За месяц до начала весны посетителям арт-пространства Forte Kulanshi Art Space была представлена новая выставка работ художника Саулета Жанибек под названием QARA NÚKTE. Работы художника сразу обратили на себя внимание своей оригинальностью, необычностью и скрытым смыслом. В этой статье он делится своими мыслями по поводу смыслового содержания выставки и поближе знакомит с некоторыми из своих картин.
Журнал Akyl—kenes предлагает познакомиться с некоторыми из работ художника, выставленных на выставке, имеющей оригинальное название, которое является четким, конкретным и энергетически насыщенным. Сильную энергетику источает не только название, но каждая из картин, которая является неким порталом, соединяющей зрителя и Вселенную художника. Мир художника преисполнен различных сюжетов, образов и форм, которые приглашают к размышлениям.
Если посмотреть на все картины общим взглядом, то можно заметить, что в них в целом превалируют черный и белый цвета. Не все картины нужно воспринимать исходя из их названий, поскольку некоторые из них совершенно не отражают сути работ, а являют собой лишь ассоциативный и интуитивный аспект. Каждая работа художника требует к себе особое внимание и достаточное количество времени, чтобы погрузиться в нее и понять скрытый смысл. По словам Лейлы Махат, председателя кураторского совета Центра современного искусства «Куланши», галактики Саулета красивы, лаконичны, полны тайных знаний и щемящей глубины. Медитативно, просто и пронзительно чисто мы входим в его миры, чтобы обогатившись ментально, сделать свой собственный мир красивее и лучше.
Саулет Жанибек
Художник родился в 1983 году в городе Павлодаре, где окончил художественную школу №1. Переехав в 2000 году в Астану, он поступает в Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина на факультет «Архитектура».
Работал дизайнером и экспозиционером в ведущих галереях и музеях столицы Казахстана. С 2009 года профессионально занимается живописью. В настоящее время работает арт-директором в Kulanshi Art Center, который находится в Астане. Саулет пытается экспериментировать в разных направлениях, сохраняя при этом свой собственный стиль и узнаваемость. Является участником многочисленных отечественных и зарубежных выставок и арт-фестивалей.
Вступление от Лейлы Махат
Наши предки верили в духов, богов и стихии. Они жили логично и свободно. Самым экологичным образом жизни считается кочевой. Именно он дает полную возможность взаимодействия без насилия над природой. Мы уже давно не кочуем, но генетическая память держит в наших душах сокровенные знания. Как нам кажется, мы машинально совершаем действия, которые не всегда можем себе объяснить до конца.
«Для того, чтобы не сглазили детей, им на переносицу наносилось черное пятно из сажи. Казах не положит ребенка спать у окна (и сам остережется), если туда падает ночной свет луны. Ибо ночное божество может вторгнуться в детский сон и повлиять на его психику…» — это цитата из статьи, авторство которой куратор выставки не смогла найти в Интернете. Но люди из разных поколений, культур и стран совершают такие «машинальные» обряды для защиты от «дурного глаза». Для Саулета-отца таковой является точка на лбу любимого сына Али, портрет которого был написан специально для этой выставки.
Для Саулета-художника QARA NÚKTE является отправной точкой, оттолкнувшись от которой, он перемещается между своими мирами. Его миры представлены в виде галактик, наполненных образами, которые были рождены сердцем и были отточены пытливым и глубоким умом. Абсолютные черный и белый цвета, использованные в картинах художника, начинают звенеть и источать энергию. Формы и сюжеты удивляют и заставляют задуматься о многом. О чистоте, глубине, боли, радости и о взаимосвязи наших эмоций с миром, которым мы сами себя окружили. На самом деле, у нас есть право выбора, по которому наше «Я» может выбрать свой мир.
Саулет Жанибек является магом, который меняет реальность вокруг себя. Он делится с нами своими галактиками и показывает путь, по которому мы сами можем найти свои тайные миры. Какими они будут – зависит только от нас самих.
QARA NÚKTE
В названии выставки «QARA NÚKTE» совмещены два слова «қара» («черный») и «нүкте» («точка»). В данном контексте слово «черный» является достаточно емким и характеризует собой цвет земли и нефти. Этот цвет является энергетически очень сильным и самодостаточным. Он известен как магический цвет подсознания и цвет темноты. Чистота черного цвета дает возможность с точностью до мельчайших подробностей наносить задуманное на холст. Это действие ассоциируется с нефтью, исходящей из земли. В этом контексте черный цвет превращается в некий щит и в абстрактную оболочку, защищающие человека от внешнего мира и стихий.
Черный цвет является моим любимым цветом, который практически везде меня окружает – дома, на работе и даже доминирует в моей одежде. Точка или круг представляют собой геометрическую фигуру, которая часто наравне с черным цветом используется в моих картинах. Под кругом также подразумеваются Солнце и Земля, целостность и бесконечность. Разного рода экологические проблемы нашей планеты, включающие в себя стремительное сокращение биоразнообразия, истощение водных ресурсов, уменьшение лесного покрова, загрязнение мусором и многие другие являются предвестниками и последствием климатических изменений на Земле. Равнодушное и местами негативное отношение людей к этим проблемам находит отпечаток в моих работах. Возможно, это отражается не в прямом, а в переносном контексте. Соответственно, можно считать, что эта проблематика читается между строк.
Если в некоторых работах затрагивается тема первобытности, страсти, человеческих пороков и дикости, то в других красной нитью проходит любовь к живой природе. Я постоянно думаю о связи между природой, человеком и новыми технологиями, что влияет на мое творчество. Поэтому мне нравится изображать красоту человеческого тела, акцентируя внимание на его хрупкость и незащищенность. В процессе работы я исследую анатомию тела, мозга и нервной системы. Как известно, этим увлекались многие известные художники и скульпторы эпохи Ренессанса.
Глубокий смысл и энергетика
На первый взгляд может показаться, что мои картины носят мистический и немного фатальный характер. Я даже слышал, что некоторым посетителям выставки казалось, что их писал человек, находившийся в глубокой депрессии или в сложной жизненной ситуации. На самом деле все далеко не так, как кажется, поскольку от моих картин исходит особая энергетика и в них прослеживается глубокий смысл.
Меня всегда привлекали мистика и таинство различных культур, религиозных систем и мифологий. Я себя ассоциирую с героями этих историй, что накладывает отпечаток на мои работы. Я наделяю своих персонажей символизмом, словно проецируя их образы на самого себя. Конечно, я всегда наблюдаю за людьми, которые посещают мои выставки. В такие моменты мне нравится видеть реакцию людей на мои работы. Если некоторые в начале не сразу постигают смысл написанного, то другие воспринимают их в правильном ключе. Будучи интровертом, но, при этом, оставаясь жизнелюбивым, жизнерадостным и позитивным человеком, я сознательно выполнил картины в минорных оттенках, тем самым, придав им некую таинственность. Поэтому я считаю, что конечная цель достигнута.
Стиль и направление
Как художник, я разговариваю со зрителем через свои картины, заключая в них свой определенный смысл. Являясь большим поклонником сюрреализма и минимализма, я стараюсь придерживаться этих направлений. При этом хочется верить, что у меня есть свой узнаваемый почерк, который меня выделяет среди других художников, работающих в этом направлении. По сути, это нечто среднее между минимализмом и сюрреализмом, включающее в себя контрастность, графичность, полярные формы и определенные цвета. Отличительной особенностью стиля является способность сочетать несочетаемое, совмещать большое с маленьким, длинное с коротким, цветное с монохромным, круглое с квадратным и т.д. Речь идет не о буквальном, а об абстрактном. Именно такие сочетания позволяют мне достигать таких интересных результатов.
«Айым, «Анель, «Амирхан»
(«Амирхан»)
У этих картин есть своя предыстория. Они были написаны в период пандемии, когда весь мир оказался запертым. Оказавшись в этой ситуации, важно было не бездействовать, а чем-то себя занять. В тот сложный период не было никаких мыслей. Перед собой я видел лишь глаза сына, который постоянно смотрели на меня. Они и стали моим вдохновением. Было написано несколько портретов сына, а также портреты детей моих друзей, которые тоже были представлены на выставке.
(«Анель»)
Подходя к написанию этих работ, я старался привнести в портретный жанр что-то свое. Хотелось изобразить глаза, которые смотрят прямо в душу. Я старался использовать такие цвета, которые редко используются при написании портретов. Для этого я добавил яркости, живости и энергии через розовый и другие яркие цвета.
(«Айым»)
«Абайла»
В переводе это слово означает «будь осторожен», предостерегая через различные знаки. Эта картина являет собой фрагмент другой моей картины, которая также была представлена на выставке. На ней изображен человек, смысл которого заключается в его противостоянии стихиям войны. Эта тема изображена осторожно. В целом, эта работа говорит о принятии, о смирении и о внутреннем противостоянии.
«Встречая знамения 1»
Юрты в данном контексте представлены как некие космические аппараты, которые способны перемещать наших предков по времени и по степи. Можно сказать, что предки, которые вели кочевой образ жизни, являлись теми самыми инопланетянами, умело путешествовавшими по нашим бескрайним степям. Они подвергались различным опасностям и историческим обстоятельствам, что позволяло им набираться опыта и извлекать определенные жизненные уроки. В этой картине содержится глубокий смысл, который мне хотелось передать с помощью каких-то технологических образов, добавляющих ей драматизма
«Встречая знамения 2»
По названию картины можно легко догадаться, что она является продолжением предыдущей части триптиха. С ней продолжается и история, начатая в первой части. Тут изображена новая семья, принимающая невесту, юную девушку, являющуюся совсем еще ребенком. Ее возраст можно определить по одежде, которая будучи большой по размеру и тяжелой, тяжело сидит на ее хрупком маленьком теле. Черные круги появились после написания первого варианта, где изначально были лица. В процессе работы они оказались спрятанными за кругами. Мне показалось, что в таком виде картина окажется более драматичной, скрыв истинные эмоции, которые переживает семья. Под кругом можно увидеть любую палитру эмоций – от радости до печали. Но эту возможность оставляю додумать зрителю.
«Разбитые облака»
Если не смотреть на картину, а просто услышать ее название, то может показаться, что речь идет о каких-то облаках. Вместо этого мы видим три фигуры. На самом деле не нужно судить о картине по названию. Задумка заключается в том, чтобы тем самым запутать зрителя и дать ему возможность додумать. Под облаками подразумеваются человеческие судьбы, которые разделяются, разбиваются, во что-то превращаются, либо и вовсе объединяются в группу облаков. Настолько они являются сильно взаимосвязанными через дружбу, любовь, общие цели и взаимодействие. В качестве кода использован древний символ «тұмар», который в качестве оберега хранит связь между этими тремя героями.
«Метка»
На картине изображены три фигуры, у двух из которых на лица надеты лошадиные маски в рентгеновском формате. На самом деле, здесь нет никакой отсылки к лошадям. Речь идет о демократии и о связи между человеком и природой. Также картина говорит об истинных ощущениях человека, когда он поддается дикости и свободе. За основу символа, который расположен в верхнем левом углу, взяты древние орхонские руны. Они были мной преобразованы, но при этом их структура осталась неизменной. Руны изображены в виде некоего QR-кода, являющегося порталом в потустороннюю реальность человеческих мыслей и чувств.
«Рога»
Эта картина о дикости и первобытности, первозданности и связи с природой. Вдобавок к этому она обращает внимание на актуальные проблемы рогатых животных. Картина напоминает о важности поддерживать связь со своими предками, землей и историей. Рога представляют собой особые антенны, которые улавливают все сигналы и коды, имеющиеся в пространстве. В левом верхнем углу показан казахский орнамент рогов — «мүйіз».
«Система»
Изначально это был портрет, который постепенно преобразовывался в процессе написания. Сама по себе работа является очень универсальной и способной менять свой посыл в зависимости от контекста. Соответственно, как и само слово «система», название и смысл картины являются очень глубокими по содержанию и универсальными по восприятию. Любая система может быть совершенно разной по масштабу и влиянию. Она может быть как политической, так и, к примеру, Солнечной. Поэтому зрителю дается возможность самому прочувствовать, воспринять и понять эту картину, исходя из своего мировоззрения и понимания этого мира.
«Зверь»
На этой картине изображены две сущности и две стихии, которые объединены в одно тело. Картина показывает тесную и неразрывную связь человека с природой. При этом отражается первобытность, дикость и свирепость человека, которая свойственна человеку. Расположенные рядом человек и зверь являются охотниками, нацеленными на добычу. Символ и орнамент, изображенные в левом верхнем углу, олицетворяют собой добычу и скелет соответственно.
«Дикий»
Название картины является ассоциативным и универсальным. Ассоциативность связана с моим настроением и детскими воспоминаниями. Возможно, представленный образ является фрагментом из моего сна. Этот образ возник в моей голове, и мне захотелось запечатлеть его именно в таком виде. Цель работы заключается в том, чтобы вызвать теплые чувства об отце, о брате и о деде. Символ, расположенный в верхнем левом углу, является QR-кодом, созданным мной на основе древней письменности.
«Дитя гор»
Эта достаточно ассоциативная работа повествует об объединении человека с природой, которая обладает мощью и мудростью. Она сильна своими стихиями, которые характеризуют силу природы. Название картины ни в коем случае не отражает ее прямой смысл, поскольку все в ней читается между строк.
«Наблюдение»
Данная картина является фрагментом одного из моих портретов сына Али. На ней можно увидеть проникновенный, искренний и чистый взгляд, который олицетворяет название выставки в другом ключе. Глагол «қара», означающий «смотри», словно приглашает взглянуть в мои глаза и душу. Тем самым взгляд призывает понять меня и принять то, что показано на картине. Можно сказать, что эта картина является некой визуализацией общей концепции выставки.
«Ножницы»
Картина, вызвавшая много споров. Зрители увидели все тот же знакомый серый фон и нашли схожесть между нарисованной девушкой с персонажем из японского фильма «Звонок». На самом деле в этой картине есть японские оттенки. Работа над картиной получила вдохновение, подаренное японским танцем буто. Он являет собой авангардный стиль современного танца, возникшего в Японии в 60-е годы прошлого столетия. Основоположником танца буто является творческий коллектив «Танец тьмы» («Анкоку буто») под руководством хореографа Тацуми Хидзиката.
Основной акцент в танце делается не на форме, а на способах движения, с помощью которых танцор словно отстраняется от социальной стороны своей личности. Буто известен своим минимализмом и сильной энергетикой. Если присмотреться, то во всех моих картинах имеется связь с японской культурой, отличающейся минимализмом, чистотой и особой эстетикой. Если внимательно присмотреться к лицу девушки, написанного в форме глаза и являющегося взглядом изнутри (словно из зеркала), в нем можно увидеть темную сторону души.
«Мотылек»
Я просто обожаю минимализм и чистоту, которые в основном ассоциируются с черным квадратом. Вместо квадрата я использовал образ мотылька. Я люблю рисовать мотыльков и бабочек, являющихся символом симметрии. Лицо человека также является продуктом симметрии, благодаря чему лицо является лицом. Созерцая мотылька, можно погрузиться в небольшой транс и увидеть что-то скрытое от глаз.
«Оса»
Зрителю точно не следует судить по картине по ее названию. Как и в ряде некоторых других картин, название является исключительно ассоциативным и абстрактным. Оно крутилось в момент написания картины, после чего и осталось. Картина изображает танцующую пару, воедино слившуюся в танце. Два человека являются двумя частями некоего цельного мира и сущности, которую я сопоставил с образом насекомого.
«Генезис»
Очень глубокая по смыслу картина, в которой содержится экологический аспект и трагедия. В момент ее написания я думал о целом спектре экологических проблем, которые, в том числе, включают в себя глобальное потепление. Планета изображена в образе матери, которая держит зараженное облако как свое дитя. При этом планета защищает себя противогазом, чтобы не погибнуть от вредного облака.
Эта картина была специально написана для VIII Пекинского международного биеннале искусства, которая проводилась осенью 2019 года. Ее можно и нельзя назвать пророческой, поскольку через короткий промежуток времени началась коронавирусная пандемия. Интересно, что организаторы биеннале выбрали именно эту картину из множества предложенных мной работ.
Ақыл-кеңес художника
Как художник я всегда и везде буду максимально продвигать искусство. Я ратую за то, чтобы люди окружали себя красотой, чем-то прекрасным в виде предметов искусства (картин, скульптур, инсталляций). Их приобретение должно стать абсолютно нормальной практикой. В идеале каждый человек мог бы быть неравнодушным наблюдателем искусства. Для это нужно чаще соприкасаться с ним, посещая хорошие выставки, смотря качественное кино, слушая сложную музыку и читая серьезную литературу.