ГЛАВНОЕ МЕНЮ

  • ГЛАВНАЯ
  • СПОРТ
  • ЛИЦА
  • КЕЙСЫ
  • АРХИВ
  • АНОНСЫ
  • EVENTS

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

КОНТАКТЫ

Для размещения рекламы, пожалуйста, направьте запрос на:

daurzhan@akylkenes.com

Все права защищены © Akyl-kenes, 2017-2025

Казахстанский медиа-бренд об интересных людях и событиях.

Любое использование материалов допускается только с письменного согласия учредителя журнала

Akyl-kenes

Журнал об интересных людях и событиях

Akyl-kenes

Журнал об интересных людях и событиях

  • ЛИЦА
  • СПОРТ
  • EVENTS
  • КЕЙСЫ
  • АНОНСЫ
  • АРХИВ
EVENTS

Итоги XII CFO Summit

Май 25, 2025
Итоги XII CFO Summit

5 марта 2025 года в стенах The Ritz—Carlton, Almaty был проведен XII CFO Summit, который вновь собрал многочисленных участников, экспертов и спикеров. Программа ежегодного саммита вновь удивила своей актуальностью, насыщенностью и интересным содержанием. Вот уже двенадцать лет организаторы саммита работают над формированием стратегического видения бизнеса среди казахстанских предпринимателей и управленцев.   

Журнал Akyl—kenes, являющийся постоянным медиа-партнером саммита, рассказывает об основных итогах мероприятия, делая фокус на ключевых панельных сессиях и выступлениях. Как и в прежние годы, спикеры обсудили предложения по улучшению ситуации в экономике и в банковском секторе Казахстана в свете текущей геополитической обстановки и трендов, которые наблюдаются в мировой экономике.

Вот уже много лет подряд организаторы саммита в лице Kazakhstan Growth Forum традиционно проводят в самом начале весны, символично открывая финансовый год в Казахстане. Саммит проводится с тем смыслом, что в этот сезон пробуждения, возрождения и цветения все идеи, предложения и инициативы участников, озвученные во время саммита, лягут на благодатную почву и будут успешно реализованы.

Ельдар Абдразаков,
Председатель
Kazakhstan Growth Forum

Итоги XII CFO Summit

Преемственность является отличительной чертой Kazakhstan Growth Forum (KGF) и CFO Summit. На форуме традиционно обсуждаются итоги 2024 года и планы на 2026 год. На этом форуме внимание будет уделено вопросам макрополитики, мегатрендам и микросигналам, которые нужно уметь выявлять и понимать. Анализ прошлого года позволит понять были ли сделаны выводы по трем основным вопросам, которые были поставлены в 2024 году. Год назад в качестве приоритетов были определены вопросы управления рисками (валютные, кибер и санкционные), затратами (операционные, IT и продажи) и качество управленческой аналитики (KPI, ROI и показатели роста).

К сожалению, валютный риск всецело реализовался. Волатильность на валютном рынке привела к нестабильности денежных потоков страны и к дисбалансу в управлении активами и пассивами. Инфляция продолжила набирать обороты, причем отложенная инфляция будет проявляться в дальнейшем. Рост затрат и издержек требует более качественной аналитики и более быстрого и динамичного управления ими расходами.

Ключевыми приоритетами СЕО являются получение прибыли, увеличение объемов продаж и цифровая трансформация. Компании сегодня задаются вопросом как генерировать прибыль и удерживать ее. Условием успешных и стабильных продаж становится своевременная цифровизация. Соответственно все CFO озадачены тем, как быстро реагировать на текущие вызовы, направляя необходимые ресурсы на эффективное решение поставленных задач. Для безболезненной оптимизации направлений, становящихся неэффективными, CFO должны заранее продумать альтернативный план действий.

На фоне торговой войны, инициированной США по отношению к странам ЕС, Китаю и ряду других стран мира, наблюдается напряжение на фондовых рынках. Его падение и без этого имело место, но текущая ситуация ясно сигнализирует о том, что фондовой рынок явно перегрет. Необходимо изучать, как этот негативный фактор может отразиться на казахстанской экономике и доступе к капиталу. При этом все это происходит на фоне снижения активности на венчурном рынке капитала. С 2021 года не только наполовину уменьшился его объем, но и изменилась внутренняя структура инвестиций. За последний год более половины всего объема инвестиций было направлено на проекты, связанные с искусственным интеллектом. При этом проекты в области fintech и edtech стали менее интересными. Налицо активное перераспределение инвестиционных потоков. Поскольку Казахстан сильно отстает от этих трендов, на данный момент в стране все еще наблюдается расцвет венчурного капитала.

На фоне происходящих процессов наблюдается желание игроков рынка инвестировать в суперспекулятивные активы. Их ценность определяется желанием кого-либо приобрести актив на более позднем отрезке времени. На английском языке это явление называется bigger fool market или рынок большего дурака. Реальную стоимость такого актива очень трудно определить, но интересы на рынке очень быстро меняются. К примеру, криптовалюты становятся интересными. На сегодняшний день растет стоимость биткойна, выбранного президентом Трампом в качестве стратегического ресурса для своих инвестиций. Те, кто инвестировал в биткойн при цене в 500 долларов США, в 3 000 долларов США или даже при цене в 10 000 долларов США, сейчас испытывают большое удовлетворение. Учитывая, что сегодня стоимость биткойна значительно выросла.

Итоги XII CFO Summit

Психологи обращают внимание на чувства, которые испытывает человек, когда что-то упускает. Можно злиться на движение цен, которое через короткий промежуток времени делает сделку невыгодной для человека. В такие моменты некоторые люди чувствуют несправедливость. У других людей возникает чувство зависти, когда они начинают считать, что могли сделать более финансово выгодное решение, чем другие. Есть еще одна категория людей, которых одолевают грусть и печаль.

Организаторы форума запустили новую инициативу Centras Rankings. Компании, находящиеся в рейтинге Centras 500, делятся на группы лидеров, фаворитов, бустеров и лендлордов. Базируясь на данных, которые были получены по итогам исследования, организаторы форума постарались найти модель успеха на рынке. Этот подход содержит в себе работу с большими данными и позволяет моделировать различные сценарии.

Для объяснения событий, имевших место в прошлом, нужно брать на вооружение аналитику. Она может помочь увидеть угрозы и негативные явления, о существовании которых никто не догадывался. Поэтому умение выявлять их и устранять является одним из способов избежания острых кризисов. В связи с этим Оскар форума был отдан фильму «Нулевой день» (Zero Day), в котором снялся легендарный Роберт де Ниро. Этот фильм повествует о дне, когда произошло одно негативное событие. Все стараются устранить последствия и борются с симптомами, но при этом сами реальные проблемы не решаются. Данный фильм отражает казахстанскую реальность, которой идет работа не с причинами, а со следствиями. Нулевой день остается, но никто не знает, чем он вызван.

Основной приоритет будет направлен на управление ликвидностью. Оно сопряжено с давлением на продажи, которое нарастает. В первую очередь, это связано с планируемыми изменениями в налогообложении, из-за чего большая часть предпринимателей будет снижать показатели своих продаж. Исходя из паттернов, устоявшихся за последние тридцать лет, можно сделать вывод, что бизнесмены идут на снижение цен, за счет чего увеличиваются объемы продаж. При этом свое влияние будет оказывать повышенная инфляция, которая была заложена раньше. Поэтому вследствие всего управление затратами останется важной задачей для CFO.

Алмас Чукин,
Visor Holding

Итоги XII CFO Summit

Два года назад на этом саммите говорилось про несбалансированный бюджет и про необходимость предпринимать срочные меры. В сказке математика Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» есть один диалог между Алисой и Чеширским котом, который можно использовать в качестве преамбулы сегодняшнего форума.

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда идти, — заметил Кот.

В стране идет острая дискуссия о необходимости проведения конкретных реформ. Но без внятного Grand Vision государство не сможет создать условий для эффективного движения капитала. В теории известны четыре модели экономики: традиционная, рыночная, командная и смешанная. В Казахстане выстроена достаточно мощная государственная экономика. Государство и национальные компании прямо влияют на 60-70% экономики страны. Даже объявленная пресловутая приватизация является бесполезной. От продажи на рынке 10-20% акций АО «Қазақстан темір жолы» или АО «Казпочта» особого результата не будет. IPO ради IPO не работает.

С момента обретения независимости страна прошла через три сложных этапа. Первый этап, который пришелся на начало 90-х годов, оказался самым тяжелым и разрушительным для экономики. В те годы проводилось очень много реформ, большинство из которых было вынужденным. В 2004 году произошли изменения в виде больших нефтяных поступлений в бюджет, после чего реформы повернулись в обратную сторону. Начала создаваться мощная патерналистская экономика, в которой проблемы решаются государством за счет бюджетных средств.

В 2009 году была проведена не совсем продуманная налоговая реформа, направленная на снижение налоговых ставок. Была запущена государственная программа индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). В 2022 году правительство Казахстана закрывает ее, несмотря на то, что третья очередь программы находилась в зените своей реализации. Но завершение программы не означало сворачивания промышленной политики. Ее заменили национальные проекты и концепции. Но стране больше подходит новая рыночная реформа, для реализации которой нужны новое мышление и другое видение.

Итоги XII CFO Summit

Национальный и рыночный менталитеты отличаются друг от друга. На рынке имеет место не только индивидуальный успех, но и индивидуальные поражения. В обществе с рыночным мышлением не завидуют к успехам и достижениям, но и не слишком огорчаются провалам и неудачам. В странах с рыночной экономикой понимают, что конкуренция не является Олимпийскими играми, где победители получают медали. Поскольку рынок сам по себе не может сформировать стратегический план развития, государство должно сформировать четкое и долгосрочное видение. Оно должно определить зоны своего взаимодействия с рынком, где распределяется ответственность между государством и другими участниками рынка, чтобы никто друг другу не мешал.

Китай смог совместить в себе две системы, одинаково успешно работающие в Гонконге и в континентальном Китае. Еще одним хорошим примером являются ОАЭ. В 90-е годы в Дубай в первую очередь был построен большой аэропорт. Казалось бы, для чего он нужен, когда в стране еще не было всего того, что есть сейчас. Как оказалось, это было частью большого грандиозного видения. Современный Дубай не состоялся бы, не будь того аэропорта, через который можно было попасть в страну. После него были сформированы СЭЗ, а далее начал развиваться туризм, для которого строились объекты развлечений и соответствующая инфраструктура.

В последующие годы Дубай начал застраиваться элитной коммерческой и жилой недвижимостью. Сейчас экономика ОАЭ развилась настолько сильно, что Дубайская фондовая биржа опередила по некоторым показателям Лондонскую. В 1997 году правительство ОАЭ смогло положить начало долгосрочному плану и последовательно его выполнять.

Выбирая между командной и рыночной экономикой, нужно понимать, что рынок живет своей жизнью. Поскольку рынок считается управляемым хаосом нельзя в одночасье наладить его и исправить имеющиеся недостатки. Поскольку в идеальной рыночной экономике капитал, товары и услуги свободно перемещаются на рынке, правительству нужно создавать систему стимулов и определить задачи для экономически активного населения.  Сегодня государство активно вмешивается в регулирование цен и использует другие административные способы. В экономике Казахстана только 20-30% капитала является относительно свободным и независимым. Остальная часть экономики зависит от государства и от банков. Отсюда следует вывод: если рынку не давать двигаться в правильном направлении, экономика становится неэффективной. Все зависит от правильного размещения капитала, который должен эффективно работать.

Государство не должно быть производителем товаров, работ и услуг, за исключением стратегически важных секторов. Оно должно быть заказчиком, создавая платежеспособный спрос на определенные виды товаров и услуг. Дальше рынок уже сам реагирует и восполняет то, что ему необходимо. Поэтому Казахстану нужен четкий Grand Vision перед встречами с иностранными инвесторами и главами иностранных государств. Казахстану нужно быстрее определиться с видением дальнейшего развития.

Закат нефтяной эры начнется с 2030 – 2035 года, вместе с которым начнется большое падение доходов. При этом в стране будет расти население на 1 млн человек каждые четыре года. Наряду с этим будут сокращаться сырьевые ресурсы, а темпы обнаружения новых месторождений будут невысокими. Изношенная инфраструктура требует обновления и развития. Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «KEGOC» ежегодно генерирует прибыль в размере 55 млрд тенге. Но ее проблема заключается в том, что 60% своей прибыли она обязана выплачивать в виде дивидендов по условиям IPO. Оставшаяся чистая прибыль не дает ей возможности эффективно и в полной мере нести капитальные расходы на содержание сетей общей протяженностью в 28 000 км.

Не посеешь – не пожнешь

Если не обращать внимания на рост внутренних инвестиций, как в прежние годы, так и в текущее время, то в 2026 году не следует ждать роста. В 2024 году показатели внутренних инвестиций оказались и вовсе отрицательными. Несмотря на небольшое улучшение ситуации развиваться только за счет имеющихся внутренних ресурсов будет сложно.

В 2024 году крупные нефтегазовые проекты на Каспийском шельфе начали окупаться. Инвесторы стали забирать не только дивиденды с прибыли, но и выводить вложенные инвестиции. В результате этого в стране отток прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор страны превысил их приток, который достигал своего пика в 2018-2019 гг. На данный момент их объем снизился на 14%. Положительным моментом в отсутствии новых нефтяных инвестиций является то, что остальные секторы экономики дали 86% инвестиций. Их львиная доля приходится на горнорудную промышленность.

Панельная дискуссия
«Созидатели и потребители экономики казахстанской мечты»

Итоги XII CFO Summit

Досым Сатпаев,
KRAG

Общество находится в состоянии неопределенности по поводу будущего Казахстана в сфере экономики и политики. Ведь ее последствия заденут абсолютно всех. В мире наблюдается такая тенденция, что ломается старая система и уже перестает работать старый социальный контракт, который был заключен в послевоенное время. Его суть заключается в том, что каждое новое поколение должно жить лучше, чем предыдущее. Во многих странах мира этот принцип постепенно перестает работать. Феномен успеха Дональда Трампа и других правых политиков говорит о наличии большого разочарования во многих обществах. В мире все чаще ощущается кризис традиционных ценностей, идет ломка традиционных политических институтов, а также появляются новые дофаминовые политики, которые активно сидят в социальных сетях.

Итоги XII CFO Summit

Проблема Казахстана заключается в том, что в советское время и после обретения Независимости в стране не был заключен социальный контракт в какой-либо его форме. За тридцать лет не была выработана единая система ценностей, которая могла бы изменить государство, бизнес и общество. Это привело к отсутствию консенсуса касательно одной общей национальной идеи и цели, которые могли бы объединить страну. Сейчас в Казахстане у всех сформировалась своя казахстанская мечта и имеется разное представление о том, каким должен быть Казахстан.

Слабая прослойка среднего класса в сравнении с увеличивающимся количеством бедных вызывает определенные экономические и политические риски. Поэтому возникли преимущественно два принципа: «чтобы у нас все было и ничего за это не было» и «мир хижинам, война – вождям». Для определенной части общества реализации своей мечты мешают созданные в стране «стеклянные» потолки, вынуждающие светлые умы переезжать в другие страны. Это не говоря уже о других настроениях, которые витают в обществе.

Раимбек Баталов,
Национальная палата предпринимателей «Атамекен»

Итоги XII CFO Summit

Не все реформы, планировавшиеся в 90-е годы, были успешно реализованы. Стратегия и идеология должны четче определяться. Учитывая сегодняшние реалии, казахстанскую модель развития можно сравнить с государственно-частным партнерством. Ее сложно изменить в одночасье, поскольку присутствие государства в экономике достаточно сильное. К такому статусу-кво привыкли, как бизнес, так и общество.

За тридцать лет казахстанский бизнес наработал серьезный опыт и понимает, как его применять на практике. Высокая компетенция частного сектора и ресурсы, имеющиеся у власти, являются хорошей основой для оптимального взаимодействия бизнеса и государства. Но для того, чтобы он был успешным, в стране должны быть сформированы четкие правила игры. К примеру, в сфере налогообложения бизнес порой использует вполне законные схемы, которые приводят к оптимизации налогов. В свою очередь, у государства имеются определенные претензии к компаниям, работающим в определенных секторах экономики. Но поскольку нет четко установленных правил, то возникающие ситуации достаточно сложно регулировать.

В части налоговой реформы в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» (НПП) в рамках рабочих групп ведутся дискуссии с вовлечением широкого круга экспертов. Многие аспекты обсуждались два года назад, когда поднимались вопросы по повышению ставки НДС. Тогда НПП давала свои расчеты и предложения, подтвердившие нецелесообразность ее повышения. В то же время была достигнута договоренность, что взамен бизнес должен предпринять определенные действия по выходу из тени. К сожалению, бизнес свое обещание выполнил не в полной мере. Во время обсуждения вопроса о повышении налогов, НПП предлагались разные варианты. Первый (текущий) вариант предполагает отдельный налог для самозанятых и отдельный — для малого и среднего бизнеса. Далее эта модель была размыта предложением ввести единый налог без упрощенного режима.

Недавно был предложен еще один простой, но более жесткий вариант. Согласно ему субъекты малого бизнеса получают ставку 4%, которая применяется на обороты с порогом в 1,1 млрд тенге. Крупный бизнес будет работать в общеустановленном режиме в виде минимального альтернативного налога в размере 2% с оборота, но при этом ставка НДС остается прежней. При варианте «А» дополнительные поступления в бюджет составляют 3 трлн тенге. Этот расчет был сделан благодаря диалогу с правительством, которое поделилось агрегированными данными по ЭСФ и НДС. Вариант «Б» предполагает поступления в размере более 2 трлн тенге без увеличения ставки НДС.

Жанат Бердалина,
Solidcore Resources

Итоги XII CFO Summit

Со времени, когда Ли Куан Ю обратился к нации с объявлением о независимости Сингапура от Малайзии, прошло шестьдесят лет. В 1965 году население этого маленького островного государства было необразованным и имело низкие доходы. Феномен Ли Куан Ю заключался в прагматичной политике, жесткой дисциплине и гибком управлении. Английский язык стал основным и государственным, несмотря на то, что таковым просили сделать китайский язык.

Благоприятные условия, созданные для сингапурцев, привели к тому, что сегодня 90% граждан страны являются достаточно обеспеченными. Страна максимально эффективно использует свое выгодное географическое положение. Таким преимуществом наделен и Казахстан, который хоть и не имеет выхода к морю, все еще не превратился в удобный логистический хаб в Центральной Азии и в Евразии.

Взамен на предоставленные государством гарантии высокого и растущего социального благосостояния народ Сингапура соглашается с действующими в стране жесткими законами и дисциплиной. Сингапурское общество признает известный постулат «Сначала экономика – потом политика». В Сингапуре сформирована некая технократическая легитимность, заключающаяся в том, что люди готовы платить налоги и оказывать политическую лояльность в обмен на высокую эффективность государственного управления.

Меритократия является еще одним чудом и достижением Сингапура. Это определение хорошо известно в Казахстане, но не так полноценно и по-настоящему внедрена, как в Сингапуре. Характерным признаком является различие в уровне компетентности чиновников, работающих в государственных органах Сингапура и Казахстана. Ведь именно они выстраивают стратегическое видение и долгосрочное планирование.  Главное, чтобы к важным государственным вопросам не относились как к «Тришкиному кафтану». Как известно, выражение «Тришкин кафтан» относят к человеку, наскоро латающему дыры в хозяйстве и все больше с каждым днем путающему свои дела. Правда, неунывающий Тришка продолжает действовать по своему разумению.

Следует признать, что некоторые элементы, имеющиеся в казахстанской экономике, похожи на неупотребительный коктейль с плохими последствиями для организма. «Гибридная» экономика привела к искажению ценностей, что привело к отсутствию у граждан страны четких ориентиров куда двигаться и что делать. В результате чего, определенная часть прогрессивного и образованного общества (особенно молодежь), не видя возможностей для реализации своего потенциала, не участвует в создании дополнительной стоимости или покидает страну. Поэтому нужно разделить понятия национальной идеи и казахстанской мечты, поскольку мечта является индивидуальной, и у каждого она своя.

Канат Нуров,
Бизнес-омбудсмен

Итоги XII CFO Summit

Повышение налогов и усиление инфляции исходит из старой экономической модели, ориентированной на увеличение государственных расходов. Этот давно запущенный маховик, который затянул в свою орбиту социальный сектор, здравоохранение, образование и частично бизнес, сложно сразу остановить. В новой экономической модели, озвученной президентом Токаевым, четко прописаны шаги и дальнейшие действия.

Это можно как раз связать с Grand Vision, очертания которого у нас имелись в 90-е годы, когда только начинала строиться рыночная экономика. Поначалу все шло правильно, но в какой-то момент страна свернула не туда. Уже после кризиса 2008 года сформировалась другая экономическая модель. Для соответствия новой экономической политике нужно наводить четкий порядок с помощью кардинальных мер. С постепенным эволюционным переходом к либерализации экономики мы опоздали. Нужно понять, что проблема государства заключается не в наличии больших социальных расходов, а в неэффективном использовании поступающих доходов. Если говорить о дефиците бюджета, то его тоже как такового нет, но налицо неправильное планирование бюджета. К сожалению, основным индикатором эффективности государственного управления является степень освоения бюджета, а не качество бюджетного планирования.

ГЧП должно использоваться только в инфраструктурных проектах. В остальных отраслях государство не должно конкурировать с частным бизнесом, что должно быть закреплено в Указе Президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики». Этот указ не может в полной мере реализоваться из-за чрезмерной зарегулированности экономики страны. Исключение неправовых норм в законодательстве, способствующих неэффективному регулированию, не только усилит правовое поле, но и снимет ряд вопросов. Еще одной полезной мерой может стать введение анализа регуляторного воздействия на нормы, которые ухудшают предпринимательскую деятельность.

Арсен Томский,
InDrive

Итоги XII CFO Summit

В основе каждого успешного бизнеса лежат не только технологии, но и человекоориентированность, принцип справедливости и неугасимая вера в мечту. В эссе «35 вопросов о будущем» говорится, что «лидерами часто уделяется мало внимания глубинной мотивации и ценностной настройке страны. Это, как, если бы альпинисты, собираясь взойти на сложный пик, фокусировались бы только на экипировке, не думая о том, почему они хотят совершить это восхождение».

Людям нужны четкие смыслы, побуждающие их что-то делать. К сожалению, большинство людей недооценивает роль смыслов. При создании компаний смыслы обращаются в миссию, без которой успех может быть обречен на провал. Аналогичный принцип работает и для наций и государств, называясь «национальной идеей». Когда в какой-либо стране происходит очередное экономическое чудо, почти всегда за ним стоит сильная национальная идея. При ее отсутствии во главе угла оказываются деньги, которые будучи сильной системой, все же имеют ограничения и порой деструктивно влияют на людей.

Стоит вспомнить историю Джона Кеннеди, который в 1962 году посетил центр NASA, где встретил уборщика, качественно выполнявшего свои обязанности по уборке. На вопрос президента, чем тот занимается, уборщик ответил, что помогает отправлять первого человека на Луну.  Это говорит о том, что вся большая команда, от руководства до уборщика, работала на одну общую идею. Она была основана на взаимном доверии, мотивации и эмоциональном вовлечении каждого человека.

Для появления национальной идеи в стране необходима инициатива от лидера. Для начала нужно собрать команду экспертов, выбрать две-три основные идеи и проанализировать возможность их реализации. Собрав лидеров мнений, нужно обсудить с ними целесообразность реализации этих идей. По возможности, они должны касаться образования и культуры. В случае одобрения предложенных инициатив команда должна системно и поступательно их внедрять. Деньги на реализацию идей должны выделять независимые бизнесмены-меценаты, которые более эффективно следят за их использованием. Во избежание провала, ни в коем случае не следует реализовывать национальную идею на государственные деньги.

Носителем казахстанской мечты, согласно Новой экономической политики, должна быть молодежь, которая все чаще задается вопросом: «сменить страну или изменить ее?». Для остановки утечки мозгов нужно выстраивать социальные лифты и дать молодежи вдохновляющую национальную идею. Представителям нового поколения Z нужны сильные смыслы, поскольку деньги вообще не имеют для них особого значения. С другой стороны, нет ничего плохого в том, что молодежь уезжает в другие страны. Политики отправки молодых специалистов на Запад для получения опыта и образования придерживались Сингапур, Индия и Китай. Результаты программы «Морские черепахи» сегодня наглядно показывают чего добился Китай, благодаря людям, которые вернулись обратно домой.

Рахимбек Абдрахманов,
Spik

Итоги XII CFO Summit

В книге «Как нации становятся брендами» поднимается вопрос о рецепте успеха разных стран. Над ним бились ученые, экономисты, политологи и антропологи. Большой вклад в изучение этого вопроса внесли американские экономисты и Нобелевские лауреаты Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон. В 2012 году они опубликовали важную работу «Why nations fail?» (Почему одни страны богатые, а другие бедные?), в которой авторы достаточно объективно и исчерпывающе раскрыли этот вопрос.

Основываясь на положениях новой институциональной экономики, Аджемоглу и Робинсон видят в политических и экономических институтах, совмещающих в себе правила и механизмы их исполнения, основную причину различий в экономическом и социальном развитии различных государств. Остальные факторы, как география, климат, религия, культура и невежество элит, считаются второстепенными.

Другими словами, если политические лидеры предпочитают строить институты, ориентированные на общество, то у нации есть большой шанс добиться успеха. Истории экономических успехов в разных странах доказывают, что на определенном этапе истории там к власти приходили люди, готовые менять институты в пользу общества. На 90% развитые страны обязаны тем людям, которые в какой-то момент смогли выстроить гражданское общество.

Лозунг «Меняйся или умри» должен быть обращен в сторону системообразующей стороны. Сначала меняется политическая система, а затем общество. Между государством и обществом должен быть заключен прочный общественный договор, который может нивелировать часть политических и экономических рисков. Сегодня в него должны входить прозрачность во всем и реальная борьба с коррупцией, съедающая будущее у страны.

Аристотель, Томас Гоббс и Шарль Луи де Монтескье говорили, что в основе любого общества лежат справедливость и материальное благосостояние. Если для большинства населения эти две составляющие исполнены, то в таком обществе можно найти повод обсуждать мечту. В Казахстане, где имеется неравномерное распределение доходов среди населения, сложно говорить о казахстанской мечте.

Панельная дискуссия
«Банки – начало «Золотого века» или затишье перед бурей

Итоги XII CFO Summit

Размеры активов и объемы кредитования растут в банковской сфере. Наряду с этим банки показывают высокие прибыли. В банковском секторе сложилась комфортная среда с низким уровнем конкуренции. На рынке доминирует порядка десяти банков, которые поделили рынок. Крупные игроки нацелены на дальнейшую цифровизацию. Регулятор достаточно квалифицированно и профессионально следит за развитием банковского сектора.

Виталий Тутушкин,
Национальный банк Республики Казахстан

Итоги XII CFO Summit

Сегодняшнюю ситуацию в банковском секторе точно нельзя назвать затишьем перед бурей. Банки имеют хорошие показатели, а государство с аппетитом смотрит на них с желанием «раскулачить» банковский сектор. Нацбанк видит проблемы с точки зрения несбалансированности кредитования, которые наблюдаются в потребительском кредитовании. Есть вопросы к уровню закредитованности, за которым нужно следить, чтобы эта проблема со временем не усугубилась.

В банковском секторе отсутствует зарегулированность, которую на рынке путают с нормальным отношением к риску со стороны регулятора. С целью соответствия международным стандартам, регулятор ужесточил свои требования к банковскому сектору, который сам тоже усложнился. Цель регулирования заключается в снижении уровня рисков или управления ими. Международная и отечественная регуляторная практика не ограничивают ведение бизнеса, а способствуют усилению риск-менеджмента во избежание кризиса. Данные меры приводят к устойчивости и стабильности сектора.

Елена Бахмутова,
Ассоциация финансистов Казахстана

Итоги XII CFO Summit

Текущую ситуацию нельзя назвать ни затишьем перед бурей, ни началом золотого века. Банковский бизнес сейчас не воспринимается как бизнес. В дополнение к этому сложно предсказывать действия наших регуляторов.

Основная обязанность банков, как бизнеса, заключается в том, чтобы отвечать по обязательствам своих вкладчиков и обеспечивать доходность для своих акционеров. Согласно данным Нацбанка, в 2024 году объем кредитов, выданных бизнесу банками, квазигосударственными институтами и МКО выросли на 20,8% (объем банковских кредитов вырос на 16,3%). Исходя из этих данным, нельзя сказать, что бизнес вообще не кредитуется. Объемы потребительского кредитования выросли на 33%, что является хоть и большой, но все еще не катастрофической величиной.

Согласно данным АФР, за последние два года объем кредитов, выданных  крупному бизнесу, вырос на 1,8%, МСБ — на 58%, а индивидуальным предпринимателям — на 79%. За пять лет проникновение кредитов в бизнес выросло с 4,1% до 25,8%. Поэтому стенания о недокредитованности бизнеса не соответствуют фактам. При этом нельзя забывать и про очевидные риски, связанные с кредитованием. Согласно последним данным, третья стадия по потребительскому кредитованию, которую все критикуют и боятся как источник рисков, составляет 9,8%. По корпоративному кредитованию этот показатель равен 12,5%, а по МСБ – 16,7%.

Итоги XII CFO Summit

Повышение ставки КПН

Предлагаемый правительством новый формат налогообложения по КПН для банков в размере 20% остается для кредитования бизнеса, а по всем остальным сегментам ставка поднимется до 25%. По оценкам Минфина, эта мера позволит бюджету получить от банковского сектора порядка 60 млрд тенге. В 2025 году на обслуживание долга в республиканском бюджете заложено более 2,5 трлн тенге. Если ставка КПН будет утверждена в размере 25%, то сумма поступлений увеличится до 120 млрд тенге.

Если смотреть на эту ситуацию глазами инвесторов, то очевидна непредсказуемость налогового законодательства. В парламенте считают, что акционеров банков, получающих высокую прибыль, нужно облагать повышенной ставкой. В 2024 году совокупный размер поступлений от КПН по всему банковскому сектору составил 451 млрд тенге (рост на 39% в сравнении с 2023 годом).

Банковский бизнес является наиболее прозрачным и регулируемым. Он ежегодно отчитывается по стандартам МСФО, аудируется «Большой четверкой» и является максимально прозрачным. Банки открыто показывают свои доходы и платят с них налоги. Отсюда непонятна логика законодателей, заключающаяся в том, что раз банки являются прозрачными и прибыльными, то их нужно больше облагать налогами. В свете плавно растущей доли налоговых выплат в республиканский бюджет со стороны финансового сектора (с 9,8% в 2019 году до 14% в 2024 году) его вклад в развитие экономики очевиден.

Повышая ставку НДС на банковские услуги, следует помнить, что стоимость всех банковских услуг, связанных с платежами, переводами и другими операциями, увеличатся на эту ставку. Дополнительные расходы лягут на плечи граждан и бизнеса, ежедневно и регулярно осуществляющих множество транзакций. Исходя из этого, следует разобраться в целях, которые преследуются введением таких мер. Если стоит задача собрать больше денег с банков, то она выполняется. Если же нужно помочь бюджету страны, то эта цель не выполняется.

Поскольку с 2026 года все ГЦБ будут облагаться налогом, то и стоимость привлечения денег для банков с рынка будет увеличиваться. Выходит, что для банков станет невыгодно размещать привлеченные депозиты в ГЦБ из-за того, что маржа будет нивелирована. А размещение свободных средств банков в ГЦБ помогло бы покрыть дефицит бюджета, что является нормальным механизмом перераспределения денег и поддержания ликвидности.

Нацбанк предлагает повысить минимальные резервные требования по долгосрочным активам в валюте до 15%, в тенге – до 5% (сейчас 2% и 0% соответственно). Зачем это нужно, если от банков требуется, чтобы они кредитовали с учетом и без того высокой базовой ставки, которая теперь может еще вырасти. Эти действия регулятора не всегда являются адекватными и прогнозируемыми.

Ляззат Сатиева,
Евразийский банк

Итоги XII CFO Summit

На данный момент банки точно не ожидают золотого века, который начинается с повышения ставки КПН. Следующий этап развития будет сопряжен со множеством развилок по пути. Растущая прибыль у банков необходима им для формирования финансовой подушки на будущее, чтобы быть готовыми к возможным негативным сценариям.

Евразийский банк изначально позиционировался как розничный банк, входя в тройку банков до того, как розничное кредитование стало трендом в последние годы. Простота и понятность процесса розничного кредитования привела на этот рынок большое количество других банков, которые в свое время были сфокусированы на корпоративном кредитовании. За последние годы Евразийский банк снижал свою долю в розничном кредитовании, взамен нарастив свой портфель корпоративного кредитования в четыре раза. На текущий момент банку сложно выдавать длинные инвестиционные деньги по ставке 19%. Поэтому этот вопрос остается острым и открытым.

Казахстанские банки конкурируют с институтами развития, которые получают средства из бюджета по льготным условиям. Аналогичную картину можно наблюдать и в бизнесе, когда определенные государственные и квазигосударственные компании получают бюджетные средства для своей деятельности. Для кредитования экономики, помимо банковских ресурсов, нужно использовать рынок долгового капитала, который остается менее развитым, чем банковский сектор. Отсюда и сложилось мнение, что кредитованием должны заниматься исключительно банки.

Повышение ставки КПН может иметь эффект в краткосрочном периоде. По мере увеличения доходов банков будут увеличиваться поступления в бюджет. Согласно экономической теории, в долгосрочном периоде повышение любых налогов приводит к снижению роста экономики и сокращению налогооблагаемой базы. Это касается и банковского сектора.

Бюджетные организации имеют ограничения по открытию депозитов, но такой запрет не касается компаний из квазигосударственного сектора, которые свободно размещают свои свободные средства на депозитах. С момента повышения базовой ставки компании почти в два раза сократили остатки на текущих счетах в банках. Квазигосударственные компании и другие юридические лица требуют от банков доходность по ставке не меньше, чем по ГЦБ.

Саида Джарболова,
Jusan Bank

Итоги XII CFO Summit

Золотого века для банков не предвидится. Зато у банков есть один ресурс, который остается не до конца использованным. На рынках капитала можно найти как рост экономики, так и рост финансового сектора.

Кредитование является основой банковского бизнеса. Но банки сталкиваются с трудностями при формировании качественного кредитного портфеля. Помимо этого, банки хотят выстроить хорошие отношения с клиентами, вместе с кредитованием предлагая им другие банковские продукты. В то же время на банки возлагается решение определенных социальных проблем, которые накопились в обществе.  Банки должны заниматься своей работой, а Правительство не должно указывать кого, как и на сколько нужно кредитовать.

Спекулятивный рейтинг Казахстана позволяет привлекать деньги на международных рынках капитала. При этом во избежание повторения негативной ситуации 2008 года, когда наблюдались дефолты некоторых банков, нужно уметь управлять валютными рисками и рисками рефинансирования. Неумение управлять рисками повлекло за собой неисполнение банками своих обязательств, в результате чего инвесторы надолго ушли из нашего рынка. Последствия тех событий, все еще не забыты.

Поэтому для долгосрочного финансирования экономики Казахстана, нам нужно привлекать длинные деньги внутри страны. Основным источником финансирования является фондовый рынок. Банки не должны рассматриваться как единственный или основной источник долгосрочного финансирования. Банки лишь могут предоставить удобный и краткосрочный оборотный капитал. В перспективе можно рассматривать потенциал структурированного проектного финансирования.

Возвращение к вопросу о приватизации пенсионного фонда помогло бы постепенно дерегулировать казахстанскую пенсионную систему. Средства, хранящиеся в пенсионном фонде, можно было бы передать компаниям по управлению активами. Для этого у нас в стране имеется сильная законодательная база, сформирована современная техническая инфраструктура и накоплен необходимый опыт.

Галим Хусаинов,
Teniz Capital

Итоги XII CFO Summit

Судя по статистике, казахстанские банки переживают золотой век. Если в 2023 году они заработали около 2 трлн тенге, то в прошлом году – уже 2,5 трлн тенге. Но есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. Если в банковском секторе не развивается конкуренция, то это чревато определенными угрозами для самого сектора. Из двадцати одного банка полноценно работают половина из них. На первую пятерку крупнейших банков приходится более 80% всех активов и прибыли. Это вызвано спецификой государственного регулирования и условиями, позволяющими банкам зарабатывать большие деньги. На потребительское кредитование все еще приходится львиная доля всего кредитования. Как бы государство ни старалось уменьшить этот показатель, в этом сегменте кредитования все еще имеются системные риски.

Регулирование банковского сектора находится на должном уровне, что является отличным показателем. Если смотреть на ситуацию шире, то следует проанализировать причины, по которым экономика является недокредитованной. Во-первых, у банков нет стимула заниматься кредитованием из-за низкого уровня конкуренции на рынке. И без того малое количество корпоративных клиентов распределено между пятеркой крупных банков. При этом банки избалованы высокими прибылями, которые они получают в последние годы.

Во-вторых, текущая базовая ставка ограничивает кредитование. При ней банки дают более высокую ставку. Это происходит благодаря налоговому щиту, создаваемому из-за ГЦБ, которые не облагаются налогами. Банки предпочитают вложения с нулевым риском. В-третьих, ужесточая требования к хорошим заемщикам и усложняя условия процедуры банкротства, поощряются плохие заемщики. Институциональная среда для недобросовестных заемщиков, которые не возвращают заемные средства, становится все более благополучной. Соответственно cost of risk перекладывается на хороших заемщиков, что влечет за собой увеличение стоимости кредитования и соответственно его ограничение.

Итоги XII CFO Summit

В-четвертых, недропользование и сельское хозяйство относятся к самым большим секторам экономики. Право недропользования до сих пор нельзя передать как залог при получении кредита. Это обусловлено нежеланием профильных министерств передавать актив другой стороне. В таких случаях государственный орган просто отзывает лицензию за невыполнение рабочего плана или неисполнение обязательств. В-пятых,  приблизительная оценка кредитоспособности заемщика может по времени занимать от двух до шести месяцев. Действующая редакция Налогового кодекса не позволяет быстро оценить консолидированную кредитоспособность группы компаний, состоящей из нескольких дочерних организаций. Если по налоговому учету компания может быть убыточной, то по управленческой отчетности она может быть прибыльной. Поэтому нужно совершенствовать институциональную среду, чтобы устранить все серые зоны, мешающие быстрой и прозрачной оценке финансового состояния потенциального заемщика.

В 2024 году банки заработали до налогообложения 3 трлн тенге. Размер налогов составил 450 млрд тенге, что в пересчете на эффективную налоговую ставку, равна примерно 15% годовых. Если убрать ГЦБ, то она будет равна 20%. Дифференциация ставок вредна для экономики. Разница в 5% дает сумму в 150 млрд тенге, которая не является стимулом для всех банков. Это не те деньги, из-за которых в будущем могут появиться другие перекосы в экономике.

Источником высокой прибыли может быть регуляторный арбитраж. В 2019 году был введен запрет на начисление процентов на деньги, хранившиеся на текущих счетах в банках. Также действует запрет на выплату вознаграждения по валютным депозитам в размере больше, чем 1%. Средства, находящиеся на текущих счетах, приносят банку прибыль по базовой ставке. Согласно сводным отчетам, на текущих счетах в банках лежит 10 трлн тенге, из которых 4 млрд тенге хранятся в долларовом эквиваленте. Они приносят прибыль в размере 800 млрд тенге. Арбитраж по валютным счетам при ставке ФРС в размере 5,25% и ставке вознаграждения по депозиту в долларах США в размере 1% дает банкам дополнительные 3-4% прибыли. В итоге банки дополнительно заработали еще порядка 200 млрд тенге.

40% чистой прибыли, полученной банками, сформированы за счет регуляторного арбитража, появившегося благодаря государству. Основными держателями денег на текущих счетах в банках являются бюджетные организации. Из-за запрета бюджетным организациям открывать депозиты, государство недополучило в виде упущенного вознаграждения по депозитам в районе 450 млрд тенге. Зато банки, размещающие эти деньги в ГЦБ, получают прибыль. Такие нормы сильно искажают рынок, нанося ему большой вред. Это особенно очевидно, поскольку львиная доля бюджетных средств и денег граждан, находящихся на текущих счета, приходится на пять-шесть крупных банков Казахстана. Поэтому вместо повышения налогов государству следует отменять эти нормы, которые вносят дисбаланс на рынок.

Ельдар Абдразаков,
Kazakhstan Growth Forum

Итоги XII CFO Summit

Если смотреть на ситуацию в банковском секторе глазами инвестора, то нужно задаться вопросом, хотел бы он сейчас инвестировать в банки.  Многим квалифицированным иностранным инвесторам сейчас неинтересно вкладывать средства в банковский сектор Казахстана. Тут следует задаваться вопросом, насколько банковский сектор решает проблемы общества и бизнеса, учитывая, что банки отдают предпочтение розничному кредитованию, нежели корпоративному. Решает ли он текущие проблемы или работает с симптомами?

Внешне банковский сектор выглядит привлекательно, но при этом банковский сектор не помогает в перераспределении свободных ресурсов в экономике для ее диверсификации. Население Казахстана с продвинутой банковской системой не становится финансово более грамотным. ФРС ежегодно оценивает уязвимость населения посредством emergency check. Они понимают, что в США при внезапных расходах в размере более 400 долларов США 40% населения окажется в затруднительной финансовой ситуации.

В Казахстане такой анализ не проводится, да и само население страны не привыкло использовать банки для накопления своих средств и для укрепления своей внутренней финансовой дисциплины. Если убрать государственный сектор, который держит депозиты в банках, то размеры активы всего банковского сектора окажутся меньше, чем активы в таких секторах, как bitcoin, betting и bigtech, куда инвестируется больше средств, чем в банки Казахстана.

Государство активно присутствует в банковском секторе, субсидируя различные программы. В итоге они становятся более выгодными и привлекательными в сравнении с рыночными ставками. Любая предпринимательская экосистема, так или иначе становится связанной с государством. Отсюда возникает вопрос, в какой степени государство должно присутствовать в банковском секторе. В то же время регулятор научился определять, выявлять и просчитывать риски, связанные с влиянием государства на банковский сектор.

Фотографии, использованные в данной статье, были предоставлены Kazakhstan Growth Forum

Предыдущая публикация Kazakhstan Growth Forum: экспертиза, аналитика и инсайты
Следующая публикация TAN: Альянс марафонов тюркских народов
Akyl-kenes №40

Скачать Akyl-kenes №40

(6,9 МБ в pdf формате)

КОНТАКТЫ

Для размещения рекламы, пожалуйста, направьте запрос на:

daurzhan@akylkenes.com

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

КАРТА САЙТА

  • ЛИЦА
  • СПОРТ
  • EVENTS
  • КЕЙСЫ
  • АНОНСЫ
  • АРХИВ

Все права защищены © Akyl-kenes, 2017-2025

Казахстанский медиа-бренд об интересных людях и событиях.

Сайт разработан компанией FLEX-SYSTEM

Любое использование материалов допускается только с письменного согласия учредителя журнала

Сайт разработан компанией FLEX-SYSTEM