С 4 по 30 марта 2025 года в Центральном выставочном зале г. Алматы проходила уникальная фотовыставка «Ұлы дала ойыны. Игра великой степи», которую организовал Никита Басов, известный казахстанский фотограф. Фотовыставка была посвящена одному из самых древних и захватывающих традиционных видов спорта – көкпар. Этот уникальный культурный феномен, уходящий корнями в древнюю историю кочевых народов Центральной Азии, символизирует силу, ловкость и командный дух.
На выставке были представлены работы Никиты Басова, которые погружают зрителя в сердце этого красивейшего зрелища. Каждая фотография являет собой живой момент, запечатленный в динамике игры, передающей зашкаливающий адреналин и неописуемое напряжение борьбы. Внимание к деталям позволяет почувствовать пыль, поднимающуюся из-под копыт лошадей, и ощутить всю мощь команд, сражающихся за обладание муляжом туши козла, что символизирует победу над соперником.
Көкпар является не просто спортивным состязанием, а глубоким ритуалом, несущим в себе глубокие культурные и социальные смыслы. Поэтому цель выставки заключалась в том, чтобы через фотографии передать неповторимую культурную ценность и эмоциональное внутреннее богатство, коими наполнена эта традиционная игра. Эта фотовыставка познакомила широкую аудиторию с древними традициями и обычаями, связанными с көкпар, подчеркнув его значение как неотъемлемой части культурной идентичности народов Центральной Азии.
Выставка способствовала популяризации культурного наследия казахского народа, наилучшим образом показав, как көкпар продолжает жить и развиваться в современном мире, стимулируя интерес к сохранению и передаче богатого культурного наследия будущим поколениям. Через выразительные снимки автор передает не только настроение и эмоции всадников, но и атмосферу праздника, подготовки к турниру и зрелищности каждого матча. Экспозиция заставила зрителей задуматься о роли культурных традиций в современной жизни общества, показывая роль, которую древние обычаи занимают в условиях современности.
Более того, выставка продолжила ведение межкультурного диалога, создавая емкое пространство для любителей спорта, фотографии и культуры. Благодаря выставке зрители насладились живыми визуальными образами и задумались о значении культурных традиций в их собственной жизни и в обществе. Фотографии Никиты Басова всесторонне и полноценно раскрыли многогранность этого древнего обычая, представляя его в качестве акта объединения людей и их проявления мужества и чести. Экспозиция, состоявшая из семидесяти восьми фотографий, включала в себя не только изображения всадников и лошадей, но и кадры, отражавшие подготовку к игре, эмоции зрителей и яркую атмосферу спортивного праздника.
Каждая из представленных фотографий являются не просто картинками. Они передают историю каждого человека, который посвятил свою жизнь көкпару. Для них он с детства стал неотъемлемой частью их идентичности, источником радости и даже смыслом жизни. Самое главное, выставка подарила зрителям возможность прикоснуться к миру, где традиции и современность тесно переплетаются в едином ритме скачек, пробуждая в каждом человеке большое и трогательное чувство сопричастности к великой истории степи.
Восьмая фотовыставка
После своей фотовыставки, которая была посвящена профессиям, прошло ровно три года. Тогда в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева были выставлены сто фотокартин, на которых зрители увидели представителей важнейших профессий. По сути, спортсмен, занимающийся кокпаром, тоже относится к ним. Можно сказать, что история продолжается, но на этот раз делается фокус на этом виде спорта. Учитывая, что я и ранее проводил несколько выставок, посвященных спорту, мне были понятны формат и концепция очередной экспозиции.
К сожалению, среди традиционных видов спорта профессиональный көкпар пока еще не является массовым и носит фрагментарный характер. Это связано с небольшим количеством профессиональных спортсменов, серьезно занимающихся этим видом спорта. Для дальнейшего развития көкпара необходимо больше поддержки и продвижения этого вида спорта среди населения. Учитывая, что для многих всадников көкпар является одним из основных источников заработка, необходимо сделать спорт финансово привлекательным.
Я выбрал көкпар, поскольку мне интересны контактные игровые виды спорта. Я неоднократно повторял, что в көкпаре нахожу сходство с регби и с водным поло, которые очень люблю. Как командному игроку, всю жизнь игравшему в баскетбол и снимавшему на фотоаппарат футзал, мне приятно взаимодействовать с людьми. Исходя из этого, көкпар мне очень нравится по всем параметрам. Как и футзал, он является очень динамичным видом спорта, где участвуют не только люди, но и кони. С точки зрения фотографии достаточно сложно передать момент, в котором одновременно находятся животные и люди. Чем больше всадников и лошадей находятся в одном кадре, тем сложнее сделать тот самый редкий и нужный кадр. Ведь в моменте они одновременно совершают множество определенных действий во время игры. Оставляя за скобками смысловую нагрузку этого вида спорта, через призму фотографии я пытаюсь передать эмоции и настроение участников игры в том или ином игровом моменте.
Если в футзал играют только люди, то для красивой фотографии игроки должны находиться в красивой фазе, завершающей игровой момент. Конечно, она сопряжена соответствующими эмоциями, которые царят в то время на игровом поле. А теперь представьте, что на арене появляются еще лошади, которые тоже должны попасть в удачный ракурс, иметь красивую фазу и линии, что значительно усложняет процесс съемки. Следует помнить, что кони также являются профессиональными спортсменами. Это не просто обычные лошади, а самые настоящие спортивные животные, которых с раннего возраста специально отбирают и готовят к участию в көкпаре. Они отличаются особой фактурой и сильной мускулатурой, которые дают лошадям преимущество в кадре.
Для репортажной части я снимал всего два матча, которые проходили в рамках финала Чемпионата Казахстан по көкпару и матча за третье место. После матчей, проходивших на открытом воздухе, у меня оказалось достаточное количество фотографий, часть из которых была отобрана для фотовыставки. Ведь фотография является мощным альтернативным инструментом популяризации того, на что обращен объектив. Поэтому каждая фотография уже обращает на себя внимание. Особенно, если фотография носит глубокий смысл и сделана профессиональным фотографом, то ее ценность вдвойне увеличивается.
Я не ставил перед собой глобальную цель, чтобы с первого раза сделать көкпар понятным для всех. Но через свои фотографии о көкпаре я попытался выстроить некий диалог между теми людьми, находящимися в кадре, и посетителями выставки. Среди последних было немало тех, кто ничего раньше не знал об этом виде спорта. Поэтому можно считать, что изюминкой выставки стало появление у людей интереса к көкпару. Конечно, мне сложно оценивать самого себя, поскольку изначально очень критично отношусь к себе. Мои фотографии должны оцениваться людьми.
Безусловно, мне нравится большая часть фотографий, которые могут также понравиться другим. Просто посетителям выставки не могут нравиться абсолютно все картины или фотографии. Каждый находит что-то свое. При этом каждая из всех фотографий передает какие-то эмоции и настроение участников игры, а также атмосферу происходящего на поле. Если говорить о портретных фотографиях, то в них показаны люди и окружающая их среда. Смелых всадников можно увидеть за пределами поля. Их скромный быт должен привлечь внимание людей, чтобы показать каким көкпар является вне спорта в обычном повседневном формате. Для меня важно, чтобы в Казахстане ценили это культурное достояние. Көкпар имеет большой потенциал для дальнейшего развития в части красоты, зрелищности и эмоций. Он также является одним из способов развития туризма в Казахстане в тех регионах, где көкпар развит больше всего.
Всадники
Во время подготовки к выставке я сделал фотосессию с участием всех членов команды. Примерно такой же стиль использовался мной, когда я в свое время фотографировал игроков сборной Казахстана по футзалу. Работа была выполнена в формате крупных портретов в черно-белом цвете, но они отличаются от футзальной фотосессии техническими деталями, которые кроются в световой схеме. Черно-белые фотографии используются в кино для отхода от основной сюжетной линии и выделения чего-то важного, к примеру, воспоминаний.
Черно-белые фотографии представляют собой лишь репортажную часть. Основу выставки составляют цветные портреты, на которых я специализируюсь. Через портреты я выражаю свое видение окружающего мира. Черно-белый репортаж нужен был для того, чтобы посетители выставки внимательнее познакомились с людьми, лица которых порой сложно увидеть во время игры. На этих фотографиях совершенно нет гламура, постановки, искусственной красоты и лоска. Все как есть – естественно и натурально. При этом я работал со светом и со всеми присущими для фотографии атрибутами.
На фотографиях всадники отличаются своими физическими данными: у них сильные и цепкие руки. Именно поэтому в каждой фотографии присутствуют не только лица, но и руки игроков в көкпар. Каждая фотография всадников наполнена силой и брутальностью. На некоторых из них можно увидеть шрамы на теле, на руках и на лице, полученные спортсменами во время предыдущих игр.
Это еще раз показывает высокую степень травмоопасности и сложности этого вида спорта. Как на поле и вне его люди, занимающиеся көкпаром, являются сильными личностями с закаленным характером. В то же время все без исключения спортсмены являются добрыми и отзывчивыми людьми. Всех их объединяет любовь к своему делу и к спорту.
Сложности перед выставкой
Сложности во время съемок всегда имеют место быть. В первые минуты люди зачастую не бывают готовы открыться перед фотографом. Поэтому во время фотосессии важно убрать все блоки и ограничения, создав атмосферу доверия и комфорта. В случае с всадниками я столкнулся с этой общей для всех ситуацией, когда поначалу смелые игроки в көкпар немного растерялись перед камерой. Людям, не привыкшим к большому вниманию и к работе на камеру, сложно было раскрыться. Поскольку я умею работать с людьми, мы этот барьер быстро преодолели. За годы работы в спорте я научился тому, что и как требовать от спортсменов во время фотосессии.
Первый этап репортажных съемок проводился в Кызылорде, где проводился финал чемпионата Казахстана по көкпару. Потом я фотографировал призеров первенства страны, которые были представлены командами из Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей. Работа проводилась в регионах, где сосредоточены их базы, на которых спортсмены работают и тренируются. Проведя там несколько дней с ними, я собрал материал для выставки.
Определенные сложности возникли с местом проведения выставки, поскольку в Алматы имеется не так много залов, подходящих для проведения выставки. Но даже в них нелегко попасть именно фотографам, поскольку все галереи больше отдают предпочтение художникам, с которыми им привычнее работать. К сожалению, фотографией как творчеством у нас занимается не очень большое количество людей. Поэтому одной из моих целей является пропаганда творческой фотографии, чтобы ее признали как отдельное и самостоятельное направление в культуре.
Большие сложности возникают в процессе подготовки к выставке, который очень сильно изматывает. Каждая деталь и каждая мелочь требуют к себе внимания, отнимая немало сил, времени и нервов. В определенные моменты даже хотелось спрятаться от всех и отвлечься от всех этих сложностей. В день открытия выставки все напряжение ушло, и появилось облегчение.
Решение провести выставку в начале весны связано с тем, что в марте отмечается праздник Наурыз, который я очень люблю. Во время длинных праздников у людей было больше времени посетить выставку. Весной у людей особое настроение после долгой зимы. Вдобавок ко всему у меня сложилась своя традиция проводить выставки именно в весенний период. Обычно зимой у меня меньше работы и больше времени, что позволяет мне лучше подготовиться к экспозиции, уделяя больше внимания тонкостям и нюансам.
Реакция спортсменов
Обычно во время игры спортсмены абсолютно не обращают внимания на фото- и видеосъемку. Они полностью сосредоточены на игре и на сопернике, поэтому никто из них даже не думает о фотографах и операторах, которые их окружают во время игры. Но во время фотосессии любой человек меняется и становится немного другим, чем в обычной жизни. Поскольку көкпар является узкоспециализированным видом спорта, популярным среди казахов, спортсменам было не совсем понятна причина моего интереса к көкпару.
Им было непривычно видеть русского фотографа, который несколько дней проводил с ними время и фотографировал. Многие ребята во время съемок не понимали, что требуется для фотографии, но это не было проблемой для меня. Мы быстро нашли общий язык и прекрасно сработались. Спортсмены в точности выполняли то, что я просил делать. На площадке была веселая и непринужденная обстановка, которая позволила нам получить в итоге хорошие фотографии.
Сразу после фотосессии они просили у меня свои фотографии на память. Но я им обещал подарить их сразу после проведения выставки. Я им объяснил, что эти фотографии смогут привлечь внимание людей к көкпару через выставку и социальные сети. Несмотря на то, что проведение выставки является дорогим удовольствием, я планирую в будущем провести такие же выставки в Астане, Таразе и Шымкенте.
Пересмотрев отснятый материал, я остался очень довольным. Мое настроение улучшилось после того, как фотографии были распечатаны в большом размере. В выставочном формате, оформленные в рамы, они обрели совершенно другой и особенный вид.
Дальнейшие планы
Я получил большое удовольствие от работы над этим проектом, поэтому мои дальнейшие творческие планы являются продолжением начатой работы. Я получил большой и интересный опыт в этом проекте. Тема следующей выставки будет известна как минимум через полгода после проведения выставки. Организация выставки является тяжелым трудом и отнимает немало финансовых и энергетических ресурсов. Каждая выставка требует эмоциональных инвестиций, которые компенсируются за счет добрых отзывов со стороны посетителей.
Начиная работу над очередной выставкой, я каждый раз обещаю самому себе, что она будет последней. Но в итоге проходит некоторое время, и я принимаю решение окунуться в новый проект. Пусть не каждая выставка финансово самоокупается, но зато она является источником новых открытий, знаний, опыта и вдохновения. Я также планирую продолжать работу с көкпаром и вовлекаться в другие национальные виды спорта. В ближайшие годы я посвящу свою работу освещению других национальных видов спорта. В будущем можно издать большую книгу про наши национальные виды спорта с использованием моих фотографий. В нашей стране есть немало объектов гордости, которые нужно ценить и показывать людям.
Фотографии, использованные в данной статье, были предоставлены Никитой Басовым