Искусство проектировать и строить здания и их ансамбли создает среду, в которой живут, работают и созидают люди. Речь идет об архитектуре, в которой взаимосвязаны определенные функционально-технические аспекты и эстетические свойства. Архитектура считается искусством, но также носит в себе культурное наследие и даже государственные символы. Со дня появления человечества она развивалась в соответствии с потребностями людей, помогая им выполнять свои жизненные функции. В беседе с Аланом Гвозденовичем, главным архитектором Ateliers Jean Nouvel и основателем Studio Marguery, мы побольше узнаем об этом виде искусства и о нашем собеседнике, участвовавшего в проектировании Института арабского мира и филармонии в Париже, Музея королевы Софии в Мадриде, музейного комплекса Лувр в Абу-Даби, а также небоскребов «Торре Агбар» в Барселоне и «Доха Тауэр» в Дохе.
Выбор в пользу архитектуры
Насколько я помню, архитектура всегда была у меня в голове. Перед глазами всегда идет процесс строительства: рабочие, краны, стены, которые возводятся. Что касается средневековых сооружений, то я всегда был очарован дворцами, замками, церквями и соборами, которые строились веками и сохранились в наше время. Представьте себе человека, который читает книгу, но никак не может дочитать ее до конца. Так и в архитектуре, которая простирается на века и не имеет каких-то границ во времени и стиле. В наш век она выходит за рамки индивидуальности, став коллективной задачей. Поэтому с момента, когда я начал понимать архитектуру, мне всегда хотелось внести свой вклад в ее развитие.
Моя любовь к архитектуре с годами начала постепенно расти. Я начал изучать ее, знакомиться с различными направлениями в ней, тем самым, узнавая ее с новой стороны. Помимо строительных аспектов, в которых встречается архитектура, я начал присматриваться к ней, как к искусству и культуре. Мое отношение к архитектуре стало более, я сказал бы, поэтичным и романтичным, а строительство завладело всем моим сердцем.
Несмотря на то, что я рассматриваю архитектуру в плоскости искусства и эстетики, я считаю ее симбиозом науки и эмоций, сочетанием разума и поэзии. Она стала очевидным ответом на мое желание вписать свое имя в историю.
Век живи – век учись
Закончив изучение архитектуры, я вдруг понял, что очень мало знаю о ней, как о дисциплине. Тогда и начался процесс трансформации. Казалось бы, я многое понял и освоил, но я продолжаю осваивать архитектуру по сей день. Архитектор никогда не должен останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствуя свои знания и навыки.
Вскоре я начал сотрудничать с французским архитектором Бернардом Десмоленом. У него я научился чувствовать воплощение искусства, различать тонкие детали. Он научил меня выражать слово «красота», которое до сих пор находится у меня перед глазами. Именно красота отражает все богатство достижений человечества. Самое интересное, ничто не падает с неба. Реализация любой идеи заключается в мгновенном завершении ее длительного созревания.
Несколько позже я начал сотрудничать с архитектурным бюро Жана Нувеля, который является лауреатом Притцкеровской премии, ежегодно присуждаемой за достижения в области архитектуры (Ateliers Jean Nouvel). Я продолжаю набираться опыта. Работая архитектором, я понимаю, что в своей работе нахожу смысл и чувствую в ней великую энергетику. Я могу потратить годы на расшифровку жестов и слов мастера, а не его чертежей. Как мысль доминирует над формой, так и архитектура придает смысл моему видению. Этот аспект я сегодня развиваю в своем агентстве «Studio Marguery», которое имеет офисы в Париже и Белграде.
Три любимых проекта
Моя работа позволила мне участвовать в культовых проектах по всему миру. Конструкции, которые мне особенно нравятся, не обязательно являются крупными работами, а скорее теми, в которых контекст, порядок и человеческие отношения смогли вдохнуть жизнь самым красивым идеям.
Посольство Франции в Токио. Проект Бернара Десмолена
Исполнен в доброжелательном и сдержанном стиле с уважением к образу своего создателя. Если посмотреть на проект, то в нем можно увидеть много деревьев. В здании отражены знаковые места, благодаря которым можно узнать Францию и войти в него.
Цветная Марсельеза на юге Франции. Проект Жана Нувеля
Офисная башня высотой 135 метров является частью крупнейшей программы по реновации Марселя. Сооружение исполнено в духе одноименной революционной песни, одновременно являющегося государственным гимном Франции. Поэтому на фасаде здания прослеживается яркий триколор: градация двадцати семи оттенков синего (небо), белого (горизонт)и красного (охра). Башня хорошо сочетается с местным пейзажем, играя с солнцем и рисуя тени на небе. Она по-своему уникальна, прекрасно соотносится с особенным средиземноморским воздухом и четко идентифицируется с городом.
Интерьер студии «Marguery» в Белграде
Это более личный проект, отражающий мое сербское происхождение, к которому я сильно привязан.
Если рассматривать проект в деталях, то он напоминает повторно интерпретированное видение местного мастерства и архитектуры.
В нем можно найти традиционные конструкции из выбеленной древесины и искусство гобелена. Его яркие цвета и звездная белизна невольно уводят нас в белый город — Белград.
Как начинается проект
Прежде, чем начать какой-либо проект, независимо от его размера и характера, нужно слушать. Позвольте информации проникнуть в свой разум, чтобы дать ей там созреть. В это время будущая архитектура начнет обретать очертания. Вслед за этим появится понимание деталей: место, клиент, культура, программа и ограничения. После проработки материала появляется мысль, которая начинает рисовать историю. Она начинает вовлекать и приглашать людей. Важно понимать, что нужно со всеми делиться своими архитектурными эмоциями.
И это всего лишь начало пути, поскольку до завершения проекта еще далеко. Раз проект развивается благодаря взаимодействию с людьми, то обогащается его дизайнерское наполнение. Как и любое произведение искусства, работа над проектом требует постоянного совершенства: от эскиза до его завершения.
Последний штрих эмоционально очень силен, так как завершается повествование еще одной новой истории. Вручение проекта является торжеством момента, когда заказчики и пользователи получают ваше творение, которое вам очень дорого. Оно создано для того, что приносить удовольствие людям. Сдача проекта означает завершение проекта, после которого начинается начало чего-то нового.
Роль архитектора в проекте
Главное качество архитекторов заключается в умении сочетать науку, социологию, искусство и строительство. С опытом я узнал, что все это необходимо людям. Удачный архитектурный проект рождается благодаря творческому миксу людей, работающих в одной команде. Хороший проект требует полного взаимопонимания и компетентности как со стороны архитектора, так и заказчика.
Другими словами, хорошего результата можно добиться посредством обмена мнениями людьми, которые уважают и слушают друг друга. В круг этих людей входят заказчик, пользователь, строитель, инженер и архитектор. Каждый из них по-своему вносит свой вклад в успех проекта. Роль архитектора заключается в том, чтобы руководить и координировать командную работу. Я бы сравнил его с дирижером, который руководит оркестром во время концерта.
Три архитектурных шедевра
На самом деле очень сложно выделить лишь три проекта, поскольку в мире очень много сооружений, которые можно было бы выделить. Пожалуй, если принимать во внимание мою любовь к истории и современности, то я назвал бы следующие проекты.
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду
Архитекторами этого сооружения, расположенного в Париже, являются итальянец Ренцо Пиано и англичанин Ричард Роджерс, которые выполнили его в стиле хай-тек. В этом центре изучаются современное искусство, музыка и акустические исследования. В ней имеется огромная публичная библиотека и крупнейший в Европе тематический музей. Уникальность проекта заключается в своеобразной и неординарной особенности в конструкциях.
Вынесение всех технических конструкций и коммуникаций наружу позволило высвободить максимально больше полезной площади. Более того, каждый тип технической конструкции покрашен в свой цвет: вентиляция – синий, водопровод – зеленый, проводка – желтый, эскалаторы – красный, а арматурные соединения – белый. Этот центр является неотъемлемой частью парижского пейзажа, которая радует глаз парижан.
Лувр Абу-Даби
Проект французского архитектора Жана Нувеля сильно повлиял на меня. Он совмещает в себе уникальный концентрат культуры, а прекрасное здание радует глаз, не имея себе равных. Этот художественный музей показывает около трехсот экспонатов различных эпох из Лувра, Центра Помпиду и Версаля, включая знаменитые картины Леонардо да Винчи, Пикассо, Гогена, Клода Мане, Беллини и других художников.
Находясь в здании, посетитель видит много водных каналов и огромный ажурный купол, в результате чего создается впечатление, что музей как будто находится в море под открытым небом.
Уинчестерский собор
Собор, находящийся в английском графстве Хэмпшир, возвращает меня в детство, являясь источником моей страсти. Будучи одним из больших соборов Европы, построенных в готическом стиле, он хранит в себе много исторических событий. Находясь внутри этого богатого архитектурного сооружения с резными каменными молдингами, можно узнать много интересного и познавательного. Поэтому я сравниваю его с открытой книгой, которую можно читать.
Впечатления от визита в Казахстан
Астана – удивительный город, в котором очень много символичного. Здания, которые мы ранее видели только на фотографиях, отличаются своим сюрреализмом. Хотелось бы побольше узнать о городе, который я ранее видел на открытках. Астана имеет много аспектов, которые заслуживают внимания: новый архитектурный облик города, разработанный Кисё Курокавой и кварталы, расположенные на правом берегу реки Ишим.
В европейских городах можно найти много исторических зданий и сооружений. Люди, проживающие в них, привыкли к тому, что наряду с современными зданиями их окружают средневековые здания. В Астане, которую условно разделяют на два берега, я прочувствовал сочетание элементов современного города и его советского прошлого. Все, что происходило в истории и отражалось на облике города, имеет значение. Если стирать прошлое, полностью заменяя его новым, то можно столкнуться с большой культурно-исторической проблемой. Астана сегодня является связующим звеном между прошлым и будущим страны, становясь городом, в котором создаются все удобства для его жителей.
Развитие архитектуры и урбанизм являются достаточно сложными вопросами, решение которых требуют от градоначальника много времени и сил. При их решении нужно принимать во внимание традиции, свой собственный стиль и местный менталитет. Когда я приезжал в Астану, на дворе стояла прекрасная солнечная погода, которая благоволила прогулкам по городу. Прогуливаясь по одному из главных проспектов, я подумал, что было бы неплохо дополнительно продумать автомобильные потоки, открывать побольше террас, кафе, магазинов. Было бы хорошо создать побольше условий и удобств для пешеходов. И не помешало бы разбить большой прогулочный проспект, украсив его цветами.
Конечно, я заметил, что город находится в суровых климатических условиях, особенно в осенне-зимний период. Холодной зимой с ее пронизывающими снежными метелями по городу особо не погуляешь. А климат и городская инфраструктура влияют на жителей города, поэтому, будь я сотрудником муниципального органа, я бы подумал над тем, как решить проблемы с транспортными заторами и оптимизировать работу общественного транспорта.
Ақыл-кеңес архитектора
Архитектура – это образ жизни. Это индивидуальное путешествие, в котором ты создаешь полезные вещи для людей вместе с людьми. Поймите, чем вы хотели бы заниматься. Делитесь с миром своими идеями и творениями. Путешествуйте по миру, обогащая себя культурным наследием человечества. Познавая прошлое и настоящее, созидайте будущее. Ни на секунду не переставайте учиться чему-то новому. Как говорится, век живи – век учись.