В прошлом номере журнала Akyl-kenes** был опубликован детальный кейс о мировом рынке киберспорта. Интересен тот факт, что Россия является первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта. Вслед за ней таковым его признали в некоторых странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и США. Данная статья расскажет о казахстанской киберспортивной команде Syman Gaming, которая достойно представляет Казахстан в виртуальном игровом пространстве.
Для лучшего объяснения мироустройства киберспортивной команды больше всего подходит футбольная команда. Геймеры живут и работают примерно по таким же принципам, как и футболисты. Видимо, не зря в США геймеры отнесены к разряду настоящих спортсменов. Казахстанской командой Syman Gaming управляет одноименная компания, основанная осенью 2017 года. С того времени команда под руководством Алиби Шорманова, СЕО компании, показывает хорошие результаты и входит в тридцатку лучших команд мира.
Элита киберспорта
Изначально команда создавалась для участия только в одной игровой дисциплине Dota. В течение трех месяцев проходило тестирование игроков. По итогам сезона было принято решение закрыть эту дисциплину в силу отрицательных результатов, которые показали геймеры. Вместо «обороны древних» было принято решение сконцентрироваться на игре Counter Strike: Global Offensive. В первую очередь начался поиск опытного тренера, который впоследствии стал комплектовать состав из талантливых игроков. Селекция геймеров ведется разными способами: рекомендации друзей, отслеживание разных профессиональных лиг и команд, функционирующих без управляющей компании. Бывают случаи, когда проводится трансфер игроков из одной команды в другую. Если первый состав был представлен исключительно казахстанскими игроками, то сейчас текущий состав является интернациональным.
Как и в футбольной команде, происходят постоянные ротации игроков, которые не показывают хороших результатов или являются нестабильными. Со временем состав стабилизировался и начал показывать хорошие результаты. Одним из последних крупных достижений является первое место, завоеванное командой на международном чемпионате NEST Pro, который проводился в китайском городе Сучжоу в 2019 году.
Если говорить о результатах команды, достигнутых в 2019 году, то они достаточно впечатляют. Осенью прошлого года казахстанская команда Syman Gaming становится обладателями второго места на первой стадии чемпионата мира CIS Minor, который проводился в столице Германии. Несмотря на проход в следующую стадию, дальше команда пройти не смогла. В октябре прошлого года наши киберспортсмены становятся победителями турнира World Electronic Sports Games (WESG) Kazakhstan. Спустя месяц казахстанские геймеры завоевывает титул вице-чемпионов турнира WESG Central Asia.
Турнир WESG является ежегодным международным туниром, организатором которого является компания Alisports, входящая в состав Alibaba Group. Джек Ма, основатель этой крупнейшей интернет-компании, уделяет особое внимание киберспорту. Для участия на этом воистину масштабном турнире через сито квалификации проходят сотни команд, и лишь 36 лучших из них проходят на финальную стадию.
В целом, казахстанские киберкоманды находятся на хорошем счету среди мировых геймеров. Особо запомнился 2017 год, когда казахстанская команда Gambit Esports стала победителем престижных международных киберспортивных соревнований PGL Major Krakow 2017 серии Major по Counter Strike: Global Offensive (CS: GO). В турнире StarLadder Berlin Major 2019 наши геймеры из команды AVANGAR уступили датской команде Astralis, являющейся четырехкратным чемпионом мира.
После успешного выступления на турнире состав команды AVANGAR был продан российской организации. Команда Syman Gaming, представляющая Казахстан, входит в тридцатку сильнейших команд мира, находится в Топ-5 среди стран СНГ и является командой №1 в Казахстане.
На сегодняшний день Syman Gaming играет в двух направлениях: Counter Strike: Global Offensive и FIFA. Это позволяет управляющей компании считаться не просто киберспортивной организацией, а мультигейминговой, поскольку покрываются два и более направления.
Текущий состав команды Syman Gaming
Санжар Исхаков (Nealan), CS: GO
Рустем Телепов (Mou), CS: GO
Давид Даниелян (n0rb3rT), CS: GO
Николя Джус (Keoz), CS: GO
Расмус Йохансон (Kreaz), CS: GO
Тренер Асет Сембиев (Solaar)
Counter Strike 1.6
Для людей, неискушенных игрой Counter Strike или не знакомых с ней, следует описать ее правила. CS, как ее вкратце именуют геймеры, является многопользовательской компьютерной игрой в жанре «стрелялок» от первого лица. Игра была разработана американской Valve Corporation. Изначально игра была сценарным придатком к популярной в свое время игре Half-Life, появившись на рынке в 1999 году. Впоследствии она стала самостоятельной игрой и доступной для игры на таких платформах, как macOS, Linux и Xbox.
Архитектура этой игры выстроена таким образом, что две команды игроков делятся на «террористов» и «бойцов спецназа». Целью первых является устранить идущих на штурм стражей порядка и удержание захваченных заложников в течение заданного времени. В это время вторые должны обезвредить преступников и освободить людей, находящихся у них в плену. Игра предлагает ряд карт, отличающихся определенными заданиями, которые выбираются игроками. Непосредственно перед началом боя игрокам дается буквально несколько секунд, отведенных на приобретение подходящего оружия и вспомогательного снаряжения. Каждый игрок покупает оружие в зависимости от роли, которую он выполняет во время игровой сессии. Все это приобретается за игровую валюту, величина которой меняется в зависимости от исхода игры. Поэтому наиболее важным является самый первый раунд, в котором победившая команда получает заметное преимущество в приобретении более мощного и эффективного оружия, которое может использоваться в следующем раунде.
У игры есть и другие сценарии, согласно которым «террористы» должны заминировать в определенных местах бомбы, а солдаты «антитеррора» должны их обезвредить с учетом ограниченного количества времени. При этом одновременно с выполнением основной задачи противники предпринимают активные действия по ликвидации друг друга. Еще есть вариант, по которому в задачи «террористов» входит убийство одного из игроков противника, который слабее вооружен и хуже защищен в отличие от своих сокомандников. В задачу «спецназовцев» входит прикрытие ключевого игрока и доведение его до безопасной зоны. Два последних режима не получили широкой популярности, как первый.
Атмосфера внутри киберкоманды похожа на атмосферу, царящую в раздевалке футбольной или хоккейной команды. Внутри нее четко распределены роли и обязанности. Поскольку Counter Strike: Global Offensive является игровой дисциплиной командно-соревновательного характера, совместные и скоординированные действия являются залогом победы в игре против оппонентов. Команда состоит из капитана (in game leader), помощника капитана (support), снайпера (awper/sniper), танка (entry frager) и кемпера (lurker). Капитан команды руководит операцией и координирует действия команды, которому помогает его помощник. Последний его же и заменяет в случае, если капитан «погибает» во время игры. Снайпер команды должен обладать быстрой реакцией и меткостью, чтобы за доли секунды успеть убрать на миг появившегося в поле зрения противника. Он ограничен в действиях, поэтому в его обязанности входит прикрытие с флангов и тыла. Но снайпер сам оказывается под ударом в случае его обнаружения. Танк является первым, кто отвлекает на себя противника, стараясь разменять себя на одного или нескольких противников в самом начале игры. А кемпер считается якорным игроком, который большую часть времени дислоцируется на своей базе, ожидая наступающего противника. Он должен прикрывать отступающих сокомандников, давая им возможность перезарядить оружие или перегруппироваться. Он же, при возможности, должен выбить раненых в ходе первоначального боя противников из своей зоны.
Тренировочный процесс
Высокая результативность команды напрямую зависит от тренировочного процесса, которым руководит тренер команды. В начале может показаться, что киберспортивные дисциплины не нуждаются в подготовке и тренировках. На самом деле, этому уделяется много времени и сил. В среднем, игроки играют по 10-12 часов в день, из которых шесть часов отводится на профессиональные тренировки. Оставшееся время уходит на индивидуальную подготовку, в рамках которого каждый игрок отдельно тренируется в своей лиге. Многочасовое ежедневное времяпровождение геймеров за компьютерами позволяет оттачивать навыки и пробировать тактические заготовки.
Для подготовки к турнирам в мире используются специальные тренировочные игры. У каждой команды имеется по несколько входных каналов для участия на тренировках. Тренеры разных команд заранее договариваются о точной дате и времени проведения игровых сессий. Тренер команды полностью отвечает за разработку стратегии, занимается подготовкой аналитики по прошедшим играм и изучает методы, используемые другими командами. На основании имеющейся на руках информации тренер предлагает команде пакет инструкций и советов по предстоящим играм. После изучения этой информации команда отбирает наиболее подходящие и нужные решения и интегрирует их в свои стратегии.
Команда полностью финансово содержится во время ее нахождения на буткемпе в г. Калининград, где проживает команда и проводит регулярные тренировки. Организация полностью покрывает транспортные расходы, проживание и заработную плату игроков команды. Геймеры должны полностью сосредоточиться на тренировках, ни на что не отвлекаясь.
Majors & Minors
Международные турниры по стандарту проходят в несколько этапов. Любому большому турниру предшествует открытая квалификация, доступная для всех желающих и команд любого уровня. Затем следует закрытый этап, в который попадают победители открытых квалификаций. Для прохождения на следующий этап предусмотрен еще один вариант, основанный на предварительном отборе. Его проводят непосредственно сами организатор турнира, высылая приглашения отдельным командам и игрокам. Основной раунд (main event) проходит в каком-нибудь городе в виде большого турнира. В нем участвуют победители закрытых квалификаций, либо обладатели прямых приглашений. На такого рода соревнованиях участвуют сильные команды, входящих в Топ-15 мирового рейтинга. Казахстанские команды пока не попадают в этот рейтинг, но у команды Syman Gaming есть твердые намерения попасть в список лучших команд мира.
Серия крупных и авторитетных киберспортивных турниров (Majors), которые проводятся по дисциплине CS: GO, спонсируется корпорацией Valve, являющейся создателем игры Counter Strike. Мейджоры являются самыми престижными турнирами. Однако первый в истории турнир серии DreamHack Winter 2013 с призовым фондом 250 000 долларов США, который проводился в шведском городе Йенчепинг, спонсировался компанией DreamHack. В дебютной серии участвовало шестнадцать команд, но впоследствии количество команд постепенно расширялось, а призовой фонд увеличивался. Уже на турнире MLG Major Championship: Columbus 2016 призовой фонд составил 1 000 000 долларов США. С учетом измененного формата на турнире ELEAGUE Major: Boston 2018 приняло участие двадцать четыре команды.
Буквально 17 января 2020 года корпорация Valve сообщила о своих планах изменить действующий формат приглашений на мейджоры. Было заявлено о переходе на ранговую систему, которая предусматривает включение в сетку двух дополнительных турниров перед основными соревнованиями. Данная система основана на количестве очков, заработанных на весеннем мейджоре ESL One Rio: 2020, а также на еще двух промежуточных турнирах, которые будут проводиться осенью 2020 года.
Таким образом на самом главном, завершающем этапе, будут участвовать двадцать четыре команды, восемь из которых имеют статус легенд, шесть команд со статусом вернувшихся претендентов и десять команд, победивших на майнор-турнирах. В свою очередь, сами майноры подразделяются на четыре региональных турнира: европейский, азиатский, американский и СНГ. В каждом из них участвуют по восемь команд. В мейджор проходят две команды из каждого региона. Команде, занявшей третье место, дается право на реабилитацию на дополнительном майноре.
Если рассматривать процесс отбора на итоговые соревнования, то он состоит из трех стадий. Первая стадия известна как этап новых претендентов, в который попадают команды-победители майнор турниров. На этом этапе играется один матч, но если матч является определяющим судьбу команды, которой светит вылет или проход на следующий этап, то играются три матча. Победителем этой серии становится команда, первая набравшая три победы.
В этапе новых легенд участвуют восемь лучших команд, прошедших через сито предыдущего отбора. В старом формате этот этап назывался бы групповым, но система его проведения схожа с этапом новых претендентов. В этапе новых чемпионов участвуют оставшиеся восемь команд, которые борятся за звание сильнейшей команды. Команды проводят матчи по олимпийской системе, разделившись четыре группы по две команды. Победитель каждой группы выходит в полуфинал, из которого в финал выходят две команды. Одна из команд становится победителем мейджора. Все матчи на этом этапе играются по три матча.
В ноябре 2020 года будет проходить второй мейджор года, перед которым пройдут три турнира. Проведение ESL One Rio: 2020, ближайшего из них, планируется в мае 2020 года, если дальнейшее распространение коронавируса не поставит под угрозу проведение турнира. Таким образом, эти три турнира будут определять рейтинг восьми лучших команд, которые будут приглашены на главный осенний турнир в качестве «легенд», вторая восьмерка будет заявлена в качестве «вернувшихся претендентов», и последние восемь команд определятся в региональной сетке майноров.
График Syman Gaming на 2020 год
В начале года команда утвердила достаточно плотный турнирный график. Начинался он с основного раунда турнира WESG, который изначально должен был проводиться в Малайзии. Из-за технических причин он был перенесен в Макао. Вследствие появившегося коронавируса проведение турнира было отложено на неопределенный срок. Теперь все участники, квалифицировавшиеся на турнир, ждут официального анонса и приглашения на основной ивент, на котором будет разыгрываться солидный призовой пул.
В весенний период ожидаются игры закрытой квалификации на турнире CIS Minor, являющийся первой стадией чемпионата мира, который будет проходить в Рио-де-Жанейро.
Плюсы и минусы
В современном мире, в котором интернет играет чуть ли не главную роль, по-разному смотрят на компьютерные игры и кибертурниры. Всего в профессиональном и любительском игровых сообществах играется порядка 10-15 разноплановых игр. Самыми популярными из них являются Counter Strike: Global Offensive, Dota и League of Legends. Разработчики в лице Valve Corporation и Riot Games постарались максимально популяризировать свои игры, сделав их открытыми и бесплатными. Результат не заставил себя долго ждать, и эти игры получили самые лучшие отзывы. В основном, большинство компьютерных игр требуют оплаты или должны играться на дорогостоящей топовой технике с высокими характеристиками, обеспечивающей высокую графику и сюжеты.
Родители и преподаватели бьют тревогу о возрастающем времяпровождении детей и подростков за компьютерными играми и их заинтересованностью кибертурнирами. Взрослые считают, что дети могут обрести компьютерную зависимость и испортить себе здоровье. Им вторят врачи и психологи, заявляющие о наличии негативного влияния игр на психическое здоровье и зрение людей. Несомненно, все их аргументы подтверждаются тем, что зрение может ухудшаться, осанка портиться, а нервная система истощаться. Бытует устойчивое мнение о вреде некоторых игр, якобы культивирующих насилие и жестокость. Но дело в том, что многие шлаковые игры, о которых говорят родители, врачи и преподаватели, никоим образом не относятся к киберспортивным дисциплинам и не содержат в себе опасные деструктивные аспекты.
Наоборот, у игр, относящихся к киберспортивным дисциплинам, имеется больше преимуществ, чем недостатков. Играя именно в эти игры из этой категории, у детей развивается повышенная реакция и скорость обработки информации. Играя в компьютерные игры, дети и подростки учатся принимать решение за очень короткий промежуток времени. Они должны быстро среагировать на игровой момент, правильно и быстро использовав нужные клавиши. Поскольку киберспортивные игры проходят в формате командного взаимодействия, то они учат выстраивать эффективные внутренние коммуникации, развивают лидерские качества и дисциплинируют.
Чтобы понять пользу компьютерных игр, необходимо просто понять, что, играя, любой человек невольно перевоплощается в компьютерных персонажей. Нужно представить каково это забить гол в последнюю секунду футбольного матча в игре FIFA. А какие эмоции переполняют игрока, который в шахматном поединке смог довести пешку до конца поля, сделав ее ферзем? Что можно ощутить в момент, когда пересекается финишная прямая после долгих и сложных автогонок? Научные исследования свидетельствуют, что компьютерные игры помогают играющим стать героями и в реальной жизни.
Геймеры обладают более высокой эмпатией и социальной привязанностью, поскольку у них вырабатывается синхронизация с другими игроками из своей команды. Они прилагают больше усилий при решении поставленных задач, которые отличаются высокой сложностью. И наоборот, редко играющие подростки, сдаются гораздо быстрее, теряя интерес к проблеме при первой же возможности. Также геймеров отличает большее упорство, настойчивость и стрессоустойчивость, которые необходимы для достижения успеха в сложных условиях.
Эти черты характера и навыки, которые позволяют выполнять задания любой сложности пусть и в виртуальном мире, пригодятся в реальном мире. Ведь упорная мозговая работа на нейрофизиологическом уровне проявляется в повышении дофамина. Да, он вызывает привыкание, но с точки зрения биохимического процесса это привыкание является полезным. Ученые предполагают, что повышенное содержания дофамина в сером веществе является одним из стимуляторов трудолюбия. Конечно, у всего есть свои пределы и нормы, поэтому всегда нужно уметь себя контролировать и строго дозировать свое времяпровождение за компьютером. Ну и последним аргументом в пользу киберспортивных дисциплин является возможность заработать большие деньги. Но для этого нужно постоянно и усиленно тренироваться, и относиться к играм, как к профессиональной деятельность. Сегодняшние возможности, растущие технологии и развитие индустрии игр позволяют даже детям в возрасте до 14 лет зарабатывать солидные деньги на различных турнирах. Поэтому киберспорт является своего рода социальным лифтом и возможностью найти себя в этом сложном мире.
Проблемы киберспорта в Казахстане
Для развития киберспорта в Казахстане необходимо решить проблемы со скоростью интернета. Для того, чтобы на равных играть с противниками, играющих на территории США, Европы или России, необходимо также иметь сервера разработчиков игр. Из-за технических проблем казахстанские геймеры зачастую не в состоянии конкурировать с зарубежными игроками, что вынуждает их менять свою дислокацию.
Сегодня выгоднее переехать в Киев или Москву, где находятся сервера разработчиков и предлагается качественный высокоскоростной интернет. Также для появления в стране профессиональных команд необходимо создание игровой инфраструктуры. Популяризация наступающего игрового тренда должна идти параллельно с открытием хорошо оснащенных компьютерных клубов. в противовес большого числа компьютерных клубов, в которых молодежь просиживает свое время. Именно в правильных клубах резидентам будут предлагаться полезные с точки зрения мирового киберспорта компьютерные игры. Именно там могут отбираться будущие чемпионы.
* — Namys в переводе с казахского означает честь, достоинство
** — журнал Akyl-kenes является официальным медиа-партнером команды Syman Gaming