Как только живописец откладывает кисть, закончив свою работу над картиной, начинается ее настоящая история. Полотно продолжает создаваться, твориться, обрастать новыми смыслами до тех пор, пока на него смотрит хотя бы один зритель. Речь пойдет об одной шедевральной работе «Дорогой отцов», автором которой является Молдахмет Кенбаев. Это произведение относится к малоизвестным картинам художника.
Ольга Батурина,
искусствовед,
профессор кафедры истории
и теории изобразительного искусства
КазНАИ им. Т. Жургенова
Полотно было написано в шестидесятые годы прошлого столетия в полном соответствии с идеологическими установками советского времени. Отсюда сюжет и масштаб – берег Каспийского моря, широкий шаг героев картины, среди которых отображена символическая фигура Тараса Шевченко.
Полотно «Дорогой отцов» пережило многие трудные времена. Из мастерской художника оно перемещалось по разным кабинетам, едва не было утрачено, пока в конце концов не попало в руки коллекционера галереи «Жауһар», который и отнес его на реставрацию в Государственный музей искусств им. А. Кастеева, лучший художественный музей Казахстана. Одна треть полотна была испорчена: живописный слой осыпался полностью. Кроме того, требовалось провести идентификацию и атрибуцию. Все это было блестяще выполнено нашими отечественными специалистами на высоком уровне. Учитывая большой размер картины, на реставрацию было потрачено около года. Но результат превзошел все ожидания!
Молдахмет Кенбаев был живописцем с горячим сердцем, полным любви к своей земле и к своему народу. Именно поэтому для него сюжетные рамки в его работах достаточно условны. Они не мешают ему передать главное – чувство свободы и радость жизни. В этой картине много воздуха, света, пространства и ветра. В этой картине люди являются героями, которые могут все. Поэтому такими просветленными выглядят их лица, такими энергичными показаны их жесты и такими устремленными в будущее – взгляды.
Наша вера в светлое будущее, как ни парадоксально это звучит, роднит в отдельных случаях советский художественный проект с итальянским Ренессансом. Это некий ракурс на мир, при котором возникает его идеальный образ. Не то, что есть на самом деле, а то, каким мог бы быть наш мир, если бы он был идеальным. И немаловажной является потрясающая вера человека в собственные силы!
Остальные две трети этого масштабного во всех смыслах полотна занимает небо. Оно наполнено солнцем и воздухом. Оно – единственный подходящий фон для этих титанов, которые движутся навстречу ветру, и у ног которых не только Каспий, но и весь мир. Фигуры героев картины заслоняют собой горизонт. Они – центр мира. И они здесь абсолютно свободны.
Все больше удаляясь от советского прошлого, мы все объективнее начинаем его видеть. Мы знаем про него все. В том числе его темную сторону. Но в живописи Молдахмета Кенбаева, как и многих художников его времени, живут мечта, сказка и утопия, которые он пропускает через призму собственных чувств. Чувства эти искренние и сильные. И потому его шедевр, несмотря на чуждый нам сегодняшним сюжет, продолжает нас волновать и заставляет пристально вглядываться в этот волшебный свет.
Данная картина находится в галерее «Жауһар», расположенной в фойе Государственного музея искусств им. А. Кастеева.