Журнал Akyl-kenes начинает новую рубрику «Вокруг света», в которой будут рассказываться истории о поездках в страны, которые оставили глубокое впечатление в сердцах людей. Каждое путешествие расширяет кругозор человека, открывая ему ранее неизвестное и невидимое. В нашем мире происходит много всего интересного и полезного, о чем, несомненно, можно узнать из открытых источников. На страницах журнала мы попытаемся предложить читателям рассказы из первых уст, чтобы передать все впечатления и эмоции людей, полученные ими от поездки.
Первую статью в этой рубрике было решено посвятить таинственной горе Кайлас, расположенной в хребте Кайлас, входящего в горную систему Гангдисе, что на юге Тибетского нагорья. Гора интересна тем, что имеет много названий – Кангринбоче, Гангдисе, Гандисышань, Канг Ринпоче, Парвата, Пиньинь и Юндрунг Гуцег. Не менее интересным фактом является то, что эта гора, которую тибетцы называют драгоценной, до сих пор никем не покорена. Вместо этого люди совершают ритуальный обход горы, который называется «кора» или «парикрама». Скорее всего, мистика этой горы заключается в религиозном значении, которое гора имеет в индуизме, буддизме, джайнизме и тибетской традиции Бон. Каждую из этих религий объединяет то, что гора для последователей этих религиозных течений является священной колыбелью.
Для индуистов вершина горы является пристанищем Шивы, а сам пик горы считается космической горой в центре Вселенной. Буддисты верят, что на горе обитает Будда в различной инкарнации. Джайны считают, что на этой Кайласе своего освобождения достиг их первый святой. Для последователей тибетской традиции Бон гора олицетворяет собой центр жизненной силы. Но именно в ритуале обхода горы имеется одно отличие между четырьмя религиями. Индуисты, буддисты и джайнисты обходят Кайлас по часовой стрелке, а бонцы – против.
Гора отличается своей четырехгранной пирамидальной формой, каждая грань которой почти точно ориентирована по четырем сторонам света. Поскольку Гималаи считаются молодыми горами, которые постоянно растут, ученым не удается прийти к общему мнению касательно точной высоты горы Кайлас. В различных источниках есть место и мистическим фактам, утверждающим, что высота горы составляет 6 666 м.
Находясь в труднодоступной части Западного Тибета, район Кайласа является местом, где текут четыре реки Китая, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. В мифах Древней Индии говорилось, что эти четыре реки Южной Азии берут свое начало с Кайласа.
Если вспомнить из истории, то незадолго до начала Второй мировой войны руководство Третьего рейха всерьез интересовалось Тибетом, мистицизмом и оккультными науками. Неспроста свастика, некоторые элементы которой стали символом нацистской Германии, была позаимствована у тибетцев. Если у тибетцев свастика повернута против часовой стрелки, то у нацистов — по часовой. Южную сторону горы Кайлас рассекает вертикальная трещина, которую приблизительно посередине пересекает горизонтальная, что дает горе Кайлас еще одно название – Гора свастики.
Асель Давлетова делится впечатлениями о своем путешествии в Тибет, совершенном в мае 2016 года.
Кора, как еще называют обход вокруг горы Кайлас, занимает три дня. В общей сложности весь маршрут составляет 60 км. Поскольку гора к себе никого не подпускает, о восхождении на гору не могло быть и речи. Летальные исходы, имевшие место при предыдущих попытках покорить вершину горы, отбивают желание даже у самых ярых экстремалов. Правда, ходит легенда о том, что одному из летающих йогов-монахов когда-то очень давно удалось совершить восхождение на гору.
Итак, обход вокруг горы по-сути представляет собой сложный трекинговый маршрут. Интересен тот факт, что не все спортсмены и люди, профессионально занимающиеся трекингом, могут осилить этот маршрут. Все объясняется тем, что вокруг горы есть очень много зон с насыщенными сгустками энергии, которые не позволяет людям проходить. Также частые и резкие перепады высоты вносят свою лепту в сложность, чтобы трекинг не казался легким.
Книга Эрнста Мулдашева об этой загадочной горе, прочитанная мной за тринадцать лет до моей поездки, стала отправной точкой моего желания увидеть все воочию. Наконец, я оказываюсь в Тибете. Стоит отметить, что ежегодно во время этого опасного мероприятия погибает определенное количество индусов. А тибетцы, адаптированные к жизни в высокогорной местности с самого рождения, имеют фору перед иностранцами. У меня на глазах происходили случаи, когда откачивали людей, впадавших в какое-то странное состояние, со стороны похожее на приступы эпилепсии или транс. Находясь в этом состоянии, люди не контролируют свои действия и слова. Эксперты могут отнести эти симптомы к признакам горной болезни.
Находясь около этой горы у многих людей происходят большие изменения в жизни. Люди начинают переоценивать многие вещи в своей жизни. Поскольку люди на Тибет просто так не ездят, они основательно готовятся к этой поездке. У каждого, кто приезжает сюда есть свои мотивы и причины. В нашей группе у каждого из четырнадцати человек было свое состояние души, приведшее его к этой горе.
Кто-то искал приключения, кто-то хотел проверить себя, а кто-то был преисполнен душевных переживаний. Находясь там, я почувствовала силу чего-то божественного. Я верю в Бога и именно там, как мне показалось, я почувствовала его присутствие. Я ощущала непередаваемое чувство, которое влекло меня объять что-то необъятное. Мне хотелось прикоснуться к чему-то большому и ранее неизвестному, и такое ощущение ломает мозг в прямом и переносном смысле.
Некоторые из моих попутчиков настолько сильно мучались от сильных головных болей и ломок тела, что они буквально прощались с жизнью. Находясь в этом положении, люди стараются превозмочь себя и падают наземь, будучи не в состоянии идти дальше. Самое главное, что даже коренные жители не могут объяснить с чем это связано. Они рассказывают, что так было на протяжении всего времени. Из поколения в поколение горцы передают знания и советы о том, как нужно совершать ритуальный обход горы. С каждым шагом человек переходит на какой-то незримый новый уровень. Со слов тибетцев я поняла, что последствия такого путешествия у каждого человека могут быть разными. В этом я позже сама убедилась.
Моя близкая подруга, с которой мы туда ездили, вышла замуж почти в сорок лет. Еще одна девушка, которая с нами обходила гору, спустя год после поездки умерла от рака, хотя находилась в прекрасной физической форме. Мы долго не могли поверить в ее смерть, поскольку в ней было очень много сил и энергии. Профессор, который недавно отметил свой 70-летний юбилей, после завершения моего обхода горы поделился тем, что эта поездка стала для него своего рода проверкой на прочность. Жизненный отрезок, который пришелся на Тибет, тем не менее, стал для него существенным и определяющим. Этой поездкой он словно подводил какие-то внутренние итоги. То есть в каждом человеке до и после поездки происходили какие-то индивидуальные внутренние процессы.
Сказать, что для меня эта поездка далась нелегко, значит ничего не сказать. На самом деле, испытания начались за две недели до поездки. Я испытывала сильные головные боли, а врачи не могли поставить диагноз, поскольку все обследования показывали, что у меня все в норме. Как назло, резко обострилась грыжа, из-за которой я почти неделю лежала пластом, пока врачи не поставили меня на ноги перед самым вылетом. Несмотря на это я решила лететь: мечта либо сбывается, либо нет!
И вот в корсете и на обезболивающих я лечу в Тибет! Если рассказывать о самом путешествии, то вся дорога заняла у нас три недели. Выехав из Казахстана, мы проехали через Кыргызстан, Индию, Непал и Китай, чтобы оказаться в Тибете. Нашу группу сопровождали гид, водитель и полицейский. Природа в Тибете очень красивая, нетронутая и сложно поддается описанию. Каждый участок земли пропитан сильнейшей энергетикой. Посещая разные святые места и общаясь с местными людьми, я заметила, что у людей, живущих здесь, много внутренней любви к себе и к внешнему миру. Когда в цепочке идут люди из разных стран, тибетцев сразу можно различить по их внешнему виду. Не зная языка, я пошла вперед всей группы, хотя я была в корсете. Несмотря на донимавшие меня боли от грыжи я всегда шла впереди.
Большим примером для меня являлся наш тибетский гид по имени Норбу, который потряс меня до глубины души своей простотой и заботой о людях. Он очень сильно сопереживал тем, кто не смог пройти кору. В нашей команде была девушка, являвшаяся мастером спорта по восточным единоборствам, которую сняли с маршрута. Происходила какая-то мистика. Она в кровь истерла ноги, хотя была хорошо подготовлена. Помимо этого, она задыхалась и страдала от мучительных головных болей. Тех, кого ломало в первые дни, не допускали к прохождению, поскольку местные жители были научены летальными исходами. У тибетцев до того сильны сила духа, сострадание, любовь ко всему живому и вера в Бога, что у меня возникло такое ощущение, что тибетцы рождаются без эго.
Если первый день коры считается средним по тяжести прохождения, то второй день – уже сложнее из-за необходимости преодоления перевала высотой 5 600 м. Третий день считается самым легким по прохождению, но тяжелым в эмоциональном плане, поскольку в этот день нам пришлось прощаться с Тибетом. Поэтому прохождение в третий день я растягивала по максимуму, возвратившись в лагерь самой последней. Символично, что в тот момент началось празднование большого тибетского праздника Сагадава. В этот день, который высчитывается по лунному календарю, отмечается день рождения трех святых, достигших просветления. В Индии этот праздник носит название Висак. По завершении коры у подножья Кайласа люди празднуют этот праздник, во время которого монахи совершают всевозможные ритуалы. Примечательно, что люди празднуют его большой дружной компанией, состоящей как из местных жителей, так и иностранцев, коих в Тибете очень много.
Что касается местных традиций, то у тибетцев запрещено убивать животных. Если человек убивает животное, то он обязан его отмаливать. Тибетцы практически не ловят рыбу и не едят ее. При этом не запрещается использовать животных в качестве транспорта. Индусы не могут долго ходить пешком, поэтому нанимают извозчиков, которые на волах или лошадях провозят гостей из Индии вокруг горы. Также тибетцы не купаются в святых озерах, которые до сих пор не тронуты людьми. Иностранцам, желающим очистить свою карму и исправить жизненную программу, позволено купаться в специально отведенных местах. Согласно их традиции, женщина может иметь двоих и даже троих мужей. Девушка, решившая вступить в брак, одновременно выходит замуж за своего жениха и его старшего или младшего брата. Это объясняется тем, что в Тибете очень мало земли, которую можно было бы поделить между братьями, и мало женщин. Поэтому они берут одну жену на нескольких членов семьи, чтобы она могла поддерживать этот баланс. Мне тоже предложили подобрать себе мужа и остаться жить там, на что я ответила отказом.
В завершение мне хотелось бы поделиться своим ақыл-кеңесом. Кайлас снимает с людей все маски, оголяя в них тонкие места. У этой горы человек начинает понимать те проблемы, которые он переживает, и находит пути для их решения. Поездка в Тибет подарит такие эмоции, которые люди никогда не испытывали.
Трехдневный обход этой горы позволит вам остаться наедине с самим собой. Вы сможете ответить на вопросы, на которые давно искали ответы. Все эти ответы находятся внутри нас, но мы их не видим, поскольку каждый из нас сопротивляется жизни, не принимая те или иные жизненные ситуации. Побывав у Кайласа, я поняла, что все в этой жизни надо принимать с благодарностью.
Если вы хотите, чтобы все ваши желания исполнились, а молитвы были услышаны, держите все свои эмоции и чувства в балансе. Если вы решили что-то делать, то не сомневайтесь в себе, поскольку страх будет заставлять вас отступать от достижения намеченной цели. Главное – это верить в себя!