Предтечей появления этой статьи стала дискуссия под названием «Энергетическая дипломатия для роста и развития», имевшей место во время приема Чрезвычайного и Полномочного Посла Итальянской Республики в Республике Казахстан. Посол Марко Альберти поделился своей статьей о наследии Маттеи, которая была опубликована в №36. Интересная история, начавшаяся в Италии после Второй мировой войны, способствовала появлению энергетической компании Eni, ставшей одним из флагманов итальянской индустрии и экономики.
В этой статье Алессандро Ланца, профессор, исполнительный директор фонда
Fondazione Eni Enrico Mattei (FEEM), продолжает погружать нас в эту историю, рассказывая о ключевых факторах, которые позволили идеям Маттеи реализоваться.
Энрико Маттеи являлся главой итальянской нефтяной компании Enti Nazionale Idrocarburi (Eni), основанной 10 февраля 1953 года компанией Agip и рядом государственных компаний энергетического сектора. Eni оказала большое воздействие на быстрое послевоенное восстановление Италии, объединив ради этого усилия с другими итальянскими компаниями Fiat, Pirelli и Italcementi. С начала 1960-х годов, помимо развития сети станций технического обслуживания, оснащенных мотелями и кофейнями, компания уделяла внимание развитию ядерной энергетики, производству синтетических тканей и строительству нефтепровода в Швейцарию в ФРГ. Компания строила нефтеперерабатывающие заводы, которые, несмотря на протест некоторых стран, загружались советской нефтью. В 1962, когда в загадочной авиакатастрофе погиб Энрико Маттеи, Италия была крупнейшим импортером нефти из СССР.
(Энрико Маттеи)
Роль ХДП
Таинство и сердцевина истории Маттеи заключается в том, что во время Второй мировой войны будущий глава Eni являлся участником Сопротивления и был одним из партизанских командиров «Народных бригад». Из-за того, что он являлся оппозиционером «красных», его называли «белым». После войны он баллотировался в Парламент по списку от «белого» направления в лице Христианско-демократической партии (ХДП, Democrazia Cristiana). Здесь следует отметить важность роли, которую играла эта партия в Италии. Она была основана 15 декабря 1943 года на оккупированной нацистами территории, как номинальный преемник Итальянской народной партии, имевшей в качестве символа щит крестоносца. Будучи католической и центристской партией, она включала в себя правоцентристские и левоцентристские политические фракции.
На протяжении полувека, с момента своего образования до распада в 1994 году, ХДП играла доминирующую роль в политике Италии и входила в состав правительства. В период с 1946 по 1981 годы христианские демократы возглавляли итальянское правительство. Из-за своей многочисленности и официального белого цвета партию прозвали «Белым китом» (итал. Balena bianca).
ХДП выступала как против фашизма, так и против коммунизма. На выборах итальянцы обычно голосовали по своему образу жизни, а не по политическим взглядам. В послевоенные годы христианские идеалы обычно сочетались с идеей свободы. Поэтому на всеобщих выборах 1946 года ХДП набрала 35,2% голосов. На следующий аналогичных выборах, состоявшихся двумя годами позже, ХДП получила 48,5% голосов, опираясь на поддержку католической церкви и США. Этот показатель стал ее лучшим результатом за всю историю.
В первые послевоенные года ХДП проводила крупные земельные реформы в бедных сельских регионах, в результате которых фермы были отобраны у крупных землевладельцев и переданы крестьянам. Также за годы своего правления христианские демократы приняли ряд законов, защищающих работников от эксплуатации. Ими была создана национальная служба здравоохранения и было начато строительство недорогого жилья в крупных городах Италии. С 1954 года ХДП возглавляли такие прогрессивные политики как Аминторе Фанфани, Альдо Моро и Бениньо Дзакканини, которых поддерживали влиятельные левые фракции.
Также стоит отметить, что в течение Второй мировой войны Италия была разделена на Северную и Южную Италию. В южной части «сапога» находились американские войска, а в северной — немецкие войска продолжали прочно удерживать свои позиции и оказывать существенное влияние. Сразу после войны Энрико Маттеи был приглашен в северную часть Италии, чтобы посетить Милан. В то время Eni еще не была создана, но работала компания Agip.
Рождение Eni
В 1945 году, в неспокойные дни после окончания войны, Энрико Маттеи встал у руля итальянской государственной нефтяной компании Agip (Azienda Generale Italiana Petroli), переживавшей тяжелый послевоенный кризис. Компания была основана в 1926 году для развития нефтяной промышленности Италии. Отказавшись от планировавшейся приватизации, он дал старт активной разведке в долине реки По, что в Северной Италии, где в итоге был обнаружен ряд нефтяных месторождений. Их разработка позволила Италии развивать свою отрасль, а не надеяться на импорт нефти из других стран. Тем самым, уже тогда были заложены основы для будущей энергетической независимости страны. Восемь лет спустя не без его участия был создан полуавтономный государственный энергетический холдинг Eni. С его появлением в Италии начала формироваться развитая нефтеперерабатывающая промышленность.
Маттеи, обладавший отличными организаторскими и управленческими способностями, сумел убедить людей в важности стратегической роли энергии для экономического развития Италии. Созданная им международная сеть Eni оказывала значительную поддержку дипломатическим усилиям Италии за рубежом. За пределами страны Маттеи начал прилагать максимум усилий для заключения договоров на добычу углеводородного сырья с правительствами Египта, Индии, Ирана, Марокко, Судана и Туниса. Условия были выгодными для концерна, но в то же время Маттеи открыто и всецело оказывал поддержку антиколониальным войнам в странах Северной Африки. Заключенные в этих странах контракты на добычу предполагали получение этими странами три четверти прибыли. Это было достаточно справедливое по тем временам решение, поскольку обычно иностранные инвесторы большую часть или половину доходов забирали себе. К примеру, в соглашениях с правительствами Ирана и Египта Eni снимала с правительств этих стран все риски на тот случай, если в скважинах вдруг не окажется нефти.
В 1960 году, в разгар «холодной» войны, Маттеи посещает Москву, где подписывает соглашение о поставках нефти из СССР в Италию. Этот период характеризуется началом, пусть и ограниченного, но все же имевшего место экономического сотрудничества Италии с Советским Союзом. Поскольку правительство во главе с Аминторе Фанфани было заинтересовано в относительно дешевых источниках нефти и газа, сотрудничество с СССР имело свои основания. Стоит отметить, что одним из ключевых участников переговорного процесса с Советским Союзом стал Луиджи Лонго, лидер Итальянской коммунистической партии (Partito Comunista Italiano, 1921-1991), являвшийся соратником Маттеи в партизанском движении.
(Shutterstock, HungryBild)
Здесь следует сделать небольшое отступление, чтобы объяснить логику действий Маттеи на международной арене. После обнаружения определенных запасов нефти в долине реки По стало выясняться, что их не будет недостаточно для удовлетворения нужд растущей итальянской экономики. В середине 50-х годов прошлого столетия Маттеи признал необходимость обеспечения бесперебойных поставок нефти из-за пределов Италии. Мечтая превратить Eni в полноценного игрока на международном рынке, Маттеи, сам того не ожидая встретил сопротивление и недовольство со стороны более крупных игроков.
Считается, что Энрико Маттеи является автором выражения «Семь сестер», под которыми понимаются семь компаний в лице американских Standard Oil of New Jersey (Exxon, 1972), Socony-Vacuum Oil (Mobil, 1966), Standard Oil of California (Chevron), Texaco и Gulf Oil, а также британских Anglo-Persian Oil Company (British Petroleum) и Royal Dutch Shell. Именно эти компании выразили недовольство активностью Маттеи, которая шла вразрез не столько с экономической политикой того времени, сколько с принципами «холодной» войны. Противники Советского Союза не допускали с ним никаких торговых отношений, стремясь максимально его изолировать. На этом фоне любые взаимоотношения Маттеи с СССР воспринимались как несогласованные и неприемлемые действия. Хотя в течение определенного времени Советский Союз рассматривался как стабильный источник относительно дешевого углеводородного сырья, который был необходим Италии.
К примеру, Eni добывала в Египте 1 млн т нефти в год, в Иране – 2 млн т в год, а СССР обещало поставлять по 12 млн т в год в течение четырех лет. В обмен на нефть советское правительство желало получать синтетическую резину, стальные трубы большого диаметра, насосы для перекачки нефти и компрессоры для нефтепроводов. В октябре 1960 года было подписано соглашение о взаимных поставках, чем произвело эффект разорвавшейся бомбы, потрясшей Белый дом, Даунинг-стрит и руководство «Семи сестер». Несмотря на отрицательную реакцию с их стороны, Италия была довольна выгодными условиями Соглашения. Благодаря ему Италия приобретала советскую нефть по цене 1 доллар США за баррель. Для сравнения Кувейт экспортировал свою нефть по цене 1,59 долларов США за баррель, не включая транспортные расходы. В свою очередь, СССР смог получить доступ к качественному и технологичному оборудованию, с помощью которого был выполнен семилетний план развития народного хозяйства. Правда, 27 октября 1962 года в возрасте пятидесяти шести лет Энрико Маттеи погиб в авиакатастрофе, причины и обстоятельства которой до сих пор не выяснены.
Вызовы и проблемы Италии
После окончания Второй мировой войны Италии потребовалось пятнадцать лет, чтобы подготовить необходимую инфраструктуру, построить систему трубопроводов, поставить заводы и начать разработку технологий по переработке и превращению газа в энергию. Примечательно, что в 50-е годы ХХ века в окрестностях Милана были обнаружены газовые месторождения. Но в то время природный газ не пользовался большой популярностью, считаясь бесполезным продуктом по причине отсутствия достаточных технологий и широкого применения. Основной приоритет отдавался нефти, поэтому, когда в военное и послевоенное время вместе с нефтью находили попутный газ, никто ему особо не радовался.
(Shutterstock, GiovanniNocella)
Маттеи хотел производить энергию не только для промышленности, но и для общества. Одной из потребностей являлось топливо для автомобилей, количество которых постепенно росло. Единственным способом это сделать был поиск ресурсов за рубежом. Именно поэтому Италия активно сотрудничала со странами Северной Африки, СССР и пыталась наладить отношения с Китаем, который в тот период являлся очень закрытой страной.
Вместе с вызовами в Италию пришла модернизация, которую в реальность воплощалась усилиями Eni. Начали активно и масштабно строиться автомобильные дороги. Как известно, Древний Рим являлся страной, где были построены первые дороги. Аппиева дорога (Via Appia) является историческим памятником, олицетворяющим значимость античной общественной римской дороги. Построенная в 312 году до н.э., она соединяла Рим с Капуей, а позже через нее было налажено сообщение Древнего Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Поэтому строительству дорог уделялось особое внимание. По шестиполосной трассе, соединившей Рим и Милан, из одного города в другой можно было доехать за пять часов. В прежние годы для этого требовалось вдвое больше времени.
(Shutterstock, Ron van der Stappen)
Идея модернизации разрушенной после войны страны, подразумевавшей превращение из аграрной в индустриальную, была понятной и единогласно принятой народом. Убедить общество в необходимости получения доступа к энергии не составляло особого труда. Народ был готов принять новые технологии и воспользоваться возможностями. Если до войны автомобили были доступны только для узкого круга обеспеченных людей, то в 60-е годы начал формироваться большой и принципиально новый рынок. Он сделал автомобиль доступным для широких слоев населения. Конечно, автомобили того времени нельзя сравнить с их современными аналогами. Те автомобили отличались отсутствием какого-либо комфорта и удобств. Да и люди не могли с чем-либо сравнивать. Сам по себе автомобиль в любом виде уже был комфортом на колесах. Для итальянцев, ранее ездивших к морю на лошадях, воскресная поездка на машине к побережью считалась большим событием.
Климатическая угроза
Грядущая декарбонизация является достаточно сложным событием для большинства стран мира. Сейчас во многих странах идет война в умах, пытающихся адаптироваться к новым правилам. Несомненно, процесс декарбонизации является болезненным для всех без исключения развивающихся стран. Я участвовал в работе Конференции ООН по изменению климата (СОР28), которая проводилась с 30 ноября по 12 декабря 2023 года в Дубай. Следующая конференция будет проводиться в Азербайджане, который более зависим от нефти, чем ОАЭ.
ОАЭ смогли диверсифицировать свои поступления в бюджет, стремительно развив свой рынок недвижимости и превратившись в большой логистический хаб. Азербайджан, как и ОАЭ, является экспортером углеводородного сырья, что вполне объясняет сложности в энергетическом переходе. В свете климатических изменений, как производители, так и потребители углеводородного сырья делят пусть и дифференцированную, но все же общую ответственность. Это самое главное, на что в ближайшей перспективе будет обращаться внимание. Важно донести до людей критичность последствий начавшихся климатических изменений, которые мы уже наблюдаем.
(Профессор Алессандро Ланца. Фото: Дауржан Аугамбай)
Поэтому, находясь в сложной обостряющейся климатической ситуации, человечеству крайне необходимо продолжать начатый диалог. Безусловно, он очень сложный и требует глубокой вовлеченности всех без исключения. В то же время в процессе нужно понимать, что абсолютно невозможно заставить все страны одномоментно отказаться от добычи и потребления нефти, газа и угля. Есть немало стран, которые все еще сильно зависят от угля. Они нуждаются во времени, в содействии, в инвестициях и в технологиях для того, чтобы безболезненно отказаться от угля. Нужно здраво полагать, что этот процесс является достаточно сложным и долгим. Нельзя требовать каких-либо быстрых результатов между СОР28 и СОР29.
Есть надежда, что текущая проблема будет активно обсуждаться на протяжении ближайшего десятилетия. Я больше озадачен тем, что в мировом сообществе имеется негативное отношение к климатическим изменениям. Еще больнее наблюдать за тем, что для некоторых они вообще не являются проблемой. На самом деле я не поддерживаю аргументы в пользу того, что климатические изменения не являются проблемой. Человечество столкнулось с очень серьезной проблемой, к которой многие пока еще не относятся серьезно. В борьбе с климатическими изменениями страны должны быть активными и политически устойчивыми.
СОР29 в Азербайджане
Азербайджан и Казахстан, являясь соседями по Каспийскому морю, имеют общее советское прошлое. Обе страны экспортируют нефть и газ, за счет чего пополняется бюджет. Перед ними стоит большой вызов, как успешно пройти через процесс декарбонизации без нанесения большого вреда своей экономике и социальной устойчивости. Для преодоления этой проблемы Казахстану и Азербайджану, как и другим странам, нужно усиленно инвестировать в человеческие ресурсы и в науку. Особое внимание должно уделяться молодежи. Проверенным способом является улучшение качества образования и усиление материально-технической базы университетов. Для усиления его эффективности желательно отправлять талантливую молодежь на учебу за границу. При этом следует не забывать про инвестиции в технологии, без которых структура получится неустойчивой.
(Shutterstock, Maxim Niezhentsev)
Временным выходом из ситуации является замена угля на газ, который является сравнительно более экологически чистым источником энергии. Следующим шагом должен стать переход на атомную энергию, к которой большинство людей смотрит с опаской. Несмотря на скепсис по отношению к атомной энергии, она все же считается углеродно нейтральным источником энергии. Казахстану и Азербайджану нужен долгосрочный план действий по обновлению и развитию энергетических сетей. Он должен включать в себя не только вопросы тарифов, но и конструктивного взаимодействия в сфере энергетики с соседними странами. Поэтому тут снова на горизонте возникает необходимость использования энергетической дипломатии.
Провокационный вопрос
Некоторые страны считают, что декарбонизация и все, что с ней связано, является неким видом неоколониализма, который нацелен на перестройку имеющегося миропорядка. Противники энергетического перехода считают, что благодаря новой глобальной повестке богатые страны становятся еще богаче за счет продажи новых технологий и отсечения развивающихся стран от их привычных источников дохода.
Если рассматривать проблему климатических изменений как реальную, то в какой-то степени можно согласиться с противниками декарбонизации. Конечно, появляются новые преграды для стран, которые обладают большими запасами топливных полезных ископаемых. Со стороны картина выглядит так, будто мировое сообщество специально создает новые правила, ограничивающие их добычу и использование. Справедливости ради следует отметить, что развивающиеся страны вынуждены чем-то жертвовать ради устранения последствий, к которым развитые страны имеют гораздо больше отношения. Это не совсем правильно, поскольку поломку нужно чинить вместе.
(Shutterstock, Chris LeBoutillier)
На различных международных конференциях часто слышны голоса развивающихся стран, призывающих к исторической ответственности и справедливости. Вместо того чтобы говорить о текущих объемах выбросов, нужно говорить о совокупных объемах, начиная с 1850 года. К примеру, сегодня Великобритания заявляет, что ее доля в мировых объемах выбросов составляет всего 3%. Но надо принимать во внимание интегральный объем всех ее выбросов, начиная с середины XIX века. То же самое касается всех без исключения развитых стран. В этом случае их позиция в рейтинге и вклад в загрязнение значительно изменятся. Тогда можно оперировать реальными данными, что позволит вести диалог в конструктивном ключе.
Любой вопрос, рассматриваемый в плоскости исторической ответственности, является серьезным политическим вопросом. Поэтому, обсуждая с развивающимися странами вопрос о климатических изменениях и их последствиях, необходимо говорить не только о тотальной трансформации энергетической отрасли и об отказе от добычи, использования и экспорта углеводородов. Вкупе с этой повесткой нужно предлагать реальные и прикладные меры по комплексной поддержке. Дело даже не в том, что это позволит выглядеть развитым странам добрыми и пушистыми. Дело в том, что поддержка и ответные инвестиции приведут этот важный и принципиальный политический вопрос в равновесие. Тем самым диалог будет продолжаться, что пойдет на пользу всем.
Вопрос так называемого «неоколониализма» не является только лишь проблемой отдельно для развитых стран или только развивающихся стран с учетом их интересов. Это глобальная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями. Всем понятно, что отправной точкой должно стать передача технологий и инвестирование в трансформацию.
Казахстан и Италия
Наши страны могут показать хороший пример сотрудничества в рамках энергетической дипломатии. Уверен, что наши страны могут разработать формулу сотрудничества в области ВИЭ, чтобы сделать энергетику современной и устойчивой. Италия обладает достаточно высокой компетенцией и экспертизой в области альтернативной энергетики. Компания Eni много инвестирует в развитие «зеленых» источников энергии. Поэтому между странами есть немало возможностей, которые можно совместно использовать.
Нужно обратить внимание на прогнозы системы производства электричества в Казахстане на ближайшие годы. В них рассматривается развитие новой инфраструктуры в энергетике, что проложит дорогу для других сфер, где также можно сотрудничать. Успех на первоначальном этапе зависит от качества и доступности данных, на которые можно опираться перед началом реализации запланированных проектов. К таким данным относится механизм расчетов стоимости генерации электроэнергии. Нужно обратить внимание на стоимость производства атомной энергии, которая традиционно является очень низкой. АЭС может работать 8 760 часов в год, в то время как ВИЭ сильно зависят от погодных условий. Даже в идеальных условиях ветряные электростанции могут работать примерно 5 000 часов в год. Поэтому, лишь опираясь на тщательно и всесторонне проведенные исследования и полученные данные, можно начинать работу.
Ақыл-кеңес профессора
Каждому человеку на планете нужно на бытовом уровне понимать, что каждый из нас на своем уровне несет общую ответственность за климатические изменения. Каждый из нас должен быть открытым к идее, что нужно совместно решать эту проблему. Причем в погоне за решениями не нужно стремиться свернуть горы за одну ночь. Ретроспективно накопленные проблемы решаются иначе. Сейчас нужно искать и получать любые знания, изучать причины и следствия проблемы, сотрудничать и находить способы привлечения инвестиций.
(Профессор Алессандро Ланца. Фото: Дауржан Аугамбай)
Но в основе всего должна лежать твердая убежденность и уверенность, что климатическая повестка не является выдумкой. Увлечение этим опасным предположением может завести человечество в тупик. Уже сейчас в разных странах наблюдаются паводки, оползни, засуха и прочие природные катаклизмы. Как только каждый житель Земли всерьез и полностью осознает, что имеющиеся экологические проблемы являются неизбежными и усугубляются день ото дня, можно будет говорить о наличии общего знаменателя. Лишь после его достижения можно будет решить сложное уравнение.