В предыдущем номере было рассказано об этапе «аристократизм», на котором организация находится в состоянии стабильности или позднего расцвета. Компания становится менее гибкой, потихоньку сползая в застой. Компания перестает интересоваться новыми технологиями и долгосрочными перспективами развития. Сотрудники компании становятся более пассивными и менее инициативными. Компания-аристократ начинает терять свою долю на рынке, наблюдается снижение ее прибыли, а в воздухе все больше витают мысли о возможных слияниях и поглощениях. В этом номере мы переходим к этапу «охоты на ведьм». Давайте узнаем, какие изменения претерпевает компания на этой стадии своего развития.
Питер Штром,
Вице-президент
по операционной деятельности
Института Адизеса в мире
Отсутствие изменений непременно влечет за собой пагубные последствия для компании. Первые плоды она получает на этапе «аристократизма». Подавление предпринимательства (Е-роли) и абсолютное доминирование администрирования (А-роли) влекут за собой спад Р-роли, что проявляется в возникновении так называемых ритуалов. Они проявляются в том, как сотрудники общаются, как одеваются и как придерживаются негласных корпоративных правил. Для людей становятся важными действия, а не результат самих действий.
Путь к банкротству
Если на этапе «аристократизма» организация все еще ликвидна, то в период «охоты на ведьм» (Салем-сити / ранней бюрократии) поступление денежных средств стремительно сокращается. Это обусловлено тем, что в связи с повышением цен на продукты компания теряет свою рыночную долю. Ее товары оказываются невостребованными еще и потому, что они оказываются не только слишком дорогими, но и устаревшими. Конкуренты не только наступили на пятки, но и перешагнув, ушли далеко вперед.
Отсутствие продаж толкает компанию на радикальные шаги. Она поспешно снижает цены, уменьшает накладные расходы, увольняет людей и сворачивает определенные виды деятельности. Тем не менее это только усугубляет до этого критичную ситуацию, еще больше ослабляя не только (Р), а также внутреннюю интеграцию (І). От безвыходности в компании начинается отчаянный поиск виновников всех бед.
Поиск виновных
Времена, когда люди в буквальном смысле дружили и всячески избегали конфликтов, прошли. Теперь самый главный вопрос, который можно услышать из уст всех и каждого, звучит: «Кто?». Кто допустил ошибки, которые привели к такому удручающему результату? Кто будет уволен, а кто останется? Кто виноват во всем?
Уровень дезинтеграции достигает пика. Теперь каждый сотрудник занимает оборонительную позицию. Люди начинают действовать по принципу «каждый сам за себя». Атмосфера всеобщей подозрительности с оттенком паранойи царит внутри компании. Процесс внутреннего разложения набирает обороты. Вместо того, чтобы направить все усилия на работу, менеджеры вступают в политические коалиции, нацеленные на дискредитацию коллег.
Руководство, будучи не в состоянии трезво оценивать сложившуюся ситуацию, в первую очередь, увольняет последних носителей предпринимательского духа – инженеров-конструкторов, специалистов по стратегическому планированию и маркетологов. Кто разработал, как оказалось, что был выпущен «не тот продукт»? Кто ответственный за то, что компания оказалась не на том рынке, а стратегия не работает? Почему технологии безнадежно устарели? Как мы видим, козлами отпущения становятся последние креативщики, которые покидают компанию по собственному желанию, либо по принуждению.
«Когда (I) полностью исчезает, остается только обрубок 00А0. Дерева больше нет. Из земли торчит один пень — как напоминание о дереве, которое когда-то шумело здесь своими ветвями».
Ицхак Адизес
Так, компания окончательно теряет не только (Е) и (Р), но и (І). Остаются одни администраторы, которые не ориентированы на изменения. Они устанавливают бюрократические порядки, вводят новые правила, сотнями пишут новые руководства и инструкции. Продолжают ли они обслуживать потребности клиентов? Да, но делают они это абсолютно нерезультативно. Результативность работы компании на данном этапе равняется нулю.
Еще одно перерождение
Наверное, всем любопытно, почему на кривой жизненного цикла отрезок от Салем-сити до бюрократизма представлен в виде зигзагообразной линии. Она отображает факт очередного перерождения. То же самое можно наблюдать в период с этапа «ухаживание» до этапа «младенчество», когда основатель внедряет идею в жизнь, и компания появляется на свет, а также с этапа «давай-давай» до этапа «юность» компания, как подросток, переживает свой сложный переходной период.
При каких условиях организация выживает, преодолевает этап «охоты на ведьм» и становится бюрократией? Она получает внешнюю поддержку в виде субсидирования или национализации, цель которых, в большинстве случаев, заключается в предоставлении рабочих мест.
Фактически ее жизнь поддерживается искусственным способом. Компания не имеет ни целей для существования, ни внутренней поддержки, ни мотивации. И стоит лишить ее финансовой помощи, как наступит неминуемая смерть.