История казахстанской телеком-индустрии началась в начале 90-х годов прошлого столетия в условиях почти полного отсутствия средств связи с внешним миром, что явилось результатом длительной обособленности СССР от других стран. Строить индустрию, которая теперь демонстрирует стабильный рост и является драйвером роста экономики Казахстана, приходилось с нуля. Сегодня людям трудно представить свою жизнь и работу без интернета, который стал их неотъемлемой частью. Люди, учившиеся и работавшие в период после обретения Казахстаном независимости, прекрасно помнят время, когда Интернет был роскошью. Журнал Akyl—kenes предлагает вспомнить, как Всемирная паутина появилась в Казахстане и какой она была четверть века назад.
В перестроечное время открывались новые возможности для ведения бизнеса. Советский «Центральный телеграф», который был образован в 1852 году, искал новых партнеров и возможности для преобразований. Там, во время Второй мировой войны, была расположена радиостудия №4, откуда на всю страну вещал Юрий Левитан. Телеграф нуждался в модернизации, переходе на новые технологии и в использовании международного опыта по развитию в рыночной среде. В 1990 году между советским Центральным телеграфом и американской компанией Sprint International было подписано соглашение о международном сотрудничестве и о создании совместного советско-американского предприятия «Спринт-Сеть СССР». 3 июля 1990 года короткая заметка об этой сделке под заголовком «US Sprint to Offer Soviet Service» была опубликована в секции D на четвертой странице газеты New York Times*.
*- Sprint International has reached agreement with the Soviet Government on a joint venture for a switching center in Moscow to provide high-speed data communications. The center, a joint effort of U S Sprint and Central Telegraph of the Soviet Ministry of Posts and Telecommunications, will connect with the Sprintnet international data network and provide Soviet computer users with access to data bases throughout the world. The new venture, called Sprint Networks U.S.S.R., will provide Sprintmail electronic messaging service and link the domestic and international telex networks operated by Central Telegraph. Sprint Networks’ operations in the Soviet Union are expected to begin late this year.
В задачи вновь образованной компании входило создание межрегиональной сети передачи данных и интеграция в мировую сеть. Так, на большой территории бывшего Советского Союза начались преобразования в телекоммуникационной отрасли. Казахстан, долгое время находившийся в составе СССР за «железным занавесом», был интересен мировому сообществу. Но вследствие годами создававшихся информационных барьеров в момент обретения независимости у Казахстана практически отсутствовали коммуникации с внешним миром. Имевшиеся в стране всего три международные телефонные линии управлялись операторами в Москве, что подтверждало факт отсутствия элементарной автоматической сети в Казахстане. Жителям Казахстана было невдомек о том, что в то же время в странах Западной Европы и США люди активно пользовались первой версией цифровой сети и электронной почтой. Но уже после скорого развала СССР недавно созданное советско-американское предприятие превратилось в российско-американское предприятие.
В Казахстане было принято решение построить республиканскую сеть передачи данных с узловыми точками во всех областных центрах. Эта задача была отведена Республиканскому центру передачи данных «Казсвязьтехника», чьи сотрудники в марте 1993 года создали ТОО «Arna-Spirit Data Communication», впоследствии преобразованное в АО «ASTEL». Его учредители вышли через СП на американцев, предложив им сотрудничество по обслуживанию их международных клиентов и других зарубежных компаний, которые в то время начали приезжать в инвестиционно привлекательный Казахстан. Со стороны иностранных компаний наблюдался большой спрос на удобную и современную телекоммуникационную систему для поддержания связи со своими странами и руководством. В ней также нуждалась и отечественная экономика, которая начала работать по новым рыночным правилам.
Одной из первых задач молодой компании было построение национальной сети передачи данных под торговой маркой KazNet®. Первый узел сети пакетной коммутации KazNet® Х.25 заработал в г. Алматы, а далее география покрытия распространилась на все города и областные центры Казахстана. С появлением сети KazNet® от ASTEL, впервые на территории независимого Казахстана была налажена передача данных между объектами бизнеса. Первыми клиентами, приобретавшими услуги передачи данных ASTEL, выступили платежные системы Visa и MasterCard, к которым впоследствии подключились иностранные посольства и другие компании. Первый офис компании ASTEL находился в здании Алматинского главпочтамта, построенного в 1934 году после переноса столицы Казахской ССР из г. Кызылорда. Тогда это здание именовалось «Домом связи», и в нем размещался почтамт, телеграф, телетайп, международная и городская телефонная связь.
В 1994 году была запущена система электронной почты бизнес-класса KazMail®, с которой в Казахстане началась передача электронных сообщений. В 1996 году казахстанцы получили доступ во всемирную сеть Интернет. Это событие по праву можно охарактеризовать как начало новой эпохи. Интернет сразу же завоевал популярность среди пока еще малочисленных пользователей, несмотря на высокие первоначальные тарифы, доходившие порой до десяти долларов США за час. На тот момент лучшей скоростью соединения через модемы считалась 14,4 Кбит/сек. И то не во всех регионах и районах города достигалась эта скорость, ведь еще не у всех имелись мощные модемы. Но для того времени даже такой доступ в Интернет являлся большой роскошью, позволявшей комфортно бороздить просторы зарождавшегося Интернета. В последующем использование Dial-Up услуг Интернет через подключение по коммутируемой линии с использованием обыкновенных аналоговых модемов позволяло работать в Сети на максимальных скоростях до 56 Кбит/сек при наличии подключения к цифровой АТС. При подключении к старым аналоговым АТС предоставлялась максимально возможная скорость – 33,6 Кбит/сек.
Параллельно начали появляться другие провайдеры. Сейчас уже мало кто помнит, но в то время услуги доступа в Интернет начал предлагать даже Национальный банк Республики Казахстан под сетевой маркой «БанкНет». С первого сентября 1999 года ОАО «Казахтелеком» и созданная при нем Дирекция сетей передачи данных с торговой маркой «Казахстан Онлайн» создали полезный проект под названием «Зона Интернет». Его появление позволило без предварительной регистрации и без какой-либо предварительной оплаты выходить в Интернет. Любой человек, имевший модем и выход на автоматическую междугороднюю связь, мог получить доступ в Интернет, дозвонившись по номеру телефона 87501010101.
В мае 2000 года был запущен еще один оригинальный проект «Казахстанский Интернет», который позволял получать доступ ко всем ресурсам с доменным именем «.kz» через номер дозвона 87501110111. Он работал по единому тарифу в 0,43 доллара США в час для всех регионов Казахстана, который был значительно ниже тарифов, чем у остальных провайдеров. Он позволил массовому пользователю пользоваться Интернетом в любое время суток, в то время, как дозвон по казахтелекомовскому номеру 8w2502 имел дифференцированный тариф. Самым выгодным по этому номеру считался ночной тариф, но в силу того, что все люди начали одновременно выходить после 00:00, сеть зачастую была перегруженной, скорость Интернета была низкой, а сам доступ периодически отключался. Все помнят тот щелчок, который издавал модем в момент выхода из Интернета.
С 1999 года в крупных городах Казахстана стали предлагаться такие новые перспективные виды услуги, как подключение к Интернет по технологии ADSL (Asymetric Digital Subscribe Line, ассиметричная цифровая абонентская линия). Эта новая технология позволила по обычной телефонной линии передавать данные от абонента со скоростью до 1 Мбит/сек, а принимать – до 8 Мбит/сек. При этом телефонная линия во время пользования Интернетом оставалась свободной, что позволяло спокойно параллельно общаться разговаривать по телефону.
Параллельно были запущены услуги телефонной связи, в том числе международной. Компания ASTEL выступила пионером телекоммуникаций в стране, располагавшей в начале 90-х годов всего тремя международными телефонными линиями, которые координировались оператором в Москве. Была проделана огромная работа по внедрению на территории Казахстана современных по тем временам средств связи. Это было важно для перехода страны на рыночную экономику, интеграцию в мировое сообщество и привлечение иностранных инвестиций.
По состоянию на 17 ноября 2000 года в Казахстане, по данным www.site.kz, насчитывалось 1 945 сайтов
Проникновение Интернета в Казахстане в 2021 году превысило 80%
С 1997 года компания ASTEL начала коммерческую эксплуатацию спутниковой сети KazNet® VSAT. По сей день ASTEL предоставляет доступ к спутниковому Интернету в самые отдаленные локации страны, где инфраструктура полностью или частично отсутствует. Еще в 90-е годы прошлого столетия началось строительство корпоративных сетей для нефтегазовых, добывающих и прочих компаний, что позволило соединить разрозненные офисы и филиалы компаний в единую сеть для обмена данными и быстрой коммуникации. Началось предоставление услуг передачи данных с использованием протоколов Frame Relay, TCP/IP.
В 1999 году компания начала предоставлять услуги международной телефонной связи. Был запущен спутниковый канал в сеть Интернет через узел обмена трафиком «Frontier Global Center» (США). Также было завершено построение мультисервисной высокоскоростной сети KazNet® с охватом четырнадцати крупнейших городов Казахстана.
В последние годы телекоммуникационная сфера во всем мире претерпевает большую трансформацию. Традиционные услуги связи в портфелях операторов дополняются новыми инновационными направлениями в сфере IT: кибербезопасность, Интернет вещей, облачные решения и др. Доступ к всемирной сети открыл новые возможности для внедрения инноваций в привычные сферы экономики, такие, как сельское хозяйство, строительство и производство. Решения Интернета вещей ASTEL в виде умных трекеров, датчиков почвы, автопилотов для сельскохозяйственной техники помогают оптимизировать процессы, экономить ресурсы и сокращать влияние человеческого фактора в сложных производственных процессах.
Информационная безопасность – еще одно приоритетное направление деятельности компании ASTEL. Собственный оперативный центр (SOC), построенный в 2020 году на базе решений IBM в сфере кибербезопасности, позволяет компании обеспечивать надежную защиту данных и сетей для крупного и среднего бизнеса, а также государственных и квазигосударственных компаний. В столице Казахстана был введен в эксплуатацию Центр обработки данных, на базе которого стартовали облачные решения, позволявшие, к примеру, оказывать услугу «Виртуальный дата центр (VDC)».
На сегодняшний день компания «ASTEL» является не только одной из лидирующих телекоммуникационных компаний Казахстана, но и провайдером современных цифровых решений. Наряду с огромным опытом построения системы связи, компания внедряет цифровые решения, помогающие ее клиентам достигать своих бизнес-целей и увеличивать прибыль. Компания приняла новый курс развития, направив основные ресурсы на развитие инновационных цифровых решений и предоставление клиентам высококачественных услуг в сфере IT-интеграции.