Все чаще и настойчивее вокруг слышится об устойчивом развитии, ставшем модным трендом. С одной стороны, тем, кто сможет понять и внедрить инструменты устойчивости, сулят различные дивиденды и конкурентные преимущества. С другой – не все еще толком понимают, что такое устойчивость и с чем ее едят. Если в развитых странах эта дефиниция успешно прижилась в обществе, бизнесе и на государственном уровне, став неотъемлемой частью каждого гражданина, то в Казахстане многие считают ее модным и бесполезным трендом. Остальные и вовсе либо не знают об устойчивости, либо не слышали о ней.
Айжан Хамитова
На самом деле, понятие «устойчивое развитие» не свалилось нам как снег на голову. Оно стало известно не с появлением семнадцати целей в области устойчивого развития ООН в 2015 году. И даже не в 80-е годы прошлого столетия, когда эта фраза впервые прозвучала в докладах Международной комиссии по окружающей среде и развитию (World Commission on Environment and Development, WCED). Еще в XVIII-XIX веках термин «устойчивость» вовсю применялся к таким сферам жизнедеятельности человека как правильное лесопользование и эксплуатация рыбных ресурсов.
Но именно в докладе WCED всерьез и комплексно заговорили не просто об экологии, а об ее взаимосвязи с экономикой. Красной нитью звучала идея о балансе между поколениями, которая должна удовлетворять потребности настоящего поколения и не ставить под риск жизнь будущего. С тех пор про устойчивое развитие бизнеса было немало написано и рассказано. К большому сожалению, встречаются люди, которые до сих пор считают, что речь идет о сугубо экономической стабильности компании и росте ее доходов. Это и было когда-то прописано в миссиях компаний – удовлетворение интересов акционеров через увеличение прибыли. Такое однобокое понимание уже должно остаться в прошлом. Изменились времена, как и интересы и мышление акционеров.
Ответственность и осознанность
В развитых странах запрос на инструменты устойчивого развития идет со стороны общественности. Особую активность проявляет молодежь. Если раньше дети гордились тем, что их родители работают в нефтегазовой компании (что всегда было престижно), то в последнее время подросшим детям уже неловко за то, что их отец или мать работают в отрасли, которая потенциально может причинить вред окружающей среде. В Казахстане тоже наблюдается давление со стороны общества и правительства. Людей все больше волнует качество воздуха и воды. Мы интересуемся участием бизнеса в решении социальных проблем регионов. Общество хочет убедиться в том, что иностранные инвесторы не являются «временщиками» и меркантильными пользователями ресурсов. Все хотят прозрачности и открытых дискуссий, чтобы конструктивно обсуждать кадровую и финансовую политику иностранных компаний. Одной ежегодной пресс-конференции и презентации Отчета об устойчивом развитии компании становится недостаточно. Общественность хочет понимать, как управляется бизнес, и каким образом принимаются решения. В этом случае диалог населения с бизнесом не превратится в односторонний поток обвинений и сплошных требований.
Именно тут на помощь приходят ESG- принципы, которые помогают получить внятную картину об устойчивости бизнеса, хотя до сих пор нет единых стандартов и критериев для их принятия. Если понятие «устойчивое развитие» является общей концепцией, то ESG превратился в инструмент, который охватывает следующие факторы:
E — Environmental (экологические)
S — Social (социальные)
G — Governance (корпоративное управление).
Факторы ESG | ||
E | S Социальные | G Управленческие |
Политика в отношении климата, планы и практика раскрытия информации Загрязнение воды и воздуха Вырубка леса Воздействие на биоразнообразие Дефицит воды Управление отходами и опасными материалами Использование возобновляемой энергии | Взаимоотношения с местными сообществами Права человека Условия труда Безопасность продукции Безопасность данных и конфиденциальность клиентов Разнообразие и инклюзивность Этический поиск поставщиков | Структура управления Вознаграждение топ-менеджмента Состав Совета директоров Деловая честность Прозрачность Взяточничество и коррупция Лоббирование Схемы информирования о нарушении Отношения с акционерами |
Рис.1 Источник консалтинговая компания BITOBE
В крупных компаниях вопросы, связанные с ESG, находятся на повестке у акционеров, первых руководителей, попечительских советов и советов директоров. Они выступают драйверами ESG-повестки и понимают всю значимость и надобность. Но проблема заключается в том, что ESG-принципы могут быть хорошо прописаны в миссии и в стратегии компании. При этом персонал может совершенно не понимать их сути. Это означает, что эти документы разрабатывались без участия сотрудников, которые так и остались без разъяснений.
Так и оставшись на бумаге, ESG-стандарты оказываются не интегрированными в корпоративную культуру. Имеют место случаи, когда направление по ESG «вешают» на шею одного сотрудника, отвечающего за управление рисками. Он делает что хочет и закрывает все непонятные вопросы, порой не имея достаточных знаний и компетенций. При этом это направление является стратегическим участком, поскольку работа с рисками должна быть сопряжена с внутренними и внешними коммуникациями. Поэтому можно сделать вывод, что на данном этапе ESG-культура в казахстанской бизнес-среде только формируется. Но завтра это коснется и субъектов малого и среднего бизнеса.
Инвесторы, изучающие объект инвестирования, уже сейчас, помимо его стандартной финансовой отчетности, начинают опираться на ESG-факторы в принятии своих решений. По данным Morgan Stanley, инвестиции в активы, которые соответствуют ESG-принципам, являются более выгодными. Анализ деятельности 11 000 фондов продемонстрировал, что портфели ответственных фондов дешевеют в кризисы в среднем на 20% меньше по сравнению с обычными. По данным Global Sustainable Investments Alliance, в 2020 году инвестиции, ориентированные на ESG, превысили планку в 35 трлн долларов США. Bloomberg прогнозирует дальнейший рост ESG-активов до 53 трлн долларов США к 2025 году. Поэтому компании, смотрящие далеко вперед, давно усвоили, что их стратегии по устойчивому развитию и ESG скорее являются «must have», чем «nice to have».
Нельзя забывать про жесточайшую конкуренцию на международных рынках капитала и в сфере кредитования со стороны банковского сектора. В Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан, принятой в 2022 году, указано, что будут разрабатываться инструменты устойчивого («зеленого») финансирования для поддержки компаний, у которых «будет верифицирована интеграция ESG-принципов в текущую деятельность и стратегию развития».
По данным компании McKinsey, внедрение ESG-принципов увеличивает доход акционеров в среднем на 2%, текучесть персонала уменьшается на 15-25%, а рыночная стоимость компаний, внедривших ESG, становится на 10-20% выше. В дополнение к этому ESG-стратегия положительно влияет на репутацию компании, превращая ее в узнаваемый и привлекательный бренд работодателя и стимулируя инновационное развитие. В ближайшей перспективе на повестку выйдет вопрос по трансграничному углеродному налогу. А там уже голова начнет болеть по поводу получения доступа на международные товарные рынки.
Справедливое корпоративное управление
Понятие «корпоративное управление» говорит само за себя и отвечает за эффективность менеджмента. Компания, соблюдающая принципы качественного и справедливого корпоративного управления, имеет право на справедливую и прозрачную кадровую политику. Соблюдение этого принципа требует от компании выполнения своих обязательств. Для сотрудников, для руководства и для акционеров ее наличие является гарантией того, что мошенничество и коррупция будут недопустимыми в деятельности компании.
Сюда можно добавить правильно выстроенную систему взаимоотношений компании с органами государственной власти и общественностью. Для инвесторов важно контактировать с квалифицированным руководством, которое обеспечивает эффективность работы. Взамен оно получает адекватную заработную плату топ-менеджеров, предоставляя своевременную и полную финансовую и нефинансовую отчетность, снижение финансовых и других рисков. Эти и другие прямые и косвенные ESG-факторы повышают репутацию и инвестиционную привлекательность компании, делают ее более успешной и устойчивой.
Смена поколений
Кадровые вопросы всегда остаются острыми, учитывая то, что бизнес оказался очень чутким к изменениям на рынке труда. Сегодня наблюдается рынок соискателя, а не работодателя. То есть, помимо того, что рынок испытывает острый дефицит кадров, компаниям сейчас сложнее привлекать и удерживать молодых специалистов. Новое поколение сейчас ищет смыслы, из-за чего в адрес молодого поколения слышится критика в отсутствии лояльности. А ведь именно поиск смыслов заставляет их «метаться. Работодателям нужно понимать, что на рынок труда выходят молодые люди с совершенно другими ценностями и ориентирами. У них другие приоритеты и иное наполнение ценностей.
На первом месте по степени важности у нынешней молодежи находятся семья, здоровье и свобода. Карьера и хоббиувлечения практически конкурируют друг с другом. Если предыдущее поколение стремилось реализоваться как профессионалы, то современная молодежь больше стремится к самореализации. И это они делают через творчество, спорт, путешествия и решение интересных задач. Соответственно, чтобы удержать их на работе, им надо дать возможность самореализации внутри компании, предоставив свободу творчества, принятия решения и чувство вовлеченности. Обязательным является предоставление постоянной, быстрой и четкой обратной связи. Руководство компании должно быть открытым, доступным и слышащим, оперативно реагируя на высокий запрос на менторство и наставничество со стороны молодежи.
60% студентов будут готовы покинуть престижную компанию, если начнет страдать их личная жизнь (здоровье, семья, хобби, возможность учиться и путешествовать), и рынок труда это достаточно наглядно демонстрирует. В то же время почти половина респондентов все еще не определилась со своей будущей профессией, хотя сейчас везде активно продвигается Атлас новых профессий.
А еще молодежь сильно обращает внимание на соблюдение гендерного равенства, доступ к обучению, цифровизацию, инновации, справедливую оплату труда, защиту окружающей среды, наличие «зеленого офиса», ответственность бизнеса, заботу о населении, реализацию социальных проектов и благотворительность, недопустимость коррупции, мошенничества, защиту от непотизма и буллинга, безопасность на рабочем месте, уважение прав человека и многое другое. А все вышеперечисленное как раз-таки относится к ESG-повестке. Соответственно, хотим мы того или нет, компании будут вынужденно или добровольно внедрять эти принципы, чтобы не только удержать свежие кадры, но и просто чтобы остаться на рынке.