актера, в звании младшего лейтенанта служил военным журналистом во время войны и пропал без вести в декабре 1942 года во время боев под Керчью. Познавательным является тот факт, что Кикабидзе происходили из имеретинского дворянского рода, а предки Вахтанга Кикабидзе пребывали в достоинстве азнаури. Азнаури обладали личной свободой, но в феодальной иерархии находились ниже тавади, являвшихся лицом высшего сословия землевладельцев. Азнаури не входили в состав тавади (крупные феодалы) и мтавари (правители и князья). При этом представители сословия азнаури освобождались от податей, владели населенными землями, а также могли возводить крепости на своих владениях. Носители этого звания входили в царские и княжеские дружины.
Исходя из этого, следует понимать какое важное значение Кикабидзе придавал этому фильму. Стоит также вспомнить эпизод из фильма «Мимино» (1977), который принес актеру широкую известность и большую славу. Этот эпизод был связан с отцом главного героя фильма, который погиб на фронте. Евгений Леонов в том фильме сыграл фронтового товарища его погибшего отца, который помог устроиться Валико Мизандари в Большую авиацию. Словно отдавая дань фронтовой дружбе людей, участвовавших в войне, Кикабидзе на этот раз сыграл роль постаревшего Вано, потерявшего своего друга из далекого Казахстана. Он все еще помнит о своем обещании, данному своему другу перед его смертью.
В одном из эпизодов фильма Вахтанг Кикабидзе говорит: «Жизнь и смерть всегда танцуют вместе. Вот человек, который живет только для себя, умрет счастливым. Человек, который живет для других, после смерти становится святым. А человек, живущий для любви, не умирает никогда. Ибо любовь сильнее смерти!».
Фархат Абдраимов
В 1998 году Абай Карпыков, казахстанский режиссер и продюсер, выпустил фильм-драму «Фара». На следующий год эта картина получила специальный приз жюри «За доброту и сердечность в воплощении человеческих отношений» на кинофестивале «Окно в Европу», который проводился в г. Выборг. Фильм действительно получился очень искренним, тонко выстроив взаимоотношения и диалоги героев. В фильме по-настоящему были показаны детские ощущения в повзрослевших людях и проведена связь взрослой жизни с детством.
Хороший сюжет и качественная музыка сделали «Фару» лучшим фильмом своего времени. Это фильм о настоящей дружбе между людьми, рассказывающий о том, как лучший друг Фары по имени Боб погибает. Его смерть словно клином шоковой ситуации выбивает причину болезни юного Фары. Фархат Абдраимов сыграл одну из лучших своих ролей в этой трогательной и душевной истории. И таких работ у него было немало. Жаль, что фильм «Больше чем любовь» оказался последним с его участием.
Другие актеры
Толепбергену Байсакалову пришлось играть одновременно алматинского и тбилисского таксистов, которые являют собой сходство между двумя странами. В каждой стране таксисты похожи между собой. Благодаря его образу и юмору, удалось лучше, легче и интереснее донести историю. Во время съемок он рассказывал немало историй о Казахстане и о Грузии. При этом своими рассказами Толепберген доводил людей до смеха, при этом донося всю их глубину и суть.
Актер Шарип Серик, известный своими ролями в фильмах «Районы», «Наурыз», «Бизнесмены» и др., сыграл в непривычном для себя амплуа, открыв себя зрителю в качестве романтического героя. Азамат, чью роль он исполняет, играет на домбре, руководит детским музыкальным оркестром в детском доме и мечтает встретить хорошую девушку. При этом он даже не ведает о той встрече, которая кардинально изменит его жизнь.
Изначально фильму было дано рабочее название «Любовь в воздухе», которое после долгих обсуждений было утверждено как «Больше чем любовь». Можно сказать, что в картине повествуется столько не сама история любви, сколько взаимоотношения между двумя людьми, которые начинаются с дружбы. Она тоже относится к одному из элементов любви. Поэтому это больше чем любовь, которую мы представляем как чувства между мужчиной и женщиной. Сама история начинается с того, что казах и грузин, познакомившись на фронте, становятся настолько лучшими друзьями и проникаются глубокими чувствами дружбы друг к другу, что при сложившейся ситуации дают друг другу обещание поженить своих детей. Конечно, в случае, если у одного родится дочь, а у другого – сын. Они остаются верны данному обещанию, которое выполняется совсем при других обстоятельствах.
Идея снять этот фильм началась с тех людей, которые сегодня живут в Грузии, но долгое время прожили в Казахстане. Она была основана на личных интересах, основанных на сохраненной любви к Казахстану. Авторы проекта считают, что Казахстан и Грузия не просто на словах являются братскими народами. В тот момент им хотелось не только сохранить, но и укрепить эти взаимоотношения. Эту инициативу подхватывает творческая группа, которая предлагает реализовать идею в виде художественного фильма. Позже свою поддержку оказывают представители деловых кругов обеих стран, что приводит к успешной реализации задуманного.
Подготовка к съемкам началась задолго до пандемии, когда начали писать сценарий и формировать бюджет. При этом сам фильм снимался уже непосредственно во время пандемии. Часть фильма снималась в Тбилиси и в Батуми, часть – в Алматы. Сценаристам и режиссерам удалось не только показать человеческую историю и взаимоотношения между людьми, но и красиво представить города. В окрестностях Тбилиси были отсняты военные сцены и грузинская часть истории. В Алматы были выбраны такие знаковые для истории города места, как гостиница «Алма-Ата», высокогорный каток «Медеу», цирк и др.
Если в фильме Рашида Нугманова «Игла» были показаны места, которые позже стали культовыми, то в фильме «Больше чем любовь» зритель увидел известные всем и легко узнаваемые места. Операторы снимали города с глубоким чувством любви и особого восхищения. Как выяснилось позже, даже коренные алматинцы, выросшие в этом городе и знающие этот город вдоль и поперек, до боли знакомые места воспринимали под особым ракурсом. После просмотра фильма многим хотелось вновь пройтись по этим местам и посмотреть на них другим взглядом. У тех, кто давно не был в Алматы, этот фильм вызывает самые теплые и ностальгические чувства.
Премьера фильма
Столько испытаний прошла съемочная команда, сценарий переписывался несколько раз в ходе самих съемок, кое-какие сцены все же не успели снять с Фарой и все очень переживали за конечный результат, а кто-то даже сомневался в качественном уровне фильма. Шли на премьеру с большим волнением. Впервые я еще пригласила родных на премьеру. Кстати, есть актеры, кто принципиально не смотрит свои работы. К примеру, Толепберген Байсакалов, несмотря на свой профессионализм и блестящую игру, был на премьере, но в кинозал так и не зашел, объяснив, что не смотрит фильмы со своим участием.
Запуск в прокат фильма «Больше чем любовь» постоянно откладывался и ждал подходящее время. Тому причиной был плотный календарь показов других фильмов, которые могли помешать премьере. 9 марта 2023 года премьера фильма наконец-то состоялась. Если бы я просмотрела этот фильм до премьеры, я была бы морально готова к нему. Но, поскольку я на тот момент его еще не просмотрела, то сильно волновалась до и во время просмотра. Лишь когда закончился фильм, я смогла облегченно вздохнуть, когда услышала одобрительные выкрики из зала и долгие аплодисменты. Я и сама была в восторге от картины!
На премьеру картины приехали супруга и дети Фархата Абдраимова. Перед премьерой мы получили благословение Вахтанга Кикабидзе, который планировал прилететь на нее, но не смог. Мне приходилось работать с разными режиссерами и у каждого свой подход и видение. В картине «Больше чем любовь» их было два. Про Жениса Туматаева можно сказать, что от него не скроются детали, и он придает им важное значение. На площадке он полностью растворяется в процессе и деликатно задает настрой. Георгий Кикалеишвили заряжал всех своей энергичностью. Съемочный процесс всегда сопряжен с долей стресса, но я его не ощущала в процессе съемок.
В итоге фильм получился хорошим, глубоким и качественным. Съемочная группа подошла к нему с толком и с расстановкой, можно сказать со всей казахской и грузинской широтой. Поначалу я боялась, что фильм окажется обычной самодеятельностью, чем в последнее время страдают многие казахстанские фильмы. И такие моменты сильно разочаровывают зрителя. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что фильм подарил зрителю потрясающее светлое чувство. Мы прониклись почти сказочной историей героев, в которой было переплетено невероятное стечение обстоятельств. Каждый по-своему ответил на вопросы, которые вставали перед героями. Самое главное, этот фильм рассказал о добром и светлом, которое имеется в каждом из нас.
Кастинг
К возможности сниматься в фильмах я всегда относилась как к хорошей авантюре. При этом я сама намеренно не стремилась попадать на съемочную площадку. Так получалось, что вмешивалось Его Величество Случай, и меня приглашали на кастинги. А на них я уже ходила где-то из журналистского любопытства. Благодаря музыкальным программам, интервью, которые я ранее вела, у меня сложился достаточно широкий круг друзей и знакомых среди творческих людей. От них я периодически получаю приглашение попробовать себя в той или иной роли.
Также было и в этот раз, когда мне позвонил Толепберген Байсакалов и сообщил о планировавшемся кастинге в рамках нового казахстанско-грузинского кинопроекта. В то время я занимала руководящую должность в одной компании, из-за чего у меня не было много свободного времени. Приняла приглашение из интереса, поскольку на тот момент график работы не позволял мне всецело погрузиться в этот проект, который буквально свалился как снег на голову.
Я посчитала, что на кастинге, в первую очередь, увижусь со своими старыми друзьями, а заодно познакомлюсь с грузинским режиссером Георгием Кикалеишвили. Настроилась на лайтовый кастинг и была уверена, что просто его не пройду. Как позже выяснилось, кастинг проводился со всей серьезностью. Кандидатам на различные роли давали сценарий для ознакомления, после чего следовали задания показать те или иные эмоции.
На кастинге я встретила Фархата Абдраимова. В тот момент, пока мы обменивались новостями, из соседней комнаты, где проходил кастинг, мы услышали крики, рыдания и смех. Кто-то выкладывался по полной программе. Помня, что Толепберген обещал мне, что все будет легко, я спокойно зашла в комнату. В ней было темно, и горели только софиты и красные огоньки камер. Мне предстояло разыграть сценку ревности к супругу, которого я вот-вот застану на свидании с другой женщиной в каком-то кафе. Дело в том, что в жизни я являюсь совершенно неревнивым человеком. Помню, как за спиной режиссера мне жестами активно помогал Толепберген, от его помощи я с трудом сдерживала смех.
В общем, я постаралась и сыграв отведенную мне роль, с чувством исполненного долга уехала обратно на работу, особо ни на что не надеясь. Ведь в кастинге участвовало немало известных, талантливых и опытных актеров. Как выяснилось позже, режиссеру понравилось мое выступление, и я прошла кастинг.
Пандемия
Изначально было обещано, что съемки в Грузии продлятся буквально десять дней. Упустить такую возможность я не могла. Удалось отпроситься на работе. Фильм изначально дался нелегко, так как этот период совпал с коронавирусной пандемией, которая охватила весь мир. В Грузии действовал комендантский час, прямых рейсов между нашими странами не было, а каждые три дня всему коллективу приходилось сдавать ПЦР-тесты. Соответственно, в связи с действовавшими на тот момент ограничениями, периодически возникали сложности с разрешениями на съемки и на передвижения. Аналогичные ограничения действовали и в Казахстане.
Поэтому вместо запланированных десяти дней мы пробыли там более двадцати. Было опасение, что мы не успеем вернуться домой к Новому году. В пандемию все было достаточно сложно, тревожно и непредсказуемо. Летели мы в Грузию с большими приключениями, несмотря на то, что заблаговременно были получены все разрешения, на грузинской границе нас сразу не пропустили. Нужно было дождаться следующего дня. И вот мы, голодные, уставшие, с горой чемоданов, с перспективной переночевать на границе, стали искать выход из ситуации. Поскольку там находилась творческая команда, естественно все проходило через призму юмора. Фархат Абдраимов всячески старался поднять всем настроение. Рассказывая анекдоты, он смешил всех до слез. Так, он разрядил обстановку, объединил всех и отвлек. Мудрость, чувство юмора, доброта и уникальная работоспособность Фархата поражали и восхищали всех, кто работал над фильмом.
Сюжет
Мне обычно достаются роли жен олигархов, чиновников или криминального авторитета. Но на этот раз я сыграла роль сестры главного героя по имени Нашико (Шакентий). Это казахский парень, который влюбляется в грузинку. Моя функция как сестры заключалась в том, чтобы помогать нашей маме ориентироваться во всех амурных делах Нашико.
Интересно, что у одних режиссеров требуется работа строго по тексту сценария, а другие приветствуют импровизацию актера. В фильме «Больше чем любовь» все было намного гибче и любые идеи и инициативы приветствовались. В основном, это делал Фархат, придумывая на ходу и добавляя какие-то шутки. Как показала практика, импровизация иногда может быть лучше сценария.
Форс-мажоры
В фильме постоянно были досъемки. Сложность съемочного процесса была сопряжена с тем, что в нем участвовали два актерских состава и два режиссера. Какими бы хорошими и доверительными ни были взаимоотношения между собравшимися в команде людьми, все равно наружу выходят небольшие разногласия. Они связаны с разными подходами и видением на ту или иную ситуацию. Отдельное место занимает монтаж. В какой-то момент времени ощущался риск, что проект может провалиться. Поэтому пандемия, разные взгляды на историю, постоянно вносимые изменения в сценарий и ограничения с перелетами привели к удлинению сроков съемок.
1 мая 2021 года неожиданно во время съемок скоропостижно умирает Фархат. 15 января 2023 года уходит из жизни Вахтанг Кикабидзе. Можно с уверенностью сказать, что этот фильм был посвящен этим двум замечательным людям с большим сердцем. Он стал пристанищем, в котором навеки сохранится память об этих актерах. Фильм впитал в себя всю благодарность зрителя за ту работу, которую проделали Вахтанг Кикабидзе и Фархат Абдраимов за всю свою насыщенную творческую жизнь и в процессе работы над своим последним фильмом.
Сила кино
Сильные люди создают сильные фильмы. В мировом кинематографе имеется немало примеров, подтверждающих этот постулат. Сложность кино заключается в том, чтобы суметь совместить в нем коммерческое с философским. В разные периоды своего эволюционного развития мировой кинематограф переживал свои взлеты и падения. Поэтому я спокойно отношусь к проектам, которые не всегда выходят удачными. С другой стороны, отрадно, что такие проекты все же выходят.
Это означает, что процесс развития не стоит на месте. Зритель и время сами отсеют ненужные и невостребованные фильмы, оставив лишь востребованные обществом. Кино является индикатором ценностей, на которые ориентируется общество. Поэтому порой не следует остро реагировать на случаи, когда на рынок выбрасывается некачественный продукт. Он обязательно будет смешиваться с действительно интересными и полезными картинами.
Ақыл-кеңес Карлыгаш Исабековой
Если раньше, исполняя некоторые роли, мне приходилось в какие-то моменты где-то преодолевать себя. В съемках фильма «Больше чем любовь» я получила неописуемое удовольствие от работы и самого процесса. К тому же впервые побывала в Грузии, обрела там новых друзей и о гостеприимстве грузинского народа знаю теперь не на словах, а на деле. Убедилась, что теперь мне не хочется играть отрицательных героинь, поскольку психологически это все же накладывает некоторые отпечатки. Как бы ты не играл, все равно приходится переживать всю гамму отрицательных эмоций. Между прочим, в Голливуде актерам доплачивают за отрицательную роль, как бы компенсируя негативные эмоции и нелюбовь зрителя. Впоследствии выбранный ими образ отрицательного героя незаметно и автоматически накладывается на личность. Немало историй, когда актерам приходилось обращаться за психологической помощью, чтобы выйти из образа.
В кино случается то, чего не происходит в жизни. Задумка и фантазия человека, придумавшего сценарий, на глазах воплощаются в реальность. В этой другой реальности нужно владеть своим телом, психикой и эмоциями. Это намного сложнее, чем может показаться со стороны. Я часто слышу от людей о мечте когда-то сняться в кино и всегда предупреждаю, что съемочный процесс — это довольно утомительно и энергозатратно. Текст произнести может каждый, а вот сыграть… Пробовать нужно себя на кастингах и прислушиваться к себе, чтобы определить по какую сторону от экрана лучше оставаться.