В 90-е годы прошлого столетия имя самого известного и популярного рэпера Тупака Шакура (1971-1996) было у всех на слуху. Его песни звучали на всех дискотеках и в каждом алматинском дворе. Под его песни выросло поколение, рожденное в начале 80-х прошлого столетия. Песни рэпера звучали в то время, когда подростки того времени гоняли в стритбол, обсуждали свои проблемы, делились новостями или шли в школу. Публикация этой статьи планировалась давно, и необязательно она должна была быть приурочена к дате рождения или смерти Тупака. Культовый американский рэпер, хип-хоп певец, актер и общественный деятель был довольно противоречивой личностью. Его сложно назвать ангелом или положительным героем. Но у него была своя правда, которую он отстаивал в течение всей своей жизни. Тупак не был идеальным, но он всегда был подлинным. Себя он называл отражением общества, в котором он родился, вырос и жил.
Тупак Амару Шакур, более известный как 2Pac, а позднее — Makaveli, родился 16 июня 1971 года в восточном районе нью-йоркского Гарлема в семье активистов афроамериканской леворадикальной организации «Черные пантеры». В истории мировой музыки он стал первым в мире музыкантом, который попал в ведущие музыкальные чарты, находясь за решеткой. Тупак прожил всего двадцать пять лет, но успел выпустить более 70 млн сольных дисков, став наиболее популярным и продаваемым исполнителем. Легенда рэпа занял восемьдесят шестую позицию в рейтинге «100 величайших исполнителей всех времен», по версии издания Rolling Stone. При рождении будущий музыкант был наречен именем Лесэйн Пэриш Крукс, но спустя год родители изменили его имя на Тупак Амару Шакур, что в переводе с арабского языка означало «сверкающая змея» и «благодарный Богу». Это имя он получил в честь Тупака Амару II, перуанского борца за свободу, потомке индейского вождя, который в 1780 году возглавил восстание индейцев.
Детство Тупака было трудным, в котором было все – бедность, выживание в гетто, расовые разногласия, криминал и разборки между различными группировками. Члены его семьи имели проблемы с законом и были осуждены за различные преступления. В возрасте двенадцати лет он вступил в уличный ансамбль Гарлема. В 1986 году Тупак перевелся в Школу искусств в Балтиморе, куда он переехал со своими родными. Там он изучал актерское искусство, джаз, балет и поэзию. Еще в школе он считался лучшим рэпером, хотя проявил себя не только в чтении рэпа. Он играл в пьесах Уильяма Шекспира и балете Петра Чайковского «Щелкунчик». В Балтиморе он выступал как MC New York.
Два гудя спустя он перевелся в школу Тамалпаис, где участвовал в ряде театральных представлений, а также посещал поэтические курсы писательницы и педагога Лейлы Штейнберг. В те же годы он вступил в калифорнийскую группу Digital Underground, с которой начался его сложный путь к славе. В составе этой группы вышла в свет его первая в карьере композиция «Same song». В 1991 году Тупак выпустил свой дебютный сольный студийный альбом под названием «2Pacalypse Now», в котором подвергалась критике несправедливая социальная политика США. Тем не менее он был включен в список сертифицированной классики хип-хопа и был удостоен золотого статуса от Ассоциации записывающей индустрии Америки (Recording Industry Association of America, RIAA). Уже позже этот альбом оказал сильное влияние на творчество таких исполнителей хип-хопа, как Eminem, The Game, 50 Cent и Talib Kweli.
В 1992 году Тупак переехал в Лос-Анджелес, где год спустя, 16 февраля 1993 года, выходит его второй студийный альбом «Strictly 4 My N.I.G.G.A.Z…», ставший более успешным, чем его первая проба пера. Впоследствии этот альбом стал платиновым, когда было продано более одного миллиона копий. Окрыленный успехом, Тупак создает группу Thug Life, которая выпустила единственный студийный альбом «Thug Life: Volume 1», в будущем получивший золотую сертификацию.
Путь Тупака к вершине и славе был сопряжен со знаменитой войной между Восточным и Западным побережьями в американском рэпе, которая трагически закончилась для популярного рэпера. 30 ноября 1994 года, в преддверии вынесения решения по делу об изнасиловании Айанны Джексон, Тупак попадает в передрягу, в ходе которой получает пять пулевых ранений в область паха, голову и в руку. В случившемся пострадавший обвинил нью-йоркских рэперов Notorious B.I.G. и Puff Daddy. Так началось противостояние между рэперами из West и East coasts, которое, как и дальнейшая жизнь Тупака Шакура, сопровождалось таким количеством загадок и недосказанного, что до сих пор в его биографии имеется много белых пятен. Любимец Западного побережья воевал с противоположным, хотя именно оттуда он был родом. 7 февраля 1995 года Тупак получил срок до четырех с половиной лет и, находясь в заключении, начал работу над очередным альбомом. Благодаря этому он вошел в историю, как первый музыкант, издавший альбом, находясь в тюрьме.
Речь идет об альбоме «Me against the World», вышедшего 14 марта 1995 года и ставшего третьим студийным проектом Тупака. Он стал наиболее влиятельным сборником, впоследствии приобретя статус мультиплатинового альбома. В 1996 году он выиграл в номинации лучшего рэп-альбома по версии Soul Train Music Awards. Альбом получил положительные отзывы критиков и был признан одним из лучших альбомов 1990-х годов. Сборник продолжал хорошо продаваться и после смерти Тупака, достигнув нескольких миллионов копий.
Несмотря на выпуск успешных альбомов Тупак испытывал финансовые проблемы, что подтолкнуло его к подписанию невыгодного контракта на условиях Шуг Найта, главы лейбла Death Row. Взамен полученной свободы Тупак должен был выпустить три сборника под лейблом Death Row. Цена вопроса равнялась денежному залогу в размере порядка полутора миллионов долларов США, который был внесен Шуг Найтом на десятый месяц пребывания рэпера за решеткой.
Выйдя на свободу, Тупак начал работу над новыми синглами. В феврале 1996 года мастер речитатива выпустил двойной альбом «All Eyez on Me», над которым также работали такие известные рэперы, как Dr Dre, Method Man, Snoop Dogg, George Clinton, а также группа Outlawz, которую собрал Шакур. Четвертый по счету сборник получил девятикратный платиновый статус. В течение года после релиза альбом разошелся тиражом в пять миллионов копий. Шуг Найт вернул свои деньги и к тому же неплохо заработал.
Уже после смерти рэпера, в 1997 году, в рамках церемонии премии Soul Train Music Award, в которой Тупак ранее уже побеждал, альбом вновь побеждает в номинации «Лучший рэп-альбом года». Сам автор песен был назван «Самым любимым хип-хоп исполнителем года» на XXIV Церемонии American Music Award. Уже после смерти Шакура свет увидел пятый и последний альбом, носивший двойное название «The Don Killuminati: The 7 Day Theory», в котором покойный исполнитель был представлен под новым сценическим псевдонимом Makaveli. Музыка и слова для этого альбома были записаны в рекордно короткие сроки. На это ушло три дня, а еще четыре дня ушли на аранжировку и сведение песен на студии. В последние годы жизни музыкант увлекся творчеством философа Никколо Макиавелли. Даже после ухода из жизни Тупака этот альбом продолжал набирать популярность и летом 1999 года был удостоен четырех платиновых сертификатов. В 2005 году посмертный альбом был включен в список величайших хип-хоп альбомов за всю историю. Позже во многих песнях поклонники Тупака Шакура нашли пророческие слова об его скором уходе из жизни.
Смерть Тупака Шакура
7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе состоялся боксерский поединок между Брюсом Селдоном и Майком Тайсоном, в котором последний одержал победу. Тупак Шакур и его менеджер Шуг Найт смотрели этот бой, после которого было решено отпраздновать победу «железного Майка» в заведении Club 662. Тупак и Шуг Найт находились в черном BMW 750iL, когда по пути в клуб их автомобиль был обстрелян из белого Кадиллака неизвестными злоумышленниками.
Если Тупак получил четыре пулевых ранения (два в грудь, в руку и бедро), то Шуг отделался царапинами от осколков автомобильного стекла. Пострадавшие были доставлены в Медицинский центр Невады. Находясь там под воздействием сильных обезболивающих, Тупак предпринял несколько неудачных попыток подняться с кровати. Потеряв много крови, он был подключен к аппарату искусственного жизнеобеспечения. В борьбе за его жизнь врачи погрузили его в состояние искусственной комы. Днем 13 сентября 1996 года Тупак Шакур умер в отделении реанимации. Причиной смерти стала дыхательная недостаточность и остановка сердца в связи с тяжелыми огнестрельными ранениями.
Преступники, стрелявшие в Шакура, до сих пор не установлены, что стало предметом острых дискуссий. Наиболее распространенная версия предполагает, что к гибели Тупака привела вражда с группировкой Восточного побережья. Эта тема до сих пор обсуждается, а Netflix показал сериал-антологию «Нераскрытое дело», в котором показана инсценировка реального расследования по делу об убийстве легенд рэпа — Тупака Шакура и Бигги Смолза. Легендарного рэпера блестяще сыграл Марк Роуз, американский актер и продюсер. Сериал основан на реальных событиях и затрагивает самые тайные уголки жизни Шакура.
В нем также рассказывается о том, как 9 марта 1997 года, полгода спустя после смерти Тупака, умирает Кристофер Уоллес (Notorious B.I.G.). Он, так же, как и Тупак, находился на переднем сидении автомобиля, когда в него было выпущено шесть пуль, четыре из которых попали в Бигги. Поклонники рэперов видят в смертях Тупака Шакура и Бигги Смолза мистику и символизм одновременно. До сих пор остается непонятным кто является заказчиком и исполнителем этих двух убийство, но имевшаяся между рэперами борьба является основанием для расследователей сложного и запутанного дела полагать, что именно этот конфликт между бывшими друзьями стал причиной смерти обоих.
Существует несколько версий этого до сих пор нераскрытого убийства. Наиболее прозаичная гласит, что, выходя из казино, где проходил бой, Тупак зацепился с одним из членов гангстерской группировки Crips по кличке Малыш Лэйн, который якобы и стрелял в него тем же вечером. По другой версии веские основания, чтобы убить Тупака, существовали у Шуг Найта, составившего кабальный контракт. По условиям контракта, лейблу Death Row переходили права на почти полторы сотни неизданных треков Тупака. В ходе расследования периодически всплывала информация и о том, что Шуг Найт задолжал Тупаку роялти в размере около десяти миллионов долларов США. Наиболее популярная версия в смерти Тупака обвиняет представителей восточной группировки, сплотившейся вокруг лейбла Bad Boy и рэперов Notorious B.I.G. и Puff Daddy. В песне «Hit’em Up» Тупак открыто высмеивал Бигги и его сподвижников, рассказывая о некоторых эпизодах из их жизни. После первого покушения на жизнь Тупака Шакур и Бигги стали непримиримыми соперниками и лидерами враждующих побережий, чего совершенно не скрывали.
Фильмография Тупака
В 1991 году Тупак впервые снялся в сериале «Сплошные неприятности» режиссера Дэна Эйкройда, а год спустя исполнил роль Бишопа в криминальном триллере «Авторитет», в котором рассказывалось о тяжелой доле жителей Гарлема. Говорят, что роль подростка-гангстера оказала решающее влияние на всю дальнейшую жизнь певца, который настолько «вжился» в нее, что перенес ее в свою настоящую жизнь. По сюжету фильма герой Тупака участвует в преследованиях и убийствах членов других преступных группировок. В конце фильма Бишоп погибает в драке, упав с крыши.
В 1993 году ему досталась главная роль в драме Джона Синглтона «Поэтичная Джастис», в которой он сыграл с Джанет Джексон. Эта картина получила две премии канала MTV и была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучшая песня». Еще один культовый фильм, в котором Тупак исполнил роль криминального авторитета, положительно был принят баскетболистами и любителями баскетбола. Речь идет о киноленте «Над кольцом», которая вышла в 1994 году. Также он снялся в таких известных фильмах, как «Пуля» (1995), в котором он составил блестящий тендем Микки Рурку, а также в лентах «В тупике» с Тимом Ротом и «Преступные связи» с Джеймсом Белуши (1997). Тот отрезок времени стал триумфальным и одновременно сложным для Тупака Шакура, который сумел достичь звездных высот, а его творчество приближалось к апогею.
Жизнь после смерти
Двадцать один год после смерти культового исполнителя рэпа состоялась премьера биографической драмы об его жизни под названием «2pac: легенда / All Eyez on Me». Однако по причине творческих разногласий проект покинул режиссер Джон Синглтон, которого для создания картины одобрила еще при жизни мать Шакура. В некоторых городах США, а также ряда европейских и африканских стран сохранились фрески, картины и установлены памятники, посвященные Тупаку Шакуру. Легендарный музыкант, проживший короткую жизнь, попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самый успешный исполнитель хип-хопа. Также он остался в памяти, как первый, кто ввел в моду приспущенные штаны, именовавшиеся в рэперской среде как «трубы».
На следующий год после смерти Тупака его мать организовала семейный фонд Tupac Amaru Shakur Foundation, чтобы сохранить наследие сына и поддерживать молодежь, которая стремится повысить свои творческие навыки. В 2012 году на весеннем фестивале Coachella Snoop Dogg и Dr Dre организовали исполнение композиций «Hail Mary» и «2 of Amerikaz Most Wanted» вместе с голограммой Тупака. Это феноменальное выступление стало главной изюминкой третьего дня фестиваля.
7 апреля 2017 года в Barclays Center в Нью-Йорке, во время включения Тупака в зал славы Рок-н-Ролла, Snoop Dogg выступил со следующей речью:
«Двадцать один год назад в Лас-Вегасе Тупак Шакур покинул нас. Тогда ему было всего двадцать пять лет. Это почти столько же, сколько сейчас моего старшему сыну. Когда я готовил эту речь о своем товарище по лейблу, друге и брате, я всегда возвращался к одной и той же мысли. Тупак всегда оставался обычным человеком. Несмотря на то, что многие запомнили его, как какого-то гангстера-супергероя, Тупак знал, что он такой же, как и все. Он транслировал это через свою музыку, как никто другой до него. Он никогда не стеснялся этого, с гордость неся свое знамя. С бескомпромиссной простотой он принимал все свои недостатки, которые делают нас настоящими людьми, а не выдуманными персонажами. Быть человеком – значит быть разносторонним, мужественным и ранимым, расчетливым и мудрым, отважным и робким, любящим и мстительным, быть революционером и быть гангстером.
Мы здесь собрались, чтобы почтить память одного из самых плодотворных и откровенных артистов, чье имя по праву находится в одном ряду с именами величайших музыкантов истории. Я нахожусь здесь, чтобы убедиться в том, что вы запомнили его таким, каким он хотел бы этого сам. Он был темнокожим мужчиной, который горой стоял за свое. Не просто как актер или рэпер, а как человек. Вот, что сделало Тупака великолепным актером большого экрана в некоторых фильмах. Вот, что не давало ему опустить голову, когда он сталкивался с несправедливостью по отношению к себе и его команде. Вот, что разжигало в нас интерес ко всему, что бы он ни делал как до, так и после своей смерти. Вот, что сделало Тупака величайшим рэпером всех времен.
Лично для меня Тупак был, прежде всего, близким другом. У нас было много общего, в каком-то смысле мы оба начали свой путь вместе. Мы оба родились в 1971 году. Он выпустил свой первый сингл в конце 1991 года, а меньше, чем через год я вместе с Dr Dre сделал дебют на песню «Deep cover». В 1993 году я наконец-то получил возможность встретиться с Тупаком на вечеринке, приуроченной к завершению съемок фильма «Поэтичная Джастис» в Лос-Анджелесе.
Вскоре после этого мы стали хорошими друзьями, а в 1995 году я сказал Шуг Найту вытаскивай Тупака из тюрьмы и зови его в нашу команду Death Row Records. Мы дружили, как игроки одной команды. До этого он всегда был одним, без напарников. С нами он словно стал частью команды Los Angeles Lakers, в которой Dr Dre был тренером, Шуг Найт был владельцем команды, а мы с Тупаком находились на площадке и творили историю с каждой новой песней*.
Мы были богатыми рок-звездами, но при этом оставались молодыми чернокожими парнями, которых постоянно держали на мушке. Мы оба постоянно оказывались за решеткой, поэтому, когда мы сошлись вместе, мы стали самыми разыскиваемыми в Америке. Он только что вышел из тюрьмы, а я только что открутился от обвинения. Я купил белый Rolls—Royce с интерьером цвета ореха. Тупак взял себе точно такой же, но черного цвета. Он показал мне костюмы от Hugo Boss, познакомил с брендами Gucci и Versace. Я приобрел себе пентхаус в Уилтшире, а две недели спустя Тупак покупает тот, что напротив. У нас не было друзей, кроме друг друга.
В какой-то период Шуг Найт увез нас в Южную Америку, подальше от всех проблем и разборок. Там мы даже занимались парасейлингом. Шуг Найт был за рулем катера, а мы с Тупаком на сидели на бортике, как вдруг он рванул вперед, а мы взмыли в воздух. Страшно было настолько, что мы чуть за руки не взялись. Иногда Шуг сбавлял ход так, что мы оба плюхались в воду. Кто знает, что могло бы быть в воде: акулы, осьминоги и т.д. Это было невероятно, ведь мы парили в воздухе. Мы находились на вершине мира во всех смыслах.
Находясь в воздухе, Тупак поделился своей идеей о фильме со мной в главной роли. Тогда я не придал этому значения, но после его смерти я начал получать много ролей в кино. Выходит, он уже тогда разглядел во мне актера. Я всегда чувствовал, что Тупак приглядывает за мной сверху. С ним не бывает иначе. Если он любит, то любит всем сердцем. Мать Тупака научила его любить с малых лет. Через свою музыку он по-своему делился своей любовью со всеми нами, именно поэтому мы сейчас заполнили этот большой зал. Тупак вошел в историю по одной причине – он творил историю хип-хопа и историю Америки. В завершение своего выступления я хочу официально поприветствовать Тупака Шакура в Зале славы рок-н-ролла.
Цитаты Тупака Шакура
«Не должно быть, что у этих людей самолеты, а у других нет домов, квартир, лачуг, угла и штанов. Кто-то скажет, что они заслужили это, иди и заработай тоже самое себе. Если они заработали, то, я думаю, что это прекрасно и они заслужили все это, но, даже если ты заслуживаешь, ты все еще должен. Посмотри на меня, у меня нет всех этих мега денег, но я чувствую вину, когда прохожу мимо бездомного, я должен дать ему что-то. Если я знаю, что у меня 3 000 долларов в кармане, то это неправильно дать человеку четвертак или доллар».
«Я знаю, иногда кажется, что жить сложно, но запомни одно: после каждой, даже самой темной ночи, наступает день. Так что не важно, насколько сложно добиться того, что ты хочешь, расправляй плечи, поднимай голову и терпи».
«Я знаю, что ты богат, у тебя есть сорок миллиардов долларов, но, пожалуйста, ограничься одним домом, тебе нужен всего один дом, если у тебя двое детей. Пожалуйста, ограничься всего двумя комнатами, зачем тебе все эти пятьдесят две комнаты? Есть люди, у которых угла нет». (из интервью MTV, 1992 г.).
«Я не обещаю, что смогу изменить мир, но обещаю, что смогу найти слова, которые по-настоящему изменят мир».
«Мы много говорим о Малкольме Икс и Мартине Лютере Кинге, но пора быть такими как они, такими же сильными. Они были простыми смертными, как и мы, и каждый из нас может стать как они. Я не хочу быть образцом для подражания. Я всего лишь хочу быть тем, кто говорит: «Вот, кто я, и вот что я делаю»».
«Моя мама обычно говорила мне, что если ты не можешь найти то, ради чего стоит жить, лучше найти то, за что стоит умереть».
«Мой единственный страх смерти — это вернуться на эти улицы в следующей жизни». (из песни «To My Unborn Child», альбом «Until the End of Time»).
«Смерть – не самая большая потеря в жизни. Самая большая потеря – это то, что умирает в нас, пока мы еще живы. Никогда не сдавайтесь».
«Я вырос в этом обществе, поэтому нечего ждать того, что я буду идеальным и непогрешимым, потому что я делаю то, что делаю».
«У меня нет надежд на будущее. Я отклонился от истинного пути и близок к краху, потому что плохо понимаю этот мир. Быть может кто-то объяснит, что мне надо делать в этой жизни? Но мне надо кормить свою семью, это все, что у меня осталось. Поэтому я вне закона, тусуюсь со своими корешами, а не с фальшивками из модных клубов. Я привык к опасности, я не удивляюсь убийствам в квартале, родные улицы полны бандитских разборок. Ну почему мы умираем молодыми? Парни так юны. А их жизнь в руках отморозков с пушками. Я уже видел столько трупов… В мыслях полный бардак…». (из песни «Pain», альбом «Picture My Pain»).
__
*Услышав эти слова Снуп Догга, невольно вспоминается факт, связанный с кабальными условиями, на которых Тупак Шакур сотрудничал с Шуг Найтом. В этой связи напрашиваются две мысли: либо Снуп Догг лукавит перед людьми, либо информация о кабальности контракта является ложной.