Журнал Akyl-kenes уже год, как является эксклюзивным медиа-партнером интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?», которая набирает обороты популярности в столице Казахстана. В течение года мы писали о героях игры, рассказывали о баталиях и делились сюжетами для тех, кто по тем или иным причинам пропустил игры. В этот раз мы решили написать о внутренней «кухне» игры, чтобы поделиться с любителями этой игры тем, как готовятся игры. Как и любое действие, игра требует тщательной подготовки и проработку всех нюансов, коих в этом мероприятии великое множество. В преддверии летней серии игр хотелось бы отметить, что прошедший весенний сезон запомнился тем, что его победителем стала команда-дебютант. Так что, дерзайте, господа!
Пролог. Начало.
Подготовка к игре начинается задолго до ее начала. В этот процесс вовлечена вся команда, у которой алгоритм действий расписан как по нотам. Зачастую, гости, которые приходят посмотреть на игру, видят уже подготовленный зал.
Рада Ракишева, проектный менеджер
Резиденты и гости клуба знают ее, как координатора, который заранее оповещает всех о предстоящих играх и контактирует со всеми командами, заявленными на сезон.
В ее команде каждый знает свои обязанности: заранее готовится потайное место, откуда вещает ведущий игры и формируется весь антураж игры. Круглый стол, волчок, конверты с вопросами, мониторы, подарки – все готово к игре. Далее проверяется работа мониторов, связь и звук. Во время игры команда будет за игрой, мгновенно реагируя на любые возможные технические неполадки, которые могут возникнуть.
Камера, которая выводит картинку для ведущего, выставляется так, чтобы было охвачен максимально возможный обзор вокруг игрового стола. Это позволяет ведущему видеть всех, кто находится в зале, вести с гостями разговор и следить за порядком.
Обычно на игру приходит порядка 80-90 человек, среди которых можно встретить известных людей. До игры ведется большая работа по составлению списков гостей и приглашению их на ивент. Поскольку основная деятельность организаторов игры связана с шоу-бизнесом и проведением широкого спектра мероприятий, то среди гостей можно увидеть как звезд казахстанской эстрады, известных журналистов, общественных деятелей, так и политиков.
Тайна распорядителя
Поклонники игры «Что?Где?Когда?» знакомы с таким человеком, как распорядитель игры, который является если не лицом игры, то, по-крайней мере, неотъемлемой ее частью. Возможность выступать распорядителем игры дается людям с приятными внешними данными, хотя строгие критерии отбора в нашем случае никогда не предъявлялись.
Куаныш Сыздыков, распорядитель
Образ этого распорядителя настолько сильно сросся с игрой, что стал привычным даже для дебютантов игры. Народ настолько привык к нему, что, когда его вынужденно заменяют другие люди, все это замечают и спрашивают про него.
Завсегдатаи клуба помнят время, когда в один из сезонов работу распорядителя выполнял другой человек. Сейчас мало кто помнит, что на заре своего становления в эту игру играли шоумены, а ведущий и вовсе ходил вокруг стола. Со временем, функции распорядителя стали частью игры, а нынешний распорядитель является единственным человеком, который профессионально выполняет свою работу с первых игр. В начале было немного неестественно, но со временем все встало на свои места и теперь без белых перчаток уже никак не обойтись.
Текущий распорядитель игр работал одно время арт-директором ресторана GQ, в котором некоторое время собственно и собирались знатоки. Прошлым летом, когда игры проводились в ресторане «Традициональ», распорядитель, к которому все привыкли, взял летний отпуск. Следствием этого клубом временно заведовал новый распорядитель, а люди справлялись о здоровье старого распорядителя.
Теперь отдохнувший и набравшийся сил распорядитель снова в строю. Несмотря на то, что сам церемониймейстер во время игры ни с кем не разговаривает, он был удивлен тому, что много людей были рады его возвращению. По-сути, в его обязанности входит не только крутить волчок, показывать вопрос и выносить черный ящик, но и отслеживание общей ситуации в зале. Несмотря на то, что на время игры он входит в образ человека с каменным лицом, по жизни он является веселым, энергичным и разговорчивым человеком, который любит находиться в обществе и посещать различные мероприятия.
Также распорядитель игры поделился секретом, что во время озвучивания вопросов и ответов на них, он не испытывает никаких эмоций. Но, при этом, он успел привязаться к знатокам, которые играют не один сезон. Имена знатоков, за которых он болеет во время игр, он оставил в тайне.
Пошаговая подготовка
Его голос знатоки и гости клуба слышат во время игры. Редко кому удается не только поговорить с ним, но и увидеть, поскольку, как и в оригинальной версии игры, ведущий вещает из потаенного места.
Азамат Имашев, ведущий игры
Начав играть дважды в неделю, по средам и пятницам, организаторы перешли на уплотненный график работы. Нередко случается, что первые совещания по предстоящим играм проводятся даже по воскресеньям. В целом, подготовка к каждой игре проходит в три этапа. На первом этапе ведется анонс игры в эфире трех радио-шоу. Утверждается текст, проработанный копирайтерами, на основе которого готовятся джинглы о дате проведения игр. Через каждые три трека в радио-эфире озвучивается информация об игре «Что?Где?Когда?». Это позволяет городу быть в курсе последних событий и анонсов, касающихся игры.
На втором этапе, который приходится на утро каждого вторника, ведется обсуждение технической части. На этом совещании участвует уже вся команда, состоящая из восьми ивент-менеджеров, которые не имеют отношения к игре, а также семь человек, входящих в техническую группу. Совместными усилиями формируется контент игры и программа вечера на среду и пятницу.
Третий этап включает в себя обсуждение технических вопросов. Подготовка и настройка аппаратуры, подведение кабелей и прочие нюансы отрабатываются непосредственно в день проведения игры. В целом, не бывает такого, чтобы после каждой игры организаторы не выносили бы для себя урок. Как выяснилось, по ходу игру допускаются ошибки, которые не замечают знатоки и гости вечера. Но именно дальнейшая работа над этими ошибками позволяет улучшать процесс и не повторять их в дальнейшем.
Бывает так, что после объявления игроков перед началом игры выясняется, что один из игроков за час до игры уехал в другой город, а вместо него за стол сел другой человек. Это относится к провалу протокола. Но такое случается крайне редко. В основном, проблемы возникают с вылетом картинки или потерей связи с экранами, которые расположены в зале. Но и эти проблемы уже практически устранены.
Поскольку подготовка к игре ведется заблаговременно, а сами игры начали проводиться дважды в неделю, ведущий игры перестал выходить в эфир радио-шоу.
Артур Ваграмян, Хранитель традиций
Каждый понедельник ведущий и Хранитель традиций работают над вопросами, выбирая наиболее подходящие для предстоящих игр. Им необходимо подготовить большой задел вопросов, большая часть из которых будет отсеяна по разным причинам.
Из собранного большого пула вопросов остается порядка 40%, из которых формируются вопросы примерно одинаковой сложности. Благодаря общим усилиям ведущего, Хранителя традиций и г-на Зыкина, являющегося учредителем компании 1show.kz, отбираются вопросы, которые затем попадают на игровой стол.
Все вопросы, которые поступают к организаторам, собираются в общий пул. Бывает так, что на стол к игрокам попадают вопросы, 20% которых были присланы со стороны, а бывает так, что этот показатель составляет 80%. Позже они сортируются по степени сложности в зависимости от этапов игры. На отборочные этапы игр предлагаются более легкие вопросы, чем на полуфиналы и финал.
Как правило, во время игры знатокам попадаются два визуальных вопроса, четыре обычных вопроса с разной степенью сложности, вопросы из черного ящика, блиц-вопросы и супер-блиц. В итоге все решает госпожа фортуна, поскольку капитаны команд сами вытягивают конверты с вопросами, на которые потом будет отвечать их команды. Поэтому порой и возникают недоумения со стороны знатоков, которым достались более сложные вопросы. Правила игры не позволяют комплектовать вопросы так, чтобы каждой команде достались равносильные вопросы.
Топ-3 казусов ведущего
Однажды на одной из игр, в которой играла сборная журналистов, в самый неподходящий момент в радиомикрофоне ведущего села батарейка. Это произошло в момент объявления минуты на размышление после того, как был озвучен вопрос. В течение минуты ведущий со звукорежиссером меняют батарейки, но сигнал все еще не появляется. Как выяснилось, в арсенале батарей не оказалось заряженных. По истечении трех минут ведущий прерывает размышления команды. Вышло смешно и необычно, поскольку сами знатоки уже почувствовали, что времени им было предоставлено больше положенного.
На тот момент у команды уже была сэкономленная минута. На предложение ведущего отнять минуту за счет лишнего времени, журналисты ответили отказом, заявив, что виноват сам ведущий, поскольку эту минуту они у него «не цыганили».
Второй казус произошел в зале ресторана «Традициональ», который был оформлен в библиотечном стиле. Зал был относительно маленьким по размеру, а уголок, где «прятался» ведущий было закрыто досками, скрепленными между собой крест-накрест. Устроившись на свое место и объявив начало игры, ведущий видит себя в зеркало, которое было установлено напротив. Таким образом, все, кто находился в зале, увидели ведущего, задающего вопросы. Интрига разрушена.
Третий казус произошел во время одной игры, когда ведущий, читая вопрос, автоматически проговарил в нем ответ. К счастью, никто из присутствующих не заметил этого. В такие моменты ведущий старается не подавать виду и продолжать игру, как ни в чем не бывало.
Бывают казусы и пострашнее. Случалось, что микрофон ведущего отключался из-за того, что локация оказалась отключенной. В итоге, нарушая протокол игры, ведущему пришлось выйти в зал и повторить вопрос непосредственно у стола, чтобы знатоки услышали его.
Если не принимать во внимание сценарные оплошности, то провалы случаются достаточно часто. Работа ведущего игры в разы тяжелее, чем работа ведущего концерта или закрытого вечера. На игре, помимо озвучивания вопросов, необходимо быть готовым к бескомпромиссным прениям со знатоками, и быть всегда готовым к отстаиванию своей точки зрения.
Ведущий также поделился секретом, заключающийся в том, что он всегда следит за реакцией Хранителя традиций. Если тот поворачивается спиной к камере и его плечи начинают трястись от смеха, это означает, что ведущему необходимо срочно выходить из казусной ситуации.
Эпилог
Механика игры «Что?Где?Когда?» с каждым разом усложняется появлением новых игроков и увеличением числа команд. Имиджевые игры, которые проводились в начале весенней серии, помогли отработать алгоритм и увереннее влиться в новый сезон после зимней паузы.
Приходя посмотреть на игру «Что?Где?Когда?», люди испытывают яркие эмоции, балансирующие на грани волнения и раздумий над вопросами. Хочется заверить, что все, кто находится на игре, переживают за качество игры. Как бы не хотелось в это не верить, но организаторы, ведущий и Хранитель традиций всегда находятся на стороне тех, кто садится за стол.
Прелесть игры заключается в радостных ощущениях знатоков после взятого вопроса. Красота игры заключается в круговом обсуждении вопросов, которые содержат в себе совершенно неожиданные ответы. Каждый, кто находится в зале, сопереживает за людей, от игры которых приходишь в неподдельный восторг.