Д-р Ергин, в ноябре 2016 года мы с удовольствием приняли участие в презентации Вашей книги «В поисках энергии: ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики», опубликованной на казахском языке. Ваша книга «The Prize» («Добыча») также ранее была переведена на казахский язык. Есть ли у Вас в планах выпустить в свет другие Ваши книги на казахском языке? Если да, когда и какие книги могут порадовать наших читателей?
Я рад этому и благодарю Вас за то, что Вы участвовали на ноябрьском мероприятии, которое мне тоже очень понравилось. Воистину мне доставило удовольствие быть вовлеченным в интересную дискуссию со студентами и экспертами нефтегазовой отрасли в Назарбаев Университете. Я был впечатлен уровнем сложных и хорошо продуманных вопросов, которые я получал из аудитории.
Что касается публикаций на казахском языке, я должен воздать должное Кайрату Келимбетову, которого я по-свойски называю своим «издателем казахских книг» и другом. В дополнение к своей квалификации, будучи экс-заместителем Премьер-министра и Председателем Национального банка Казахстана, являясь Председателем Международного финансового центра «Астана», он оказывает всестороннюю поддержку развитию казахского языка, переводя на казахский язык книги, изданные на английском языке. Я полагаю, что модернизация и развитие казахского языка является одними из ключевых задач Правительства. Решение обеих этих задач требует наличия широкой литературной базы на казахском языке, за исключением классической литературы Валиханова и Абая. Это касается современной литературы с ее новыми веяниями и идеями. В связи с этим, я очень горд и считаю за честь поддержать эту инициативу. Учитывая роль энергоресурсов в экономике Казахстана, я надеюсь, что Ваши читатели откроют для себя много интересного, содержательного и вдохновляющего в казахскоязычных версиях книг «The Prize» («Добыча») и «The Quest» («В поисках энергии»). Отвечая на Ваш вопрос о переводе других книг на казахский язык в будущем, могу ответить, что это вполне возможно!
Вы часто приезжаете в Казахстан для тесного взаимодействия с ведущими специалистами нашей нефтегазовой отрасли?
Перед моей последней поездкой, которая состоялась в ноябре 2016 года, кстати, совпавшей с открытием офиса компании IHS Markit в г. Астана, я несколько раз посещал Казахстан. В мае 2014 года я проводил мероприятие по обсуждению казахскоязычной версии книги «The Prize», организованное в рамках Астанинского экономического форума. Осенью 2015 года я принимал участие в работе Евразийского энергетического саммита, который был организован Ассоциацией «KAZENERGY», на котором я презентовал Национальный энергетический доклад, подготовленный сотрудниками компании «IHS Markit». Я также нанес визит в Астану сразу же после того, как город обрел статус столицы, и вижу, как сильно меняется город! Имея представительство компании «IHS Markit» в г. Астана, я смогу чаще приезжать к вам.
Какой прогноз Вы можете сделать относительно цен на нефть в 2017 году? Ведь она влияет на дальнейшее развитие таких крупных проектов как Кашаган и Проект будущего расширения компании «Тенгизшевройл».
IHS Markit ожидает, что цены на нефть будут колебаться в пределах ниже 60 долларов США за баррель в 2017 году. Кстати, мы поправили свой прогноз на 8 долларов США в сторону увеличения после объявления ОПЕК о сокращении суточной добычи на 1,2 млн. баррелей и после согласия России сократить добычу на 300 000 баррелей в сутки в 2017 году. Понятно, что большинство нефтедобывающих стран, в особенности члены ОПЕК и Россия, взяли на себя обязательство следовать правилам «управления рынком», чтобы удержать цену на нефть на более высоком уровне. Обязательством согласованно управлять рынком, в основном, движет необходимость в доходах, столь важных для государств, испытывающих дефицит бюджета. Особенно это касается таких стран, как Саудовская Аравия и Россия.
Одним из ключевых событий, которые могут возникнуть в 2017 году, является добыча нефти в США. Низкие цены на нефть, наблюдавшаяся в течение последних лет, вынудили американских нефтяников добывать нефть более рациональным путем. Теперь доллар, вложенный в 2017 году будет в 2,5 раза окупаем, чем доллар, вложенный в 2014 году. Множество таких факторов, как повышение эффективности, ожидаемые более высокие капитальные затраты, обозримое сокращение ставок и ликвидация DUC-скважин, которые были пробурены, но не завершены вследствие рефляции, наблюдаемой в сегменте апстрим, внесут свой вклад в восстановление американских запасов. Это будет являться основным вызовом для подхода управления рынком, который применяет ОПЕК.
Ваши общие рекомендации нефтегазовой отрасли.
Энергоресурсы является сложной темой, а будущее развитие глобального энергетического ландшафта зависит от различных факторов, включая геополитику, технологии, финансовое регулирование и макроэкономические изменения. Работа в энергетическом секторе в качестве инженера-нефтяника, корпоративного стратега, трейдера или высокопоставленного политика требует многопрофильный и критический подход при решении проблем и планировании. Я призываю читателей не только улучшать свои имеющиеся навыки, но также думать с опережением, изучая изменения, происходящие в различных секторах. К таким секторам я отнес бы транспорт и инновации в батарейных технологиях. Это необходимо для того, чтобы понимать динамику и постоянно меняющуюся ситуацию в сфере энергетики, а также предвосхищать будущие перемены.
В сентябре 2016 года компания «IHS Markit» выпустила обзор под названием «Повторное изобретения колеса: будущее автомобилей, нефти, химикатов и электроэнергии», который стал упражнением для понимания как различные силы, формирующие будущее, могут взаимодействовать друг с другом, создавая новый энергетический мир. Поскольку данный проект продолжается, уже сейчас становится ясно, что текущие трансформации в транспортном секторе будут иметь влияние на нефтегазовую, автомобильную и химическую отрасли.
Понимание читателями того как изменения в транспортных технологиях повлияют на будущее энергетики важно по двум причинам. Во-первых, Казахстан являющийся апстрим-игроком, должен переориентировать свою отрасль, чтобы подготовиться к новому энергетическому будущему. Сам по себе транспорт потребляет 55% общемирового объема топлива, в то время как, автомобили, которые доминируют в качестве личного автотранспорта, являются источником одной трети спроса на топливо. Изменения в спросе внесут свой вклад в снижение цен.
IHS Markit ожидает, что долгосрочный ценовой баланс будет варьироваться в пределах 80 долларов США за баррель. При более низкой средней цене компании будут более выборочными со своими будущими инвестициями, а Правительства, скорее всего, должны будут скорректировать свои налоговые поступления.
Во-вторых, динамичная энергетическая конъюнктура также предоставляет возможность для нефтегазовой отрасли Казахстана участвовать, а может даже и управлять глобальной технологической трансформацией. Я призываю читателей продолжать экспериментировать с технологиями в разных сферах — апстрим, даунстрим и мидстрим. Имейте в виду, что стабильное применение новых технологий в коммерческих целях требует терпения, инноваций и экспериментов. Этот процесс неразрывно связан с успехами и неудачами, но, в конце концов, оправдывает себя. Имеется целый ряд эффективных, экономических и социальных преимуществ, которые можно получить, используя доказанные и потенциально не протестированные технологии в Казахстане.
Д-р Ергин, благодарю Вас за уделенное время и интересную беседу.
Беседовал Дауржан Аугамбай*
Данное интервью было опубликовано издателем в журнале KAZSERVICE №1(19), январь – март 2017