«Мысли глобально, действуй локально», — важный принцип, о котором нам всегда нужно помнить. Сегодня он особенно важен для Казахстана.
Олег Хе
Для этого есть, как минимум, две веские причины. Во-первых, после трагических январских событий можно было наблюдать ситуацию, когда казахстанское общество замкнулось на себе — обсуждало только свои болячки и проблемы, чиновников и их ведомства. Эта рефлексия опасна тем, что мы все больше отстаем от глобального развития, варясь в собственном котле.
Во-вторых, текущая ситуация обострила политические, экономические и социальные проблемы, которые обрели четкие очертания. Речь идет о резкой девальвации тенге, растущей инфляции, снижении инвестиционной привлекательности, военных угрозах и прочих «прелестях». Как Дамоклов меч над нами нависает всем известная угроза, которая может возникнуть вследствие одного неправильного шага Казахстана, который может привести в крайне нежелательным последствиям из-за санкций и их негативных последствий.
В этой связи казахстанцам нужно заставить себя обратить внимание на лучшие мировые практики, выстраивать сотрудничество с передовыми странами и привлекать иностранные инвестиции. Именно такая стратегия помогла Казахстану на заре независимости, когда было не менее сложно и экономике, и людям в целом. Казахстан смог сделать рывок, в первую очередь, за счет активного сотрудничества с экономически развитыми странами.
Почему Южная Корея?
Мы, команда единомышленников, запустили медиа-проект про Южную Корею (www.mediasaram.com). Во-первых, есть понимание, что у этой страны многому можно научиться. Она открывает уйму любопытных возможностей с точки зрения привлечения инвестиций и технологий, заимствования опыта построения креативных индустрий, эффективного функционирования государственных структур и демократического общества. На указанном сайте опубликовано интервью с выходцами из стран бывшего Советского Союза, в том числе, из Казахстана, которые воспользовались этими возможностями и сейчас весьма успешны на корейском рынке.
Во-вторых, Корея сейчас находится в тренде мирового внимания. С одной стороны, корейские автомобили, полупроводники и гаджеты проникли во все уголки земного шара. Вкупе с популярной кухней и натуральной косметикой все это постоянно подогревало интерес к Южной Корее. Теперь же глобальный резонанс создают такие креативные и востребованные продукты, как дорамы, К-рор, кинематограф, комиксы (манхва) и веб-анимация. Именно они являются составными частями так называемой «корейской волны» (халлю), формируя образ сегодняшней Кореи.
В-третьих, эта страна не вовлечена в политическое противостояние «Россия-Запад». А это говорит о том, что в обмен на экономическое сотрудничество Казахстану не будут выдвигаться никакие политические требования. Очевидно, что на данный момент наша страна пытается сохранить нейтралитет, соответственно, и сотрудничать, в первую очередь, нужно со странами, придерживающимися нейтралитета.
Одним словом, партнерство с Южной Кореей весьма привлекательно. Особенно в свете того, что оно запускается не с нуля. На территории Казахстана действуют более пятисот предприятий с корейским участием в таких отраслях, как машиностроение, строительство и здравоохранение. Ежегодный товарооборот между Казахстаном и Южной Кореей превышает 4 млрд долларов США.
Мягкая сила – единая сила
В Корее понимают, как использовать не только мягкость, но и единение, чтобы ударить сильнее. Под «ударом» я, конечно же, подразумеваю не агрессию, а завоевание рынка. Именно так происходило с глобальной культурной индустрией, в которой Корея захотела занять лидирующие позиции. Ее единство выражалось в том, что были разработаны пятилетние программы, которые консолидировали ресурсы государства, предпринимателей и общества, чтобы в короткие сроки создать вполне конкурентоспособные и интересные продукты в кино, музыке, видеоиграх, комиксах и других сферах. В Стране утренней свежести была выстроена эффективная система выявления талантов, акселерации и вывода на международный уровень.
Мягкость этой консолидированной энергии состоит в том, что правительство Кореи деликатно, но настойчиво пробивала путь тех же дорам на телевидение разных государств. Власти тратили много денег, но потом все расходы окупились сполна. В 2012 году страна превратилась из импортера культуры в экспортера, на данный момент являясь седьмым по величине поставщиком контента в мире. Рост индустрии контента в Южной Корее уже опережает развитие смежных отраслей, поддерживает ряд направлений местной экономики и формирует у корейцев гордость за свой рынок.
Эта стратегия «мягкой силы», безусловно, идеально подходит и Казахстану. Мы, как и Корея, не являемся крупной мировой державой. Значит, остается только деликатно, но настойчиво продвигать свои товары и услуги на другие рынки. Главное, чтобы было, что продвигать. Давайте посмотрим, как работала Южная Корея над созданием качественного продукта.
Креатив – новая нефть
На какие индустрии сейчас делают ставку передовые страны? Правильный ответ: на креативные. К ним относятся промышленный дизайн, научные разработки, мода, музыка, кино, медиа, реклама, компьютерные игры, изобразительное искусство, литература и т.д. Именно в них высока доля творчества и интеллектуальной собственности. Потребление креативной продукции растет, а значит, развитие этих индустрий идет быстрыми темпами. Корея сделала очень правильный ход, вовремя вложив много сил и финансовых ресурсов в то, что сейчас называют «культурным феноменом». Это то, чему Казахстану точно следует учитывать при построении своего будущего.
Вот что Юни Хонг, корейско-американский журналист и писатель, живущая во Франции, рассказывает в своей книге «Корейская волна. Как маленькая страна покорила весь мир»:
- В 1994 году, когда США и Великобритания протестовали против перехода от аналогового к цифровому телевидению и многие люди утверждали, что «это фашистское правительство не заставит меня купить новый телевизор», Корея подключала своих граждан к Интернету за счет государственных средств, которые обычно выделяют на строительство национальной автострады или железнодорожной системы.
- В 2009 году, когда южнокорейская звукозаписывающая индустрия страдала от потери доходов из-за нелегального скачивания музыки, правительство выделило 91 млн долларов США на спасение K-pop. План включал в себя строительство K-pop-центра с концертным залом на 3 000 человек и регулирование национальных норэбанов (караоке-комнат) с целью контроля за их владельцами на предмет оплаты ими авторских лицензий на все песни в своих музыкальных аппаратах.
- Чтобы понять корейский драйв, который привел страну к богатству, необходимо знать, что Корея оставалась мальчиком для битья на протяжении 5 000 лет. Полуостров захватывался более четырехсот раз, но сама Корея никогда не вторгалась в жизнь ни одной другой нации, если не считать ее участие во Вьетнамской войне.
- Другая причина высокого уровня самоубийств заключается в том, что корейцы не прощают себе неудач, что способствует как успеху, так и страданиям.
- Популярность кимчи значительно подскочила после 2008 года. Юни Хонг считает, что это можно связать с кампанией Ли Мён Бака, бывшего президента Южной Кореи, по повышению глобальной осведомленности о hansik (хансик) – национальной корейской еде. Его жена Ким Юн Ок возглавляла финансируемую правительством мировую ассоциацию хансик, известную за рубежом как Фонд корейской кухни.
- Корея приняла часть своих лучших решений именно после кризиса. Ее информационные технологии, поп-культура, дорамы, фильмы и индустрия видеоигр, какими мы их знаем сегодня, появились благодаря последнему шансу, когда других шансов выбраться из экономической дыры практически не оставалось. Но в ее безумии есть система. Создание поп-культуры не требует огромной инфраструктуры. Все, что действительно необходимо – это время и талант.
- В министерстве имеются еще три отдела медиаиндустрии: один – по видеоиграм, второй – по телевидению, третий – по политике в области индустрии культуры. Вместе они называются Cultural Content Office. Чой Ын Бок, директор отдела индустрии поп-культуры, так определяет основную цель своей работы: «Мы хотим создать экосистему для творческих личностей, чтобы они могли плодотворно работать и получать справедливую оплату за свой труд. Мы сами устанавливаем правила».
- После азиатского финансового кризиса президент Ким Дэ Чжун организовал специальный фонд для создания Бюро культурного контента. В данный момент эта организация является стратегическим «ядром» мягкой силы Кореи. Существует второй способ финансирования корейской культуры: инвестиционный фонд. Он не предоставляет бесплатных грантов и создан исключительно для коммерческих целей, направленных на получение высоких доходов. В настоящее время размер фонда ошеломляющий – 1 млрд долларов США. И все эти деньги предназначены только для развития корейской индустрии поп-культуры. Он не затрагивает такие сферы искусства, как музеи, оперу или балет. (Эти отрасли управляются совершенно другим подразделением. Корейцы очень серьезно относятся к культуре).
Резюмируя вышесказанное, скажу: чтобы быстро преодолеть накопленные трудности, Казахстану нужно держать не только свой рынок открытым для инвестиций и технологий, но и, что важнее – ум. Тогда мы сможем учиться лучшему, осваивать чужой опыт и строить свое успешное будущее.
Интересные факты
- По данным Всемирного банка, в 1988 году ВВП Корейской республики составлял 197 млрд долларов США (в текущих ценах). Почти через 30 лет, в 2017 году, он вырос в восемь раз и стал равен 1,5 трлн долларов США;
- По данным ЮНЕСКО, Республика Корея является лидером по расходам на НИОКР: 4,2% ВВП – это больше, чем в США и Японии, являющихся мировыми инновационными лидерами, где этот показатель составляет 2,7% и 3,2% соответственно;
- По данным McKinsey, сейчас Топ-30 компаний (среди них, например, Hyundai, Samsung и LG Electronics) принадлежит 40% корпоративных активов страны, на их долю приходится 36% всех продаж южнокорейского рынка;
- Компания AmorePacific, являющаяся крупнейшим корейским производителем косметики, в 2017 году обогнала Chanel и LVMH, заняв седьмую строчку в рейтинге WWB (американского журнала о бизнесе в сфере красоты) по объему продаж среди мировых косметических компаний;
- Ежегодно Южная Корея тратит 1 млрд долларов США на привлечение медицинских туристов, что подтверждается данными Министерства здравоохранения и благосостояния Южной Кореи за 2018 год.