28 декабря 2022 года высокогорный спортивный комплекс «Медеу» отметил свой 50-летний юбилей. В 1972 году, в этот день состоялось его торжественное открытие. Легендарное сооружение, перешагнувшее полувековую веху, стало свидетелем не только многочисленных рекордов. Оно впитало в себя все традиции города, с которым оно делило все радостные и сложные моменты. Уже с первых дней ледовый стадион превратился в уникальную достопримечательность международного масштаба, оставив после себя богатое историческое наследие. Находясь в красивейшем месте, каток «Медеу» стал излюбленным местом отдыха для жителей и гостей южной столицы Казахстана, навсегда закрепив за собой статус объекта, который обязательно нужно посетить в своей жизни.
История главного льда страны началась в середине ХХ века в высокогорном урочище «Медеу» на высоте 1 691 метра над уровнем моря. В январе 1951 года на выбранной площадке в ущелье реки Малая Алматинка было впервые залито ледяное поле. В течение почти двух десятилетий каток оставался неблагоустроенным, подвергался опасности быть засыпанным снежными сходами с окружающих гор. В то время над Алматы висела угроза повторного схода селя, которая была устранена в 1972 году после возведения защитной плотины. В таких условиях время эксплуатации катка было очень коротким, всего полтора месяца в году. Эти недостатки компенсировались необычными свойствами льда и уникальными климатическими особенностями, которые позволили установить на Медеу сорок семь мировых рекордов в течение семнадцати сезонов. И это при том, что на катке отсутствовали удобства и специфичное оборудование.
5 февраля 1951 года, в день открытия катка, на Медеу были установлены два мировых и шесть всесоюзных рекордов. Причина триумфального превосходства высокогорного катка заключается в оптимальном уровне солнечной радиации, невысоком атмосферном давлении, слабом ветре и уникальном составе льда. Его получали из чистейшей воды Малой Алматинки, что обеспечивало высокую скорость скольжения. Эти факторы были настолько существенными, что игнорировать их при обсуждении дальнейших планов развития конькобежного спорта было невозможно.
Учитывая, что на всех остальных катках страны за многолетнюю историю отечественного конькобежного спорта было установлено всего четыре мировых рекорда, было решено улучшить инфраструктуру катка. Со временем каток превратился в первоклассное спортивное сооружение, используемое почти круглый год. Эта задача была не из легких, и строителям горного спортивного комплекса предстояло решить целый ряд сложных инженерно-технических задач.
Жизнь Медеу Пусурманова
Каток был назван в честь Медеу Пусурманова (1850-1908), выдающегося деятеля верненской эпохи, волостного третьего аула Малоалматинской волости. В урочище, которое также получило его имя, купец построил три деревянных сруба, которые стали зимовкой для его семьи. В архиве хранится исторический документ — прошение Медеу Пусурманова губернатору Семиречья, в котором излагалась просьба предоставить «место на постройку деревянных домов рядом с дачей генерала Колпаковского. На его письмо пришел ответ, в котором говорилось, что «он и его родичи могут возводить жилье и хозяйственные постройки без всякого разрешения администрации».
Будучи покровителем учебных заведений и человеком, ратовавшим за масштабное озеленение города, Пусурманов стал первым человеком, который начал освоение живописного урочища в предгорьях Заилийского Алатау. Он был достаточно образованным человеком для того времени, что позволяло ему свободно общаться и пользоваться авторитетом среди своих знаменитых современников. В их число входили генерал Герасим Колпаковский, архитектор и зодчий Андрей Зенков, ученые Н. Моисеев, Эдуард Баум и другие видные чиновники, купцы и деятели искусства.
После его смерти в его доме работала Лесная школа, которая в 1920 году по резолюции Дмитрия Фурманова, военного комиссара Семиречья, была перестроена в кумысолечебницу. В полную силу она заработала лишь десять лет спустя и получила название «МДО» (Местный дом отдыха). Последующие два десятилетия эта местность особо не привлекала внимание представителей Советской власти.
На пути к славе
В послевоенные годы на урочище «Медеу» свое внимание обратили советские конькобежцы. Дело в том, что в середине ХХ века большинство соревнований по конькобежному спорту проводились в Сибири. Климатическая пригодность региона обеспечивала хорошие условия для тренировок в течение долгой зимы. Май Хван, первый мастер спорта по конькобежному спорту в Казахстане, вспоминал, как в декабре 1948 года вышло постановление правительства «О массовом развитии физической культуры и завоевании советскими спортсменами мирового первенства по важнейшим видам спорта». Советский рекорд на 500 м сильно отставал от мирового – 43 секунды против 41,9 секунд. Советские конькобежцы нуждались в хорошей площадке для тренировок в среднегорье.
Фото: Энциклопедия «Алма-Ата», 1983 г.
Тогда Константин Кудрявцев, основоположник советского конькобежного спорта, главный тренер конькобежной сборной СССР, усиленно искал место для такого катка в Закарпатье, на Урале и Кавказе. В итоге он заметил, что именно казахстанские конькобежцы показывали более высокие результаты во время соревнований в Алматы, чем на турнирах, проходивших в других местах. Спортсмены объясняли этот феномен более скользким льдом, который помогал им бить свои личные рекорды. Талая структурированная вода из Малой Алматинки не содержит примесей. В момент, когда солнце начинало припекать, лед становился особенно скользким. Для проверки этого факта вода из речки потекла через специально отведенный рукав на расчищенную площадку, где был залит лед. Подровняв его и сделав на нем разметку, тренеры организовали первый старт.
Действительно, все до единого спортсмены, катавшиеся на алматинском льду, оказались более быстрыми, подтвердив свои слова. Весть об этих результатах мгновенно разлетелась по всему миру. За рубежом все удивлялись тому, что советские спортсмены установили рекорд в степи. Тогда и было принято решение построить Алматы новый каток, который должен был составить конкуренцию швейцарскому Давосу и немецкому Инцелю. Слава двух европейских катков вскоре начала доставаться и столице Казахской ССР.
Ключевое решение
Долгие обсуждения и консультации специальной комиссии, приехавшей из Москвы, привели к выбору площадки для будущей кузницы рекордов. Ею стало урочище «Медеу» с ровным плато, на котором в 1949 году началось строительство 400-метровой спортивной площадки. Сам каток открылся 5 февраля 1951 года, когда на свежезалитом льду «Медеу» конькобежка Софья Кондакова сразу же установила два мировых рекорда. С этого момента здесь начали готовить спортсменов к соревнованиям в условиях высокогорья, чтобы они смогли успешнее выступать в похожих условиях.
Но до того, как ледовая площадка превратилась в современный спортивный комплекс, который до сих пор считается крупнейшим в мире среди сооружений, построенных в высокогорье, нужно было многое еще сделать. Многие думают, что он изначально выглядел так, как сейчас. Но в первые годы своей работы каток не имел бетонного обрамления и многочисленных комфортных трибун. Вместо них были построены небольшие деревянные трибуны и несколько теплых раздевалок для спортсменов и зрителей. С высоты птичьего полета на месте нынешнего катка можно было увидеть большое ледяное пятно. Вдобавок имелись транспортные неудобства, несмотря на которые каток все равно пользовался неизменным успехом у обычных любителей коньков.
Фильмы о Медеу
В фильме «Ангел в тюбетейке», который был снят режиссером Шакеном Аймановым в 1968 году, можно увидеть, как в то время выглядел «Медеу». Известная в то время конькобежка Людмила Воронина снялась в одном из эпизодов этого фильма, где показывалось проведение Зимних Олимпийских игр в Алматы. Режиссер «Казахфильма», как и все алматинцы, мечтал о том, чтобы в их городе когда-нибудь зажегся Олимпийский огонь. Людмила Воронина сыграла спортсменку, с которой главная героиня фильма (Амина Умурзакова) познакомилась в городе с целью познакомить ее со своим холостым сыном по имени Тайлак. Конькобежка приглашает ее на соревнования, проходившие на «Медеу». Во время забега пожилая женщина выпивает стакан коньяка, думая, что ее угостили чаем. Захмелевшая мать Тайлака горячо болеет за свою будущую, как ей поначалу кажется, невестку. В это время спортсменка неудачно завершает свое выступление, упав на одном из отрезков дистанции. Это стало причиной нежелания матери Тайлака продолжать затею.
В те годы Воронина еще не успела достичь больших высот в науке, но очень понравилась зрителям и уже показывала хорошие результаты в спорте. После фильма ее не раз приглашали сниматься в фильмах, но она решила сконцентрироваться на спорте и науке. Сегодня, в преддверии 55-летия легендарного фильма, Людмила Воронина, доктор технических наук и профессор, преподает в одном из университетов Алматы. Она является заслуженным мастером спорта по конькобежному спорту, двадцатидвукратной чемпионкой и рекордсменкой Казахстана. Поскольку каток «Медеу» в то время не был закрытым, то периодически в соревнования вмешивалась так называемая аэродинамическая труба, которая могла, как помочь, так и помешать спортсменам. Поэтому все конькобежцы мысленно молились о том, чтобы этот природный допинг оказался в нужное время и в нужном месте.
В 1976 году вышла мелодрама режиссерского дуэта Асхата Ашрапова и Сапара Сулейменова «Встречи на Медео», которая повествует том, как Эрнест (Эрик) и Джайран, два юных фигуриста готовятся к соревнованиям. Танцевальная пара тренируется на высокогорном катке «Медеу», усиленно готовясь к предстоящим ответственным соревнованиям. Фигуристы (Ашрапова и Мусин-Галичкий), снимавшиеся в главной роли, на самом деле находились в составе сборной Казахстана и в то время участвовали в соревнованиях с такими именитыми спортсменами, как Людмила Пахомова (чемпионка Олимпийских игр, шестикратная чемпионка мира и Европы и , девятикратная чемпионка СССР), Александр Горшков (олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира и Европы. Заслуженный мастер спорта СССР), Ирина Моисеева и Андрей Миненков (серебряные медалисты Олимпиады 1976 года и бронзовые призеры Олимпийских игр 1980 года), Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов (Олимпийские чемпионы, двукратные чемпионы мира и Европы), Елена Гаранина и Игорь Завозин (чемпионы зимней Универсиады 1981 года) и др.
В фильме были использованы документальные хроники международных соревнований, которые проводились в те годы на Медеу. Уже на седьмой минуте фильма показываются кадры из чемпионата Европы по конькобежному спорту среди женщин, который в 1974 году собрал весь цвет конькобежного спорта.
Советская драма о спорте также повествует, о том, как за время долгих тренировок в паре, партнеры полюбили друг друга. Такое часто происходило и происходит в спорте. Во время подготовительного процесса к ответственным соревнованиям выясняется, что тренер решает заменить Джайран на более опытную партнершу. Влюбленный в свою прежнюю партнершу, Эрик напрочь отказывается тренироваться с новой фигуристкой, тем самым провоцируя свой конфликт с тренером. В свою очередь, и Джайран мечтает продолжать танцевать на льду со своим возлюбленным, при этом не желая стать угрозой для карьеры Эрика. В этом фильме снимались Ермек Серкебаев (отец Джайран), Наталья Аринбасарова (мать Джайран), Жанна Куанышева (новая партнерша Эрика) и другие актеры.
«До свидания, Медео» является еще одной картиной, которая была снята на катке «Медеу» в 1982 году чешским режиссером Зденеком Подскальским. Этот мюзикл так же известен под названием «Ревю по заказу» («Revue na zakázku»), который стал успешным совместным кинопроектом СССР и Чехословакии. В театральной сфере под жанром «ревю» подразумевается объединение танцев, вокальных выступлений и скетчей в одну программу. Режиссер и хореограф, приехавшие из Праги, решили поставить шоу «Восточная сказка» в формате балета на льду. По задумке в проекте должны были принять участие различные вокально-инструментальные ансамбли и популярные звезды эстрады. В музыкальном фильме выступали пять ансамблей, четыре из которых были из Казахстана, а один – из Москвы. ЧССР был представлен коллективом, который входил в состав спортивного сообщества Праги.
Пражский режиссер долго выбирал локацию для своих будущих съемок. В итоге свой выбор он остановил на высокогорном урочище «Медеу». В этом фильме снимались Роза Рымбаева, Касым Жакибаев, Кудайберген Султанбаев, Досхан и Ерик Жолжаксыновы, Димаш Ахимов, Жан Байжанбаев и многие другие актеры и певцы.
Фото: картинная галерея «Жауһар
Каток «Медеу» также был запечатлен художником Александром Дроздовым в картине «Медео» (бумага, цветной офорт, 27×41). С 1965 года участник Великой Отечественной войны жил и работал в Алматы. С 1970 года являлся членом Союза художников СССР. С 1977 по 1982 годы был ответственным секретарем Правления Союза художников Казахстана. Произведения художника хранятся в Государственном музее искусств Казахстана, в Дирекции художественных выставок, в Павлодарском областном музее изобразительного искусства и в Темиртауском историко-краеведческом музее.
Новый облик
… В течение четырех секунд на воздух было поднято более 2,5 млн т скальных пород, которые образовали колоссальную 115-метровую плотину, защищающую город. Селехранилище, способное вместить миллионы кубических метров селевых потоков, было своевременно закончено в 1972 году. Уже буквально на следующий год она была испытана природой. Об этом эпизоде рассказывается в романе Ильяса Есенберлина «Лодка, переплывающая океан», о котором рассказывалось в №3(30), 2022.
В эти годы и строился высокогорный каток силами треста «Казахтрансстрой» Министерства автомобильных дорог КазССР. В силу местной специфики в Казахстане практически все министерства имели в своем составе строительные подразделения полного цикла. Минавтодор славился своим опытным проверенным коллективом. Ему помогали тресты Министерства монтажных и специальных работ КазССР. За неполные два года были возведены каток, гостиница «Медеу», открытый бассейн, водоочистительные сооружения, станция и прекрасная дорога, соединявшая все это с городом. Великолепная широкая автомагистраль плавно изгибается по ущелью русла реки Малой Алматинки. В строительстве катка «Медеу» участвовало более 1 300 человек, а сам проект был объявлен ударной комсомольской стройкой.
Учитывая высокую сейсмичность региона, его конструкция спроектирована как монолитная. Перед архитекторами и строителями ставилась задача, чтобы искусственный лед был такого же качества, как естественный. Он должен был держаться в течение трех-четырех месяцев в году. Эта цель была достигнута за счет разработки специальной системы охлаждения и вмонтированных 170 км труб, которые создавали одномерное температурное поле. Еще одна задача, которая ставилась перед строителями, заключалась в создании максимально долговечной конструкции. В результате комплекс «Медеу» прослужил без капитального ремонта двадцать четыре года.
Можно сказать, что уже с момента введения в эксплуатацию спорткомплекс превратился в памятник архитектуры и градостроительства, удостоенного Государственной премии СССР в 1975 году. Сегодня комплекс «Медеу» значится в Государственном списке памятников истории и культуры республиканского значения как памятник градостроительства и архитектуры под порядковым номером «16». Первоначально вместимость трибун составляла 10 506 мест, 2 500 человек из которых могли дополнительно разместиться на обходных галереях. Зрительские трибуны, поделенные на двадцать три сектора, выполнены в подковообразной форме, и лишь в северной стороне, смотрящей в сторону Малоалматинского ущелья, имеется разрыв. Этот архитектурный прием имеет функциональную необходимость и способствует тому, чтоб органично вписать элементы стадиона в котловину, созданную склонами прилегающих гор. Перед зрителями раскрывается величие гор и красота урочища с его стройными рядами тянь-шаньских елей.
Фото: Энциклопедия «Алма-Ата», 1983 г.
Стадион украшен подпорными стенами, широкими каменными лестницами, цветниками и фонтанами. В круглом резервуаре, который находится выше стадиона, у подножия плотины, накапливается вода, которая используется при заливке льда катка. На одной из террас был размещен плавательный бассейн с теплой водой, поступавшей от агрегатов машинного зала катка. В подпорные стенки были встроены киоски для торговли сувенирами, буфеты, билетная касса и пункты проката спортивного инвентаря, которые гармонично вписались в ландшафт. Все это находится под пандусом, который одновременно является главным фасадом стадиона и входом на восточную и западную трибуны.
Над стеной, которая смотрит на город, поставлено информационное табло. Помимо показа результатов оно иногда выполняло функцию большого билборда. На нем иногда вывешивались большие агитационные плакаты и портреты советских вождей. Мало, кто знает, что между первым и вторым ярусом трибун размещалась гостиница на восемьдесят человек. В первую очередь, в ней размещались спортсмены, приезжавшие издалека для участия на соревнованиях. Тут они могли акклиматизироваться в условиях пониженного давления.
На западной трибуне были предусмотрены специальные места для почетных гостей, которые выходили сюда через отдельный вход. Отсюда можно было выйти и к административному корпусу, который примыкает к северному торцу западной трибуны. Если смотреть на стадион со стороны западной трибуны, то там ледовое поле совпадает с уровнем первого этажа подтрибунных помещений. С восточной трибуны уровень ледового поля соответствовал четвертому этажу подтрибунных помещений. Здесь размещались раздевалки для четырех хоккейных команд, холл для спортсменов, буфеты и помещения судейской коллегии. На третьем этаже размещались дополнительные раздевалки на сто человек и две бани с сухим паром. для спортсменов общей вместимостью более чем на 100 человек и две бани сухого пара.
На втором этаже находились поликлиника, тренерские комнаты, массажные, разминочный зал, для спортсменов, кабинет ЛФК и аудитория с кинопроекционной установкой на шестьдесят зрителей. Третьей основной частью комплекса ледового стадиона являлся его энергетический блок. В нем были скомпонованы машинный зал с холодильными установками, электрическая котельная и объекты энергоснабжения. Этот блок был спланирован довольно скромно и остался незаметным для людей. Его кровля искусно была превращена в прогулочную террасу, с которой открывается панорама ущелья, набережной и водосливных плотин на реке Малая Алматинка.
Ледовое поле имело по контуру три дорожки шириной по 5 м. На двух крайних дорожках длиной по 400 м проводились соревнования по скоростному бегу на коньках. Внутренняя дорожка предназначалась для разогрева и разминки. Средняя часть поля была универсальной. На ней проходили игры по хоккею с мячом, отрабатывались виражи, а также устраивались соревнования по фигурному катанию. В выходные дни на катке организовывались массовые катания. В летнее время на поле, накрытое деревянными щитами, выходили тяжелые атлеты, гимнасты и гандболисты.
Архитектура ледового стадиона была исполнена в очень сдержанном, строгом и выразительном стиле. Основным строительным материалом стал железобетон, местами отделанный естественным камнем. В отделке стадиона применялось дерево. Комментаторский блок и подоконные пространства второго этажа были полностью деревянными и несколько оживляли композицию. Детали наружной отделки сразу бросались в глаза. К примеру, русты закругленной стены стадиона у входного пандуса размером 2х2 м очерчены сильным рельефом. Рустованная стена контрастирует с гладкими лестничными подпорными стенами и ограждениями пандуса. Наружная стена восточной трибуны также имеет рельефность и выразительную пластику в своем поперечном сечении.
Архитекторы не ограничились проектированием и строительством только лишь катка, усилив его большим количеством вспомогательных, технических и обслуживающих сооружений. Недалеко от катка была построена гостиница с рестораном. У въезда на территорию Медеу были построены стоянки, прогулочные тропы, смотровые площадки, которые были облюбованы горожанами. Если в 50-60-е годы приехать на каток было достаточно проблематично, и кроме катания на коньках делать особо было нечего, то благодаря удобному транспортному сообщению Медеу стал излюбленным местом отдыха алматинцев. На отметке 800 м выше Медеу в начале 70-х уже функционировала горнолыжная база Шымбулак с канатными подъемниками.
Что было потом?
В 80-е годы прошлого столетия на катке проводилось большое количество конькобежных соревнований самого высокого уровня. Но в последующие годы Международный союз конькобежцев (ISU) отказался от использования открытых катков. С этого момента каток «Медеу» начал постепенно терять свои значение и популярность за рубежом. Как минимум один раз предпринималась попытка сделать реконструкцию катка, чтобы превратить его в крытый стадион. Но эта задумка по разным причинам так и не была доведена до ума. Да и сам автор проекта Владимир Кацев был категорически против этого. При этом чемпионаты под эгидой ISU все так же не проводились на открытом воздухе. После распада СССР спортивное значение «Медеу» размылось творческой составляющей. С 1990 по 2004 год на катке проводились различные концерты и ежегодный фестиваль «Азия дауысы».
Фото: Энциклопедия «Алма-Ата», 1983 г.
Первым более-менее серьезным соревнованием, которое было проведено на «Медеу» стали VII Азиатские игры. Тогда на «Медеу» проходили турнир по хоккею с мячом и соревнования конькобежцев. Но и это событие особо не поспособствовало возрождению былой славы когда-то популярного катка. Для проведения Азиады в 2011 году была проведена капитальная реконструкция комплекса. Она стала второй по счету после первой, которая носила косметический характер. В 2010 году с целью создания более комфортных трибун количество посадочных мест было сокращено до 8 100. Также были отремонтированы медицинский и пресс-центр, была увеличена вместимость гостиничного комплекса на 400 мест и был построен новый фитнес-центр.
Оглядываясь назад, можно заметить, что многое из первоначальной инфраструктуры отдыха и развлечений вокруг ледового стадиона исчезло. Были заменены табло и холодильная система, которая стала слабее по мощности. Если в былые годы лед мог выдерживать до +30˚С, то в настоящее время этим похвастаться уже нельзя. 16 августа 1973 года в Алматы приехал Леонид Брежнев, которого сопровождала большая делегация. В то же время в Алматы на сборах находились олимпийские чемпионы Ирина Роднина и Александр Зайцев. Эта «золотая» пара должна была участвовать в небольшой церемонии приветствия руководителя страны.
Специально для этого утром был залит лед, поскольку поддерживать каток можно было только ранним утром. Генерального секретаря дождались после обеда, когда лед на катке успел основательно подтаять. В сложившихся тяжелых условиях спортсмены все же успешно выступили в промокшей до колен одежде. Благо, Брежнев ничего этого не заметил.
***
Пережив две реконструкции после обретения Казахстаном независимости, Медеу все еще остается главной достопримечательностью Казахстана. Сегодня, помимо туристов, сюда съезжаются многочисленные альпинисты, скайраннеры, горнолыжники и сноубордисты, которые дальше расходятся по своим делам. В настоящее время каток «Медеу» используется преимущественно для массового катания на коньках.
Фото: Дмитрий Доценко