Фукусима с японского переводится, как счастливый остров. Казалось, что, давая название этой местности, предки современных жителей этой префектуры хотели обезопасить регион от будущих несчастий и невзгод. Префектура, расположенная на северо-востоке японского острова Хонсю, стала более известной после крупной радиационной аварии максимального уровня на АЭС Фукусима-1. Трагедия произошла 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения, за которым последовало цунами.
Сильные подземные толчки, спровоцировавшие цунами, повредили внешнюю и резервную системы электроснабжения энергоблоков, вследствие чего перестало нормально функционировать охлаждение реакторов. Данная авария в очередной раз привлекла к себе внимание тех, кто является противником эксплуатации атомных электростанций. В конце 2013 года Фукусима-1 была официально закрыта, а на ее территории продолжаются ликвидационные работы, которые, по оценкам японских инженеров, могут затянуться на 40 лет.
Байгазы Жаксылык, профессиональный фотограф, призер конкурса International Photography Award 2017, давно интересующийся тематикой ядерного нераспространения, недавно вернулся из Японии. После произошедшей аварии на АЭС местные власти образовали зону отчуждения в радиусе 30 км от места аварии, из которой были эвакуированы люди. Сейчас зона сократилась до 10 км, в результате чего людям дозволено навещать свои ранее покинутые дома, которые находятся вне опасной зоны.
Город Томиока, наполовину находится в красной зоне и безопасная его часть с марта 2017 года на несколько часов открыта для жителей, чтобы они могли присмотреть за оставленным домом. При этом, несмотря на частичное разрешение и призывы муниципалитета возвратиться в город, люди не спешат возвращаться назад. Хотя город уже очищен от мусора, его жилые районы приведены в порядок, а радиационный фон, по официальным данным, находится в пределах нормы, в город вернулась лишь десятая часть граждан.
Фотографом из Казахстана заинтересовались японские журналисты из Fukushima Broadcasting Co.Ltd., которые сопровождали его. Местный телеканал подробно хотел узнать мнение нашего фотографа о фукусимской трагедии.
На фотографии – новый супермаркет, который остался пустовать после эвакуации.
Сегодня его клиентами, в основном, являются рабочие, занимающиеся восстановлением разрушенной инфраструктуры.
Сложно представить себе, что когда-то эта парковка была заполнена автомобилями людей, приехавших закупиться в супермаркете.
На этих кадрах запечатлены частный дом и многоэтажное общежитие колледжа, оставленные жителями после аварии.
Сегодня жилые районы больше напоминают кадры из фильмов о городах-призраках, навсегда покинутых людьми.
В каждой комнате покинутых домов остались личные вещи жителей. На кухне можно было увидеть посуду, приготовленную для обеда. В других комнатах все осталось так, как было в момент эвакуации людей. Люди настолько спешно покидали свои дома, что не успели ничего за собой прибрать или забрать с собой.
До аварии в этой заброшенной школе кипела жизнь, а площадь перед ней была забита детьми.
Но даже семь лет спустя здание находится в хорошем состоянии и не видно признаков мародерства.
Магазин оргтехники так и не дождался своих посетителей после произошедшей аварии.
Возможно, у этого пункта шиномонтажного сервиса раньше собиралась очередь. Сегодня тут нет никого. Уже несколько лет.
В разговоре с фотографом выяснилось, что фотографии, сделанные во время поездки в зону отчуждения, специально выполнялись в определенной манере. В работах Байгазы можно проследить любовь к четким линиям, которые тем лучше, когда больше и ровнее. На первый взгляд может показаться, что некоторые фотографии выглядят обрезанными. На самом деле, это далеко не так. Фотографии намеренно сделаны в таком виде. В своей фотографии он старается раскрыть тему, в большей части, через снимки архитектуры, реже – через пейзаж и портреты. Фотограф это объясняет своим стилем и формой подачи. Байгазы любит снимать на пленку Kodak, которая потом проявляется и сканируется на специальном оборудовании в фотолабораториях.
Интерес же фотографа к японской тематике появился в связи с неразрешенной до сих пор ядерной проблемой. Обратив внимание на трагедию японского народа, в будущем он планирует объединить этот фотосет с фотографиями из Семипалатинского ядерного полигона. При этом, Байгазы не ставит перед собой задачу читать какую-то мораль и призывать к действиям с помощью своих фотографий. Запечатленные кадры помогают уловить и сохранить момент времени, который никогда не вернется. Фотограф ищет необычные места и людей, чтобы сделать их частью истории, ведь даже в самом обычном кадре можно прочитать их мысли и тревоги, а также увидеть то, что порой мы просто не замечаем.