В рубрике «История успеха» мы будем рассказывать об интересных людях и их историях. Каждый человек представляет собой уникальный мир, который никогда невозможно постичь до конца. Данная рубрика позволит нам получше узнать героев нашей рубрики, ибо каждый из них делает наш мир богаче и ярче с помощью своей жизненной позиции.
Айнур Еспенова, ведущая рубрики будет знакомить Вас с людьми, чьи жизненные истории являются достойными того, чтобы о них узнать.
На самом деле, в рамках этой рубрики сложно отобрать человека, чью историю успеха можно было бы опубликовать. Порой это бывает сложно сделать потому что, история человека является такой глубокой и сложной, что ее сложно вписать в рамки одной публикации. Мы с издателем долго обсуждали формат и контент рубрики. Мы решили начать с истории Евгения Романцова, который расскажет о важности настоящего и роли каждой истории, взятой из жизни человека. Думаю, что история об истории является самой подходящей для того, чтобы начать эту рубрику.
Я наверное начну не с того, какой была моя учеба, какие у меня познания в психологии и какими регалиями я обладаю. Я бы этому вообще не уделял время. Я расскажу о том, как в процессе развития своего бизнеса, проводя тренинги о бизнесе, получив множество сертификатов, подтверждающих мою профпригодность в качестве бизнес-тренера и успешного продавца, я приехал в Казахстан. В Казахстан я приехал, чтобы раскрутить один бренд строительных материалов, заодно, поставив перед собой цель выстроить дилерскую сеть. Я разработал стратегию вхождения на рынок и я всецело ушел в это дело, поскольку это направление было важным для меня с точки зрения бизнеса.
Однажды во время обучения на одном из семинаров для психологов , который проводился в Днепропетровске, я узнал что такое playback-театр. Театр, который назывался «Театр соседей», нам представил Роман Кандибур. Кстати, этот театр до сих пор носит это название. Узнав о существовании такого театра, я сильно им заинтересовался. В первую очередь, я прочитал книгу Джо Саласа «Играем реальную жизнь в плэйбек-театре». Мне очень понравилась идея театра, суть которой заключается в важности истории, лежащей в основе постановок, которые ставятся в этом театре. Не важна актерская игра, не важен формат постановки, которая рассказывает о проблеме. Важна история, которая является предметом постановки. Принцип работы такого театра заключается в том, что из зрительного зала встает человек и рассказывает свою историю. Актеры, выслушав его историю, тут же проигрывают ее на сцене. Степень успешности выступления 50 на 50 зависит от умения донести историю до актеров и от мастерства актерской игры. Playback-театр — это не классический театр в его лучшем проявлении. Я видел как происходят расстановки по Хеллингеру и различные элементы психодрам. Я понял, что playback не является психодрамой, как считают многие. Многие люди склонны считать, что playback являет собой некие расстановки, когда ретранслируется какая-то тяжелая история из жизни. Но это не так. Playback, безусловно, показывает историю. Но важно понимать, что мы никого не учим и не лечим. Мы просто показываем людям их истории со стороны. Вполне возможно, происходят какие-то позитивые изменения в людях, которые воочию увидели свою же историю. Иногда происходят воистину магические вещи, когда люди говорят: «Все было именно так, как вы показали!» или «У меня возникло такое ощущение, будто я снова вернулся в эту историю!». Да, важность заключается в том, чтобы каждый человек смог увидеть свою историю со стороны.
Теперь что касается бизнеса. В бизнесе я слышал большое количество всевозможных историй о взлетах и падениях. В это время я начал понимать, что моя история является пустой. Именно по этой причине я не стал рассказывать о том, где я учился, на кого учился, что я делал и т.д. Не стал рассказывать все это, поскольку это уже было в прошлом. Я понял, что интереснее слушать людей, которые рассказывают свою историю прямо здесь и сейчас. Некоторые люди любят рассказывть истории из детства и делают это так хорошо, что заново переживают те моменты, делая свою историю живой и настоящей. Второй причиной, по которой я считаю свою историю пустой, является то, что я делал то, что мне было не по душе. То, чем я занимался, не приносило мне никакого удовольствия. Мне казалось, словно я не живу жизнью, а проживаю ее. И я решил искать творческий выход. И в итоге нашел интересную студию творческого развития под названием «Not балет», являющее собой некое арт-пространство. В этой студии, помимо того, что люди танцевали, проводились вечера импровизации и всевозможные театральные постановки. Организаторы проводили мероприятия, а мы там играли. Я подружился с ребятами, предложив им создать свой playback-театр и собрать свою труппу. Я убедил их тем, что я знаю людей, которые знают как это можно сделать.
Я видел, что это очень круто, что это не просто театральная импровизация. Я видел, что эта идея имеет какую-то духовность и глубокую суть, которая позволяет людям рассказывать и делиться своим внутренним миром. Ребята меня поддержали и была создана playback-труппа «И.Л.И.», которая существует и по сей день. Ребята работают, выступают и делают перформансы. Для меня было важно донести суть playback, поскольку он цеплял меня больше, чем просто актерская игра или то, что обычно происходит на сцене в рамках какого-нибудь показа. Мне было важно то, что люди рассказывают. Я считаю, что в playback важны сколько не сам театр и выступления, а важно то, что люди встают и рассказывают свои истории. Даже, если они попросят ничего не показывать после своего рассказа, миссия playback будет выполнена.
В книге Джо Саласа говорится, что история главнее всего. Именно на этой почве у нас распался коллектив. Часть ребят видела в playback саморазвитие, совершенствование актерской игры, при этом не отвергая важность истории. Другие ребята отдавали приоритет истории, считая, что история – первична, а актерская игра никуда не денется и со временем приложится. Таким образом, в Алматы появилось два playback –театра: «И.Л.И.» и «Родные люди». Эти театры между собой дружат, взаимодействуют и поддерживают друг друга. Мы часто ходим друг к другу на перфомансы, общаемся. Я бы сказал, что наш распад это не совсем раскол и какая-то конкуренция. Мы разошлись для того, чтобы нас стало больше.
Теперь жить стало гораздо интереснее, ведь у каждого театра появился свой стиль. Мы дышим плэйбэками, мы дышим историями. Самым важным моментом является элемент знакомства людей с playback. Знакомство начинается с самой простой истории ни о чем: «ехала машина, которая обрызгала человека, который потом расстроился». Постепенно люди начинают понимать суть знакомства, которая заключается в том, чтобы делиться чем-то с миром. Люди начинают осознавать, что каждый человек не является пустым местом. Люди начинают видеть, что каждый человек состоит из историй. Постепенно истории становятся глубже, интереснее и эмоциональнее. И это захватывает по-настоящему.
Мне часто задают вопрос: «Трудно ли быть плэйбекером?» Я отвечу. Для того, чтобы быть актером playback, людям необходимо развивать эмпатию. Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпатия позволяет чувствовать то, что рассказывает другой человек. Она помогает понять то, что для человека важно в его истории, что он хочет донести с помощью нее до слушателей. Если человек смог прочувствовать это, то он сможет сыграть это, полностью передав и отразив внутреннее состояние человека, который рассказал свою историю.
Психологи много говорят о важности отражения человека во внешний мир, движения от внутреннего к внешнему и от внешнего к внутреннему. Если развить в себе эмпатию, то актерское мастерство и все остальное никуда не денутся. Актер playback-театра должен уметь и быть готовым открываться миру. Он должен уметь донести любую историю из своей жизни. Если плэйбекер не может рассказать свою историю, то он является продавцом того, что он сам никогда бы не купил. Очень важно быть открытым.
Рlayback очень интересен тем, что он представляет собой новый вид искусства, который невозможно просмотреть в интернете или по ТВ. Просто невозможно, даже если хорошо отснят весь процесс постановки. Никакая даже самая качественная съемка не может передать ауру и атмосферу зала, которую невозможно прочувствовать дистанционно, находясь по другую сторону экрана. Кстати, это очень хорошо. Благодаря интернету люди немного чертствеют в том плане, что интернет предоставляет людям безграничную свободу. Некоторые люди не умеют или не знают как пользоваться этой свободой. Поэтому большинство современных людей могут быть открытыми, но исключительно в рамках интернета. Такие люди могут что угодно написать в виртуальном пространстве, могут мастерски это оформить и преподнести. В какой-то степени, люди разучились нормально общаться между собой. Рlayback позволяет таким людям научиться доносить информацию не через свои статусы и посты, а рассказывать людям, стоя перед ними, глядя им прямо в глаза.
Рlayback нужен для того, чтобы люди научились говорить. Я не говорю, что люди не умеют общаться, ведь сейчас стало много тренингов по ораторскому искусству, по искусству общения, разного рода НЛП. Рlayback дает возможность людям общаться в формате настоящего. Настоящую историю можно сразу распознать. Это можно сделать по человеку, который ее рассказывает и по тому, как он к ней относится и как она на нем отразилась.
Теперь Вы понимаете почему в самом начале я не хотел в своей истории рассказывать о себе. Я люблю настоящие истории. Я был в бизнесе, и им я до сих пор занимаюсь. Просто, помимо всего прочего, я нашел для себя отдушину в playback-театре. Вот моя история, которые изменили меня и мое отношение к миру!
Мой ақыл-кеңес:
Если Вы еще не были в playback-театре, то советую просто сходить и посмотреть как проходят постановки. В городе есть и другие театры. Помимо «И.Л.И.» или «Родные люди», работал театр «Кельт». Но я не знаю, работает ли он сейчас. Так или иначе это направление развивается в формате микса вечера историй с актерской игрой.
Советую смотреть и искать. Ищущий человек обязательно найдет и погрузится в этот мир. Это невообразимое чувство.