Леонардо да Винчи является иконой вселенского человека и выдающимся гением, всегда открытого для инноваций и исследований. Он устремлен в неведомую и безграничную Вселенную, которую не только сложно объять, но и представить. Этот великий художник сумел оставить после себя великое творческое и научное наследие. Пять столетий спустя его работы все еще полны жизненной энергии и преисполнены яркой палитрой чувств.
«Однажды испытав полет,
ты будешь обречен ходить по земле с глазами,
обращенными в небо – туда,
где ты был и куда ты всегда будешь стремиться вернуться».
Леонардо да Винчи
6 июня 2024 года в стенах Национального музея Республики Казахстан была открыта выставка картины Леонардо да Винчи «La Bella Principessa». Она предоставила ценителям искусства уникальную возможность ознакомиться с шедевром мирового искусства, признанным оригинальной работой великого мастера эпохи Возрождения. Эта картина является одним из самых загадочных и ценных произведений Леонардо да Винчи.
Выставка была организована Министерством культуры и информации Республики Казахстан, Посольством Италии в Казахстане, Итальянским институтом культуры в г. Алматы, АО «ForteBank», компанией Mastercard и издательством Scripta Maneant. Данное культурное мероприятие стало важным культурным событием, направленным на укрепление культурных связей и международного сотрудничества.
Марко Альберти,
Чрезвычайный и Полномочный посол Итальянской Республики
в Республике Казахстан
В наши дни современное общество сталкивается с множеством вызовов, связанных с происходящими глобальными изменениями. Умение правильно и своевременно на них реагировать становится одним из важных и основных навыков людей. Сегодня роль дипломатов заключается в формировании должного представления о своих странах, позволяющего противостоять возникающим трудностям и вызовам. Руководствуясь принципами укрепления сотрудничества между Италией и Казахстаном, возникла идея реализовать уникальный масштабный проект в Казахстане именно в этом году. Он является особенным, поскольку 18 января 2024 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил с официальным визитом Италию для проведения встреч с Президентом Италии Серджо Маттареллой.
Поскольку наши страны достигли значительных результатов в экономической сфере, главы государств также выразили готовность придать дополнительный импульс развитию сотрудничества в области культуры и туризма. Успешная реализация уникального культурного проекта зависела не только от эффективного управления сложными процессами в рамках него, но и от тесного сотрудничества, открытого мышления и взаимного доверия. Наличие всех этих компонентов доказало возможность сотрудничества между государственным и частным секторами. В итоге данная инициатива была всецело поддержана Посольством Италии в Казахстане, Итальянским институтом культуры в г. Алматы, Министерством культуры и информации Республики Казахстан и Национальным музеем Республики Казахстан. В свою очередь, спонсоры в лице АО «ForteBank» и компании Mastercard внесли неоценимый финансовый вклад, который сделал проект успешным.
Выставка картины Леонардо да Винчи «Прекрасная принцесса», которая впервые проводилась в сердце Центральной Азии, представила собой уникальное событие исключительного художественного и культурного значения. Данная уникальная инициатива укрепила культурное сотрудничество между Италией и Казахстаном, которое рассматривается как привилегированный инструмент диалога и дружбы между нашими народами. Культура объединяет людей, наводит мосты и открывает новые возможности для политического, экономического и коммерческого сотрудничества.
В этом году мы решили поработать над классическим модерном. Вокруг этой концепции была разработана и продвигалась вся культурная кампания, важная для наших стран. С помощью выставки мы хотели подчеркнуть, что современность представлена не только инновациями. В наши дни художественная концепция современности слишком сосредоточена на инновациях. Согласно итальянскому видению, настоящая концепция современности являет собой симбиоз инноваций и традиций. Поэтому мы должны всецело использовать эти компоненты для создания светлого устойчивого будущего на основе вечного прошлого.
Леонардо да Винчи является ярким примером человека, жившего в эпоху Возрождения. Он был универсальным и гениальным человеком, обладавшим талантом и способностью воплощать проекты и идеи в реальность. Итальянцы любят превращать уникальные идеи в изобретения, полезные для людей. Леонардо да Винчи показал человечеству, как правильно смотреть на реальность и быть открытым для будущего. Благодаря своим знаниям, любопытству, креативности и прозорливости он смог изменить человечество и ход истории. Поэтому, основываясь на личности великого человека, мы эффективно использовали выставку для продвижения концепции современности и итальянской культуры. Исходя из этого, нами также обсуждалась идея создания специального модуля для реставрации культурных ценностей прошлого, которые периодически нуждаются в обновлении.
Как это часто бывает в любой большой работе, реализуя этот значимый проект, мы столкнулись с определенными проблемами. В жизни каждого человека или в деятельности любой организации возникают разного рода сложности. Они же существуют и в международных отношениях. Несерьезное или непрофессиональное отношение к ним влечет за собой огромное количество неопределенности во всем мире. Но благодаря таким культурным проектам можно решить любую проблему. Что касается финансовых вопросов, то любая уникальная и интересная идея может легко и быстро привлечь средства, необходимые для реализации проекта. Поэтому крайне важно сосредотачиваться не на деньгах, а на самой идее.
Я считаю, что современные дипломаты умело решают поставленные перед ними задачи. В настоящее время дипломаты выполняют роль координаторов, делая любой проект возможным. Ведь любая, даже самая сложная задача, может быть решена при понимании важности роли каждого участника, без которого нельзя добраться до финальной точки. Итальянское правительство считает, что культурное продвижение и сотрудничество является стратегической движущей силой внешней политики. В этом плане имидж Италии действительно соответствует этому культурному проекту, относящемуся к более широкому формату продвижения. Этот шедевр Леонардо да Винчи не является собственностью итальянского правительства. У картины есть частный владелец, который всецело был преисполнен желания и энтузиазма стать частью этого проекта.
Леонардо да Винчи, имея итальянское происхождение, стал своего рода универсальной личностью, человеком мира. Он создал свои технологии и уникальные изобретения, которыми пользуется все человечество. Да Винчи оставил всему миру неоценимое научное и культурное наследие, потенциал которого до сих пор не исчерпан. Поэтому культурное наследие Леонардо может стать своего рода мостом между разными странами, который Италия использует в своей культурной дипломатии.
Леонардо да Винчи считается признанным гением и универсальной личностью. Он стал символом объединения различных обществ, открывая для них общее будущее. Продвижение культуры возможно при наличии крепкого и консолидированного сотрудничества между частным и государственным секторами. Именно этот симбиоз имел место быть во времена Леонардо. Картина «Прекрасная принцесса» является произведением искусства Леонардо, которая была написана в период его сотрудничества с Лодовико Моро, который являлся ренессансным деятелем и герцогом Милана из династии Сфорца. Во Флоренции жили представители династии Медичи, которые поддерживали Микеланджело и других деятелей искусства. Идеи этих меценатов о государственной власти и общественных институтах, объединявших и поддерживавших развитие культуры, давно укоренились в Италии.
В современной Италии эта концепция активно и успешно продвигается. Поэтому привлечение спонсоров необходимо не из-за отсутствия финансирования, а для того, чтобы продвигать философию меценатства, которая поддерживалась в эпоху Возрождения. В те времена сотрудничество между обществом и людьми с капиталом было единственно возможным путем для развития культуры. В свою очередь, такой формат вовлекал в процесс все общество, а не только ограниченный перечень заинтересованных лиц. Исходя из этих соображений, мы использовали тот же формат взаимодействия, который был использован много веков назад, чтобы этот шедевр стал доступен для казахстанцев.
В июле 2024 года Национальному музею Республики Казахстан исполнилось десять лет. Поэтому в честь этого события мы взяли на себя обязательство разместить в стенах музея этот особенный шедевр Леонардо да Винчи. В свою очередь, казахстанская сторона также обязалась организовать что-то необычное в плане выставок казахстанских художников. Таким образом, на одном этаже музея была сконцентрирована единая визуальная, концептуальная и смысловая нагрузка.
Италия накопила значительный опыт в продвижении своей культуры за рубежом. Если ранее этот аспект рассматривался в качестве имиджевой поддержки страны, то сейчас она превратилась в главную движущую силу. Именно поэтому по решению Министерства иностранных дел Италии в г. Алматы в прошлом году был открыт Итальянский культурный институт. Антонио Таяни, министр иностранных дел Италии, рассматривал его как хаб для всего центральноазиатского региона. Что касается крупных мероприятий, то посольство Италии всецело заинтересовано в том, чтобы превратить прекрасные отношения между Италией и Казахстаном в стратегическое партнерство. В этом плане культура может сыграть решающую роль.
Культура, как и мода, выходит за рамки мировой экономики и геополитики и вытекающих из них различных неопределенностей, от которых страдают все страны мира. Мода, являющаяся частью культуры, имеет очень глубокие корни в истории Италии. Культура является главным и прочным связующим звеном между людьми и народами. Она также стимулирует развитие творчества. Поэтому культурная дипломатия вполне способна реагировать на различные вызовы.
Akyl—kenes Марко Альберти
Говоря о дружбе и сотрудничестве, мы должны вместе работать над тем, чтобы изменить наше мышление и представление о мире. Нужно исходить из концепции, что дружба и сотрудничество всегда согласованно работают на созидание. Они являются источником уважения друг к другу. Культурные проекты всегда несут долгосрочный и положительный эффект. Учитывая глубокие корни казахской культуры, Италия заинтересована в сотрудничестве, которое может выйти за рамки нефтегазового, энергетического и сельскохозяйственного секторов.
Я уверен, что культура является той самой платформой, которая может придать дополнительную ценность отношениям между нашими странами. Порой совместная работа не означает, что стороны могут быть со всем согласны. Но совместная работа позволяет работать в одном направлении.
Джорджио Армароли, CEO компании Scripta Maneant
В течение полугода мы усиленно работали над тем, чтобы привезти эту картину в Казахстан. В день открытия выставки этому шедевру Леонардо да Винчи исполнилось 528 лет. На этом уникальном и по-своему таинственном произведении изображена Бьянка Сфорца. Картина, написанная на пергаменте, хранит в себе много интересных тайн и историй. Благодаря новейшим технологиям под изображением принцессы были обнаружены некоторые фрагменты рисунков Леонардо да Винчи. Также есть определенные черты, характерные стилю Леонардо.
Сканирование показало, что в верхнем левом углу произведения был найден отпечаток пальца, который в восьми точках совпадает с отпечатком пальца Леонардо. Глядя на картину, вначале может показаться пустота во взгляде Принцессы, но на самом деле кажущееся превосходство над остальными людьми объясняется тем, что в момент написания картины она находилась в положении и ждала ребенка. Перед написанием картины Леонардо да Винчи получил разрешение у отца Бьянки изобразить ее лицо.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи является одним из признанных величайших умов человечества. Его достижения охватывают множество областей, включающие в себя науку, живопись, инженерию и медицину. Особый ракурс, с которым Леонардо смотрел на мир, позволил ему всецело раскрыть свой потенциал и талант. Он сумел создать невероятные произведения изобразительного искусства и сделать уникальные научные открытия. Они опередили свое время и внесли значительный вклад в дальнейшее развитие человечества. Его творчество и инновации стали основой для новых открытий и источником вдохновения для людей по всему миру.
Портрет Принцессы Бьянки Джованны Сфорца стал одним из самых завораживающих и восхитительных произведений искусства всего итальянского художественного наследия. В нем одновременно выражен целый ансамбль чувств и эмоций: загадочность, деликатность, нежность и выразительность. Автор смог отразить всю красоту сюжета с помощью изысканной живописной техники. Леонардо смог увековечить лицо этой молодой женщины, которое приковывает взгляд и мысленно возвращает зрителя в эпоху итальянского Возрождения.
«Примечание о Леонардо»
Мина Грегори, итальянский историк-искусствовед и почетный профессор истории современного искусства Университета Флоренции, является одной из первых ученых, которой удалось изучать пергамент с рисунком Леонардо да Винчи. Она подвергла фундаментальным исследованиям портрет молодой девушки, изображенный на пергаменте размером 328х238 мм. Портрет, вырезанный из блокнота, как четко указывает левый край листа, был тщательно ею изучен. Результаты проведенных работ благоприятствовали атрибуции Леонардо, получив широкое одобрение со стороны других ученых и экспертов.
На протяжении нескольких столетий экспертиза поверхности листа считалась единственным способом для ученых выносить решения, которые приводили к различным визуальным и мыслительным ассоциациям. Некоторые эксперты несправедливо принимали их за интуицию, хотя все решения были основаны на совокупности ранее собранных данных по итогам проведенных исследований.
Первый вопрос, возникавший при изучении картины, касался периода, в котором она была написана. Прежде всего, ученым и ценителям искусства необходимо было удостовериться в оригинальности самого пергамента. Благо, объективные визуальные признаки четко указывали на это. Но в силу существования большого количества фальсификаций в сфере искусства в наше время таких поверхностных «аргументов» оказывается недостаточно. Особое внимание на себя обращает чистая красота античного профиля молодой девушки (голова и половины груди). Он соответствует формату работ, исполненных флорентийскими скульпторами и художниками XV века. До недавнего времени возраст картины определялся со ссылкой на расшитый костюм и прическу с косой (coazzone) молодой женщины. Эксперты посчитали, что картина была написана в Ломбардии, где Леонардо находился на службе у Лодовико иль Моро.
Мина Грегори, заинтересовавшаяся линейным развитием портрета, обратила внимание на исполнение тонкой пряди волос на голове, которая сохранилась лучше всего. Так же хорошо сохранился мягкий цвет щек девушки. Размытые и тонкие переходы, деликатно примененные художником, позволили ему приблизить черты Бьянки к хорошо известным чертам лица Джоконды. Портрет отличает его существенная и императивная простота, хотя в нем прослеживается желание отразить естественную реальность. Это еще одно подтверждение принадлежности шедевра великому мастеру Леонардо.
Мартин Кемп «Леонардо да Винчи»
Портрет, ранее находившийся в частной коллекции Джаннино и Жанны Маршиг в Женеве, появился достаточно неожиданно. Выполненный тушью и цветными мелками на листе пергамента, он был встроен в старую дубовую рамку. 30 января 1998 года Жанна Маршиг впервые выставляет картину на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Портрет представляется под длинным для портрета названием «Немецкая голова молодой девушки в профиль слева в ренессансном платье». Кстати, датировалось сие произведение искусства началом XIX века.
Джаннино Маршиг, известный художник и международный реставратор, работавший во Флоренции и в Женеве, сумел собрать личную коллекцию итальянского искусства. Он считал, что этот портрет был написан Доменико Гирландайо. Как позже выяснилось, атрибуция Christie’s немецкому пастишеру оказалась ошибочной. Жанна Маршиг, ставшая к тому времени вдовой, подает иск против аукциона. В ходе разбирательств начинают появляться подробности о происхождении портрета.
После этого картину приобретает нью-йоркский дилер по имени Кейт Ганц за 21 850 долларов США. Эта сумма оказалась необычайно высокой для анонимного немецкого пастиша. В 2007 году коллекционер Питер Сильверман выкупил у Ганц портрет, претерпевший к тому времени серию неудачных попыток продвинуться в вопросе атрибуции.
Новый владелец картины решив, что картина может принадлежать Леонардо, показал ее нескольким специалистам. Николас Тернер, крупный специалист по рисункам старых мастеров, подтвердил принадлежность работы Леонардо. Ученые стали изучать каждый миллиметр произведения, используя передовые технологии и методы в истории искусства, кодикологии и науки.
Для подтверждения фактов портрет направили на детальное изучение методом ультраспектрального сканирования в парижской студии Паскаля Котте. Позже радиоуглеродное датирование пергамента подтвердило принадлежность портрета Леонардо да Винчи.
В исследовании учитывались стиль, схожий с другими работами Леонардо, его техника цветного рисунка на пергаменте, а также связь с другими портретами женщин при дворе Сфорца в Милане. Последнее включало в себя прическу и костюм натурщицы. Итоги исследования показали, что на картине была изображена Бьянка Сфорца, внебрачная дочь Лодовико Сфорца. В 1496 году она трагически погибла в подростковом возрасте после своего брака с графом Галеаццо Сансеверино.
Благодаря техническому осмотру Котте были раскрыты аспекты техники, характерные для Леонардо. Была обнаружена серия пентиментов за головой девушки, что сделало очевидной позднейшую ретушь поврежденных участков. Особенно сильно повредилось платье Бьянки Сфорца. Проведенный анализ подтвердил наличие трех отверстий от стежков на левой стороне пергамента. Они свидетельствовали о том, что лист пергамента был вырезан из какой-то рукописи или книги.
Проведенные научные экспертизы еще раз подтвердили принадлежность портрета периоду, в котором жил Леонардо. В дополнение к экспертизе Котте, портрет был направлен на исследование в Центр консервации и реставрации, который находится при Королевском дворце Реджия ди Венария в Турине. Этот центр находится на территории бывших конюшен площадью около 8 000 м2. В настоящее время он является одним из главных итальянских реставрационных центров. В нем находятся лаборатории, в которых проводятся диагностика, реставрация и консервация различных произведений искусства.
В этот момент в работу вмешивается Эдвард Райт, почетный профессор Университета Южной Флориды, который высказывает предположение, что натурщицей могла быть Бьянка Сфорца. Он повысил интерес к картине, заявив, что сам портрет мог быть сделан с пергаментной копии печатной книги, которая сейчас хранится в Национальной библиотеке Польши. Речь идет об известной книге Джованни Симонетты «Commentarii rerum gestarum Francisci Sfortia» («Сфорциада»), опубликованной Антонио Заротто в Милане в 1490 году. В этой книге была опубликована хвалебная ода, посвященная жизни и деяниям Франческо Сфорца. Лодовико Сфорца, второй сын Франческо, заказал перевод книги на итальянский язык великому флорентийскому литератору Кристоффо Ландино. По заказу Лодовико на дорогом пергаменте были подготовлены четыре презентационных тома. Джованни Пьетро Бираго, один из самых восхитительных иллюминаторов эпохи Возрождения, богато украсил книги. Как оказалось, книга предназначалась для свадьбы Бьянки Сфорца с Галеаццо Сансеверино, аристократом и командующим миланскими войсками Лодовика.
Сегодня этот экземпляр книги хранится в Польше, но никто точно не знает, как именно «Сфорциада» оказалась в Польше. Попадание книги в крупную польскую библиотеку Яна Замойского, умершего в 1605 году, объясняют тесные династические связи, объединявшие Варшаву и Милан в XVI веке.
Размеры изображения и книги четко совпадали, но все еще требовались дополнительные и более конкретные доказательства. Котте и Кемп приходят к выводу, что каждая из дести в книге (одна десть равна двадцати четырем листам бумаги) первоначально состояла из четырех двойных листов, включавших в себя восемь листов и шестнадцать страниц. Как выяснилось, первая четверть книги уменьшилась за счет удаления одного сложенного вдвое листа, на котором был нарисован портрет. Этот факт был подтвержден вскоре после возвращения копии портрета в книгу, где он ранее находился. Учитывая изъятие листа с портретом из первой дести книги и соответствие листа с портретом формату книги, можно предположить, что портрет первоначально находился в этой «Сфорциаде».
О Принцессе
На картине изображена нежная молодая женщина в сдержанном профиле. Ее волосы изысканно уложены и сзади собраны в сеточку, из которой свисает туго завязанная косичка (коаццоне). Сзади волосы удерживаются тонкой лентой, которая обтягивает лоб. Ее простое платье стильно украшено переплетающимися узелковыми мотивами. При дворе Сфорца, к которому относилась молодая девушка, такие косы являлись порядком вещей. В целом, узелковый мотив часто встречался в работах многих итальянских художников, включая Леонардо.
В момент написания портрета Бьянка Сфорца получает право перехода из статуса обрученной в статус жены аристократа, графа Галеаццо Сансеверино.
Профиль молодой аристократки передан тушью с нежным и тонким совершенством. Леонардо, бывший левшой, придал рельефность профилю с помощью тончайшей штриховки фона. В портрете были использованы изысканные параллельные штрихи пера. Рукой художника были эффектно растушеваны мягко модулированные телесные тона, выполненные белыми и красными мелками. Местами кожа натурщицы отретуширована пастелью и краской. Ее глаза, сияющие на фоне пергамента, описаны с простой элегантностью, а веки окаймлены невероятно тонкими и изогнутыми ресницами.
Дальнейший технический анализ Котте показал, что изначально Леонардо да Винчи нарисовал полный эллипс ее радужной оболочки, но затем верхнее веко он покрыл непрозрачным белым пигментом. Собранные волосы Бьянки Сфорца струятся жидкими волнами, что полностью характерно для Леонардо. Под волосами можно разглядеть ухо девушки. Волосы, собранные в косичку, рассыпаются на мелкие выпуклости там, где их не удерживают спиральные ленты.
Удивительность профилю принцессы придают новаторские подходы, которые использовал Леонардо в своих других работах, выполнявшихся им во Флоренции и в Милане. Дело в том, что такого формата профилей правителей того времени и их ближайших родственников строго придерживались во времена Леонардо.
Обширной реставрации подверглись довольно изящные контуры и область портрета, где были изображены плечи и грудь Бьянки Сфорца. Леонардо нарочито избежал придания ее плечу напористой пластичности. Он с большим мастерством тонко намекнул на телесное присутствие своей натурщицы. Учитывая, что данный портрет был заказан для книги «Сфорциада», Леонардо мог использовать традиционную технику рисованного освещения яркими пигментами. Но вместо этого он применил метод сухой раскраски цветными мелками, мастером которого считался Жан Перреаль, французский художник и дизайнер, посетивший Милан вместе с Карлом VIII в 1494 году.
Будучи великим и новаторским мастером мелового рисунка, Леонардо передал неуловимую тонкость портрету благодаря умелой работе с мягкими цветными мелками. Это позволило ему передать хрупкую красоту юной невесты. Технике связывания пигментов телесных тонов в мелу и растворению арабской камеди, которая была необходима для грунтовки пергамента и закрепления мелков, он научился именно у Перреаля.
Кристина Геддо «Прекрасная миланская принцесса»
Драгоценный пергамент Леонардо, извлеченный из роскошной инкунабулы Сфорца (Инкунабула – редкие книги, издававшиеся в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года тиражом от ста до трехсот экземпляров), долгое время не попадался на глаза ценителей искусства.
Благодаря симбиозу гуманитарных и научных знаний исследователям удалось добавить к списку произведений искусства Леонардо ранее неизвестное произведение, проливающее свет на новый эпизод из его жизни в Милане. Там он получал заказы от Лодовико иль Моро, параллельно постигая французское искусство и совершенствуя свою технику рисования.
Портрет молодой женщины, получивший название «Прекрасная принцесса», является произведением, в котором достигнута гармония стилевых и психологических нюансов, всецело и всесторонне раскрывших его содержание. В нем ненавязчиво и емко отражены обаяние молодой девушки, ее задумчивое выражение лица, особый взгляд и непередаваемая аура настроения.
Графическая чувствительность и сфумато (термин, обозначающий в изобразительном искусстве мягкость моделировки, особое качество живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость и размытость контуров) Прекрасной принцессы являются визитной карточкой Леонардо. Он превзошел Андреа Соларио и Джованни Больтраффио, двух главных художников-портретистов, работавших в Милане в Эпоху Ренессанса. Оба художника обладали сильной художественной индивидуальностью, присущей истинным мастерам.
В портрете прослеживается особый «почерк» Леонардо, представленный штрихами, выполненными левой рукой. Подавляющее большинство художников, являвшихся современниками Леонардо, были правшами. Этот факт автоматически исключил их из списка потенциальных кандидатов на авторство портрета. Также нелишне будет вспомнить, что коаццоне, модная косичка при дворе Сфорца, которую носили в последнее десятилетие Кватроченто, и «узлы Винчи», украшающие платье принцессы, связывают портрет со временем первого пребывания Леонардо в Милане, когда он работал у Лодовико иль Моро.
Идея «абсолютного профиля», которая привлекла Леонардо с момента его первого пребывания во Флоренции, стала основополагающей. Вдохновленные портретными медалями античности представители знатных итальянских дворов Эпохи Возрождения предпочитали именно этот вариант.
Леонардо написал портрет, применив уникальную смешанную технику, в которой используются сухие мелки черного, красного и белого цвета. Сочетание этих цветов на желтоватой основе ворсистой стороны пергамента создает почти натуралистическую окраску. Она приглушена красками на водной основе с содержанием пастельного эффекта. В свою очередь, пастель считается порождением техники «трех мелков», возникшей во Франции примерно в середине 1400-х годов. Примечательно, что в конце XV века в Италии эта техника была совершенно неизвестна и практически не применялась.
Первым, кто попробовал ее и довел до совершенства, является Леонардо да Винчи, одержимый экспериментами и поиском новых техник совершенствования. В Лестерском кодексе, являющем собой сборник научных записей, сделанных Леонардо да Винчи в Милане или во Флоренции в 1504—1510 годах, художник приводит свой рецепт изготовления мелков (пастели). «Чтобы подготовить основу для сухих красок, смешайте их с небольшим количеством воска, и они не будут капать», — писал он. Изобретение восковых мелков так же принадлежит Леонардо.
Получив знания от Перреаля, Леонардо опробовал новый процесс рисования, отточил его и передал его своим ученикам в 1500 году. Джованни Больтраффио, Андреа Солярио, Джампетрино и Бернардино Луини оставили немало своих пастельных рисунков, что говорит о существовании полноценной леонардовской школа пастели в первой четверти XVI века. А портрет «Прекрасной принцессы» является одним из краеугольных камней в творчестве Леонардо, представляя собой самое раннее свидетельство экспериментального использования пастели в Италии.
Элизабетта Гниньера «Утонченная элегантность Прекрасной принцессы»
Изображение молодой девушки с волосами, уложенными в великолепный образец cuffia a rete, сетчатого головного убора, и trenzato a nastri incrociati, косы с перекрещивающимися лентами, относится к концу XV века. Головной убор из мелкой сетки и длинная косичка, скрепленная перекрещивающимися лентами, известна как прическа cuazzone e trenzale. Сочетание этих компонентов содержит в себе творческий симбиоз ломбардского и испанского костюмных мотивов. Длинная косичка, перевязанная лентами, имеет испанское происхождение. Она попала в Италию через арагонский двор в Неаполе.
Шелковая лента, иногда украшенная драгоценностями, не всегда могла удержать прическу. Поэтому надежное крепление сетки с косой обеспечивалось благодаря незаметным булавкам с круглыми головками (agucchie da pomella). Мультиспектральный анализ, проведенный Паскалем Котте, обнаружил следы, по крайней мере, пяти других булавок, вставленных в ленты в конце тренцадо. Причину отсутствия явной визуализации этих украшений на картине ученые объясняют особым иконографическим выбором художника.
В 2010 году Мартин Кемп, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Леонардо да Винчи и автор многочисленных публикаций, посвященных творчеству Леонардо, объяснил этот выбор тем, что портрет был заказан для мемориального, а не свадебного тома. В этом случае портрет можно считать посмертным. Правда, через год Кемп вернулся к гипотезе о свадебном портрете, в котором Прекрасная принцесса только вышла замуж. Возможно, по правилам того времени девушки, обретшие новый статус, были ограничены сумптуарными законами в возможности чрезмерной демонстрации своих украшений. Обе гипотезы одинаково имеют право на жизнь, учитывая скорую смерть Бьянки Сфорца, через пять месяцев после замужества. Вероятно, изначально портрет был задуман как свадебный, а впоследствии, учитывая сложившиеся обстоятельства, был переделан в мемориальный.
Треугольный разрез в верхней части рукава сюрко молодой девушки, относящийся к моде конца XV века, предназначался для обеспечения большей легкости движения руки. Леонардо вновь использовал свой личный стилистический прием со знаменитыми декоративными «узлами», которые резко подчеркивают треугольную линию проймы. Эти плетеные украшения, сделанные из шнуров или галунов, либо просто вышитые шелковой строчкой, были очень популярны в конце XV века и назывались гроппи.
В вариации, представленной в «Прекрасной принцессе», гроппи также назывались «vinci», и к концу XV века часто ассоциировались с Леонардо да Винчи, который изучал их и активно включал в свои работы. При этом Леонардо продемонстрировал умение передать характер всех элементов одежды, которые прекрасно согласуются друг с другом. Вдобавок к этому, художник показал свои глубокие познания в мельчайших деталях одежды, хотя он сам отвергал искусственность в своем стремлении к чистой и абсолютной красоте. В своем многогранном творчестве он всецело использовал все роскошные аспекты придворной жизни, будучи знакомым с тонкостями моды своего времени.
В статье были использованы фотографии и материалы, взятые из выставочного каталога «Прекрасная Принцесса Леонардо да Винчи», предоставленные компанией Scripta Maneant.