В Астане есть место, в котором в течение года проводятся различные выставки. Совсем недавно журнал Akyl—kenes рассказывал о выставке «Новый день», которая проводилась в арт-пространстве Forte Kulanshi Art Space. Сегодня мы вновь возвращаемся туда, чтобы познакомиться с работами Каринэ Паронянц, члена Союза художников Латвии, основателя и руководителя творческой мастерской «Karine Paronyanc Art Studio» и художника, которая поделилась своим взглядом на мир через свои картины. Ее девиз, указанный в заголовке этой статьи, связан с бережным отношением Творца к человеку, природе и ее ритмам.
Глядя на картины, представленные на выставке, можно было сразу прочувствовать основные темы творчества латвийского художника. Космос, законы природы, энергия Солнца, сила пространства и многое другое открываются перед посетителями выставки. Автор выставки выстраивает свой диалог со зрителем посредством метафор и сказаний. При этом каждая картина преисполнена символов, апеллируя к генетической памяти и коллективному бессознательному. Обратите внимание на символ арбуза, которые изображается в виде лотоса, являющегося своего рода визитной карточкой и, пожалуй, самым узнаваемым образом творчества Каринэ.
До того, как мы перейдем к беседе с художницей, стоит отметить, что картины, которые будут представлены в этом материале, словно излучают жизнеутверждающую и созидательную энергию. Позвольте себе на мгновение отпустить реальность и погрузиться в картины, смысл каждой из которых объясняется художницей. При этом, прежде, чем вы перейдете к описанию картины, уделите несколько секунд тому, чтобы сформировать свое мнение о ней.
Безусловно, натуральная величина картин, естественный свет в галерее и возможность рассматривать экспозиции с разных ракурсов заметно усилили бы восприятие картин. Речь идет о том, что на фотографии не видны «сырьевые» компоненты, которыми написаны сами картины. Художница пишет маслом на холсте, но часто допускает использование смешанных авторских техник. Вблизи картины раскрывают секреты своей энергетики, поскольку, если вглядеться в них, можно было бы увидеть сухой пастельный мелок, натуральный уголь, сусальное золото и даже вкрапления коллажа.
С помощью этих тонкостей Каринэ делает свою живопись тактильной, чувственной и завлекающей. Каждая шероховатость на холсте, разнообразие масляных фактур, контрасты матовых и глянцевых текстур и эффекты патины оставляют приятное впечатление и делают картины запоминающимися. Всю подготовительную работу ведет сама Каринэ, поэтому можно сказать, что каждый миллиметр ее работ пропитан теплом ее рук. Ну а далее все зависит от читателей и зрителей, а точнее от их эмоционального состояния и степени погружения в картины.
Каринэ Паронянц получила высшее профессиональное художественное образование в Латвийской академии художеств (отделение монументальной живописи). Она дополнительно изучала технику фрески и граффито во Флорентийском художественном институте в Италии. С 2007 года является членом Союза художников Латвии. Каринэ провела более двадцати персональных выставок во многих городах Латвии. Также она регулярно участвует в групповых латвийских выставках и в художественных проектах международного масштаба.
Арт на крыше
Идея необычного пленэра на крыше радиостанции действительно возникла случайно, когда Каринэ получила предложение от рижской компании Mix Media Group задействовать их невероятно живописную крышу в самом центре Риги для реализации своего арт-проекта. Но, как известно, все случайное всегда неслучайно. Задолго до необычного опыта писать картины на высоте птичьего полета, ее знаковые серии картин «Аэро», «Урбанистическая философия», «Лестница в небо» и «QR код» были уже начаты. Поэтому возможность оказаться лицом к лицу с большим городом, которым можно было полюбоваться с высоты птичьего полета, показалась художнице очень ценной. Это возникло случайно, но получилось очень концептуально.
Темы, которые поднимаются, можно отнести к информативному смогу. Они отражают степень зависимости человека от СМИ и влияния медиа-среды. И очень интересно сложилось, что это крыша связана именно с масс-медиа. Получился полноценный арт-перформанс, потому что в одном месте сошлись концепт, смысловая локация и визуал. Там, на крыше, было удивительно, но и немного страшно наблюдать, как все эти «летающие» спутниковые тарелки, электрические провода, антенны связи и интернет вышки спорят с куполами церквей и готическими шпилями исторических зданий. Словно технологии будущего спорят с божественным началом из прошлых веков. На смену привычным богам пришли «боги» информативные.
Жесткие геометрические формы складываются в орнамент большого уставшего города, который является универсальным носителем информации. Его можно назвать мостиком между прошлым и настоящим. В ее работах современный орнамент часто олицетворяет информационный смог мегаполиса. Провода привычно режут небо, мировая интернет-паутина, кажется, связала, но в итоге разобщила нас, а индустриализация сделала нашу жизнь комфортнее, но бесконечно усложнила ее.
Каринэ, как любому современному человеку, сложно справляться с огромным объемом информации, которая буквально атакует нас с экрана смартфона, планшета, рекламных вывесок в городской среде. Социальные сети пожирают наше время и засоряют мозг лишней информацией. Но при этом, они остаются неотъемлемым рабочим инструментом, дающим ей как художнику возможность коммуницировать со своим потенциальным зрителем. Это помогает художнице сообщать о мероприятиях и выставках, а также рассказывать о своих работах. Поэтому тут важно знать меру, вовремя включать своего внутреннего смотрителя и периодически позволять себе уходить в информационный и социальный детокс.
СМИ для художницы являются важным источником актуальной информации. В дополнение к этому они давно превратились в необходимый инструмент коммуникации со зрителем. Грамотные и профессиональные СМИ могут еще и доставлять интеллектуальное удовольствие. Главное, не забывать, что некоторые СМИ могут иногда содержать в себе тайную угрозу в виде невидимого и эффективного инструмента пропаганды, способного быстро формировать мнение толпы.
Поэтому в наше время особенно важно сохранять осознанность и быть достаточно эрудированным и образованным, в классическом понимании этого слова, Человеком, чтобы уметь распознавать так называемые фейки. В дополнение к этому важно чувствовать элементарную подтасовку фактов или вовремя включать внутренний механизм фильтрации вредной и токсичной информации. Здесь и далее слово «Человек» неслучайно пишется с заглавной буквы, подчеркивая гуманитарную доминанту этого термина. Сегодня мы живем в период больших политических манипуляций и стравливания людей по национальному или религиозному признаку. Поэтому оставаться просто Человеком относится к самому ценному и сложному.
Но, пожалуй, ее искусство, несмотря на заложенные в него смыслы, которыми оно фонит, сложно назвать СМИ. Искусство по-прежнему остается элитарной сферой не для всех, ибо оно не рассчитано на массы и тиражирование. Нет, не в плане социальных статусов. Речь о другом. Искусство всегда говорит про личный контакт с произведением искусства и про ментальное погружение. У современного человека зачастую элементарно нет времени искать ответы на экзистенциальные вопросы, читать целиком «Войну и Мир» и выделять время, скажем, на Вагнера. Кстати, написание картины тоже требует много времени и полного погружения, что сравнимо с неким ритуалом, который не терпит суеты и спешки.
На горизонте появляется еще одна опасная современная тенденция, которая заключается в клиповом мышлении, негативно влияющем на мозг человека. Вспомните, как мы обычно листаем новостную ленту, давно ставшую абсолютным фаст-фудом. Так вот, сложный умственный процесс, когда мы все-таки находим в себе силы прочесть книгу в оригинале, а не ее краткое содержание в интернете или аудио-формате; или дойти до выставочного зала, чтобы увидеть оригинал произведения искусства, а не пролистать его цифровое изображение в Инстаграме; либо прочесть либретто, а потом все-таки отсидеть три-четыре часа в опере. Этот сложный умственный процесс, в конечном итоге, тренирует наш мозг.
Урбанистика через призму живописи
Урбанистика являлась краеугольным кейсом данной выставки, которая недавно проводилась в Астане, в замечательном и очень располагающем к этой теме городе. К тому же само арт-пространство, которое находится в уникальном здании ForteBank с его урбанистическими клише и монументальностью, подсказало центральную тему выставки «Человек в большом городе».
К тому же очень продвинутый кураторский Совет центра современного искусства Kulanshi настоял именно на этой теме и названии. Доктор Лейла Махат, председатель кураторского Совета, отлично чувствует современного зрителя, выставочное пространство и самого художника. В итоге живописная выставка была дополнена очень эффектными урбанистическими инсталляциями Шалкара Кабдеша. Сочетание футуристического выставочного пространства, ярких, выразительных инсталляций и мощной жизнеутверждающей живописи вылилось в абсолютно продуманную и убедительную выставочную сценографию. Профессионализм Центра современного искусства Kulanshi и колоссальная поддержка со стороны ForteBank позволили вместить шестьдесят семь (!) настолько разноплановых и крупногабаритных картин из разных творческих периодов в цельную экспозицию.
«Урбанистическая философия» — так называлась дебютная выставка данного проекта в Рижской Академии наук. Но там это была совершенно иная история уже о советских штампах и взаимодействии науки с искусством. Знаменитая Сталинская высотка, где проходила выставка, выстраивала картины в цельный нарратив, краеугольным кейсом которого снова становилась урбанистика и изменение окружающей среды под влиянием прогресса.
При этом урбанистика, ни в коем случае, не является краеугольным камнем всего творчества Каринэ. Кстати, ее мастерская находится в одном из исторических зданий старинного поместья, на территории которого расположен современный Рижский ботанический сад. По соседству с ним находятся павильоны с экзотическими растениями, научные лаборатории, другие постройки старого поместья и старинный лекторий Латвийского университета. Поэтому тема ботанических фантазий остается центральной в творчестве художницы. Именно в заброшенной теплице ботанического сада, где Каринэ устроила выставку-пленэр под злободневным названием «Эффект теплицы», возникла идея исследовать взаимодействие стихийной пластичности живой природы и линейности разума цивилизации.
Конструктивные линии заброшенной теплицы невероятно эффектно контрастировали с живописными зарослями ботанического сада. Природа стремится к цикличности, человек к структуре. Насколько наше взаимодействие с природой бережно? Так появилась серия картин, где мягкие естественные цветочные формы рассекает жесткая геометрия, созданная человеком.
Линия – стигма человека
Эстетика прямой линии или схемы близка человеку. Тяга к упорядочиванию, структуризации или симметрии есть в человеческой природе. Стремление превратить отрезок человеческой жизни в бесконечный вектор прогрессивной мысли, сенсационного открытия или творческого достижения — удел немногих. На эту тему, кстати, тоже выставлялась пара работ в Forte Kulanshi Art Space.
В романе Айны Рэнд «Атлант расправил плечи», модном среди людей бизнеса, одна фраза надолго захватила мозг Каринэ. Звучит она так: «Считается, что в окружающей нас неживой природе нет ничего, кроме циклического движения, а прямая линия – клеймо человека, прямая линия геометрической абстракции, которая определяет дороги, рельсы, мосты; прямая линия, которая рассекает бесцельные изгибы природы целенаправленным движением от начала к концу». Так что, «Урбанистическая философия» — это еще и взгляд на природу, но глазами искушенного, иногда уставшего городского жителя.
Проблемы современных городов в картинах
Живописный цикл «Урбанистическая философия» является попыткой вырвать зрителя из суеты сует и буквально заставить его философствовать о главном. Отсюда и название живописной коллекции. Работы этого цикла задают больше вопросов, чем дают готовые ответы. Цель этих работ кроется в стремлении побудить зрителя думать, рассуждать и анализировать. Думать самостоятельно, вне политических догм, навязанной цензуры или сиюминутных трендов. Легко быть псевдодиссидентом, когда это является «мейнстримом». Зато гораздо сложнее оставаться осознанным, а главное, порядочным Человеком.
Многие картины этой выставки были написаны в период пандемии и локдауна, когда стремительная цифровизация сильно обострила тему одиночества. Пресловутый QR-код. Помните это безумие с COVID-сертификатами, сделавшими человека без QR-кода в своем смартфоне персоной нон грата. В те дни Каринэ много думала об этом черно-белом орнаменте современности.
Орнамент – это универсальный носитель информации. QR-код – это первый в истории человечества орнамент, по сути, генерируемый компьютером. Апогей стилизации и упрощения формы при максимальной смысловой нагрузке. Удивительно, насколько характер этого ультрасовременного орнамента выражает суть и дух нашего времени. Что это? Победа искусственного интеллекта над человеческим разумом?
История орнамента неразрывно связана с народным творчеством, ручным трудом, национальной принадлежностью и с традицией в самом глубоком понимании этого термина. QR-код – это история без корней. И это так свойственно современности, стремящейся к космополитизму! Жизнь без глубоких привязанностей, исторической памяти и следования традиции проста и удобна. Шаблонные цвета представлены в виде абсолютного черного и белого. Что кроется за этим трафаретом? Борьба тьмы и света? Или легендарный «Черный квадрат», еще в конце прошлого века манифестирующий победу машинерии над Солнцем? Как известно, в живой природе нет ничего абсолютного, поскольку все цвета находятся в непрерывном взаимодействии, порождая бесконечное количество нюансов и оттенков.
Все работы этой выставки крайне динамичны, как динамичен век, в котором мы живем. Посредством цифровых технологий мы разогнали карусель времени до небывалых скоростей. Стратегия «спешить и не успевать» стала бичем и проклятием современного человека. Сможем ли мы затормозить или соскочить с этой временной карусели? Едва ли…
«Feast VI (Пир VI) 2007» и «Пир во время чумы»
Две застольные картины, на которых изображены два пира, между которыми пропасть более чем в пятнадцать лет. Плоскость стола имеет для Каринэ особое сакральное значение. Алтарный и праздничный столы перекликаются между собой: пир становится ритуалом, а ритуал превращается в пышное торжество. Это и «Барашек и пасхальный стол с летящими ангелами» Нико Пиросмани, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, и простой современный кухонный стол многоквартирного дома, у которого собирается семья.
Мой COVID-сертификат / QR код, 2023, авторская техника, 150×200 см
Нередко в ее картинах отрезанная голова барана становится главным участником пышного пира, олицетворяя победу над звериной природой человека и жизнь, прошедшую через смерть. В орнаментах есть нечто магическое, поскольку в них зашифрована культурная база всех времен, всех фундаментальных человеческих ценностей.
Поэтому Каринэ часто пишет свои картины на старых скатертях с народными орнаментами, вышитых вручную тканях с народными мотивами или на узорчатых простынях. «Живописничать» на таких полотнах с историей особенно уютно и интимно, что создает особое отношение к своим творениям. Простынь представляет собой одновременно и символ человеческого бытия, и интимный бытовой предмет. Новорожденного заворачивают в простынь и таинства сна и любви также случаются на них. Ассоциативный ряд завершает ритуальная простынь — саван, в который на Востоке заворачивают тело усопшего.
«Пир» VII, 2007, авторская техника, 133х198 см
Особый старинный авторский рецепт грунта с примесью золы и меда превращает старое полотно в отличный, профессиональный, годный для масляной живописи холст. Этот шероховатый грунт словно олицетворяет собой метафору возрождения из пепла, а также некий символ вечного обновления и бессмертия. Поиск нового значения в пепле ушедших смыслов и образов невероятно увлекателен. Но, несмотря на схожесть настроения и тематики, между «Пиром» 2007 года и «Пиром во время чумы» (Мой Covid сертификат / QR-код) 2023 года, есть огромная разница. На смену народному орнаменту приходит современный орнамент QR-код. Картина «Пир во время чумы» написана на льняной скатерти, узор которой состоит из повторяющегося принта COVID-сертификата художницы. Именно эта скатерть украшала фуршетные столы на открытии «Урбанистической философии» в Латвийской Академии наук. Открытие знаковой выставки проходилось на время в условиях пандемийных ограничений, но «пир все же удался». Здесь снова поднимается тема ритуала, жертвоприношения, и даже голова демона имеет место быть. Помните всю эту эпопею с чипированием и теорией всемирного заговора? Многие как огня боялись новых прививок. Но на самом деле с философской точки зрения все мы уже дано чипированы и оцифрованы.
Мой Лотос 2019
Арбузы часто украшают праздничные столы художницы. Арбуз-лотос стал не только ее фирменным знаком, но и самым узнаваемым образом ее творчества. Безусловная и столь любимая игра контрастов наиболее полно раскрывает свою смысловую, декоративную и художественную нагрузку именно в этом незатейливом «фрукте».
«Мой Лотос», 2019, авторская техника, 40х40 см
Первая ассоциация — это, конечно, лето, праздник, радость. Но будьте внимательны, впиваясь в алую мякоть, которая дарит долгожданную прохладу в знойный летний день! Арбуз – это не случайно! Вспомните про дядюшку Зигмунда Фрейда и «Гейшу с арбузом» Нобуёси Араки. Гладкая зелёная поверхность, напоминающая защитный военный камуфляж, кажется неприступной. Но раскрываясь цветком лотоса, чудо-ягода обнажает свою нежную и сочную, легко уязвимую розовую суть. Черные семечки складываются в причудливый аккуратный узор на ярком фоне плода и разлетаются по поверхностям ритуальных столов, словно следы небрежных, торопливых или невежественных участников пира.
Дух приключений III и Бинго
«Spirit of Adventure» III, 2007, авторская техника,198х133 см
Это уже история про коллективное бессознательное, про архетипические образы современной поп-культуры и про взрослые роли из глубокого детства. Многие ведь так и остаются вечными принцессами в ожидании принца. Кстати, обе картины написаны на детских простынях. Эта серия самая свежая. Искренняя. Откровенная. По-юношески бунтарская. В некоторых работах Каринэ намеренно, в том числе, через шутливое название картины допускает самоиронию, иногда даже сарказм, тем самым предупреждая и обнуляя претензии искушенного оппонента к мультяшной колористике, китчу и «сладким» темам. Зритель понимает, что художник уже заранее с юмором обыграл его упреки, идя на открытый диалог.
«Bingo», 2007, авторская техника, 198×133 см
В картине «Бинго» узор становится самоцелью и основным художественным методом. Прямолинейно и незатейливо совмещены две системы орнамента: узор основного фона и художественный ритм, который задается расположением предметов на ритуальном столе. Словно накладывая друг на друга разные кадры диафильма, они смещаются, что создает другую метафизическую реальность.
Традиционный принцип расположения предметов в натюрморте уступает место живописной нотной тетради. Плоскость холста словно расчерчена регулярными параллельными линиями, на которые нанизываю декоративные предметы – символы. Каринэ порой намеренно оставляет эти вспомогательные линии, как бы возвращая зрителя к первоначальной стадии наброска картины, делая его непосредственным соучастником своего композиционного поиска и подчёркивая орнаментальную структуру своих полотен.
Единорог
«Единорог», 2015, авторская техника, 198х133 см
Единорог, волшебная Птица счастья, пара коней, пребывающая в композиционном диалоге, гнездо и игла жизни, заключенная в золотое яйцо, жемчужная сеть-клетка, в которой запутался Доминант художницы, – все это герои и символы одной свадебной истории. Образ коня многолик и многообразен, в чем и заключаются и житейская мудрость, и повседневная выносливость, и бег времени, и символ аристократизма, божественной силы, а зачастую плодородия и власти.
Мифический образ единорога показан в виде символа истины и чистоты в европейской традиции. На Востоке он являет собой символ пробужденного сознания, олицетворяя высшую власть Бытия, энергию творения и безграничность творческого импульса. Это единство и созидательное начало, инь и янь. Взаимодействие мужского и женского принципа – любимый мотив работ Каринэ. Подобно волшебному рогу мифического персонажа бесконечной спиралью вьется сюжетная линия ее полотен, что показывает цикличность и бесконечность всех процессов природы.
Бык с Уолл-Стрит
Для Каринэ Бык является сильным и наполненным символом, имеющим глубокие исторические корни. Понимание символики Быка окутано мифами, легендами и сказаниями. С ним связаны многие культовые и религиозные ритуалы. Для нее это клубок ассоциаций, воспоминаний, образов коллективного бессознательного из глубокой древности и архетипы современности. Список ассоциативных смыслов и образов бесконечен: Биржевой Бык с Wall Street, античный мир, христианство, минойская культура, Древний Рим, скандинавские мифы, культура древних шумеров, иудаизм, египетские обряды, астрология и зодиакальное значение Быка, буддизм, принт на бейсбольной майке тинейджера и т.д.
«Бык с Уолл-Стрит» (Веер желаний), 2020, авторская техника, 170х170 см
Но в данном случае это в большей степени тот самый «Золотой телец» — символ человеческой алчности и жадности. Ведь если заиграться, то веер желаний, который лестницей раскрывается вверх, может запросто превратится в ступени в низ, как это случилось на картине. Недаром у одного из воздушных змеев лопнула струна. Красный – цвет безусловных лидеров. Россыпь жемчуга, словно звезды. Движение по кругу. Золотая маска в какой-то момент становится частью личности или, наоборот, характер превращается в публичную маску? Как далеко еще может зайти человек в своем тщеславии и жажде наживы?
Фиеста II
Бык также является символом Испании. Веером настроений раскрываются средиземноморские мотивы на полотнах художницы: от праздной Фиесты до наполненного страстью жизнеощущения в духе Дуэнде. Иногда быки на ее полотнах становятся лунными, как на картине «Фиеста». И снова используются ее любимые символы: женская шпилька, белое кружево, россыпь жемчуга, веер желаний и полная чаша, символизирующая победу, триумф и праздник.
«Фиеста» II, 2019, авторская техника, 80х110 см
Белое кружево – есть символ кропотливого труда человека в его стремлении к прекрасному. Сама белая нить – это линия судьбы, нейрография тонких эмоциональных состояний. Иногда нить вьет гнезда, а иногда собирается в тугой и напряженный узел, стянутый в поиске ответов на главные вопросы мироздания.
Тигри и пионы II
Ориентальная тема в разных контекстах, так или иначе, прослеживается во всех работах художницы. Эта коллекция получилась с азиатским акцентом, благодаря эффектному образу Тигра, а также характерному для восточной, в особенности китайской, культуры цветку Пиона.
Тигр – символ опасной, хищной красоты. Эта ловкая и грациозная большая кошка олицетворяет агрессию и разрушение. Символ противоречивый, наполненный контраверсиями — звериный и божественный, разрушающий и созидающий одновременно. Он олицетворяет власть, королевское достоинство, стремление вперед и развитие. Образ чувственный, зачастую вызывающе сексуальный, пластичный, динамичный. Фигура Тигра порождает у зрителя богатый ассоциативный ряд, берущий свое начало в старинных мифах и сказаниях древней Персии, Индии и Китая.
«Тигр и пионы» II, 2016, авторская техника, 150х150 см
Бархатистые цветы Пиона контрастируют с хищным образом Тигра. Пионы – это восторг, женственность, любовь, восхищение, предвкушение, романтика и свежесть. Бесспорный символ любви, чувственной страсти, а также семейственности, богатства, процветания и удачи в китайской традиции. Символизируя женское начало, эти цветы в дуэте с мужественным Тигром создают так любимую художницей игру контрастов, которая придает динамику и смысловое напряжение картине.
Образ Бабочки являет собой символ легкости, возрождения, трансформации и мимолетности жизни и от этого еще большей ценности каждого отдельного момента. Это надежда души, которая бабочкой вспорхнула вверх и прикоснулась к небесной вечности. Чудо.
Когда поток мыслей принимает четкие формы
Тут показан тот самый контраст мягких стремящихся к цикличности форм живой природы и жесткой линейности разума цивилизации. В нижнем левом углу изображен символ солнца и вечности, а на фоне ботанических фантазий явно прочитываются силуэты птиц.
Прямые линии напоминают футуристические лучи, рассекающие мягкие природные формы, они пронизывают, словно радиоволны или электрические потоки, осязаемую, пульсирующую жизнью плоть. Кто-то видит в этих линиях парусные канаты, мачты или струны. Но только бескомпромиссная сила искусства способна превратить эти струны в струны души. Тогда привычное пространство расширяется, открывая портал в бесконечность.
«Когда поток мыслей принимает четкие формы», 2021, авторская техника, 100×100 см
Кстати, если посмотреть внимательно в верхний правый угол, замечаешь эти множественные порталы. И тут начинаешь понимать, кем являются эти устремляющиеся в вечность птицы. «Лунный цветок» — про то, как разглядеть Космос в каждой былинке, цветке, песчинке. Как то после выставки одна дама прислала Каринэ сообщение «…удивительное сочетание чувственного, природного, красочного с …космическим… Наглядно ощущаешь, что это разделение есть только в нашем сознании, во Вселенной его нет…».
Обе картины написаны в сложной технике лессировок. Наложение большого количества прозрачных слоев друг на друга делает картину живой и многоплановой, словно анимированной. При разном освещении и в зависимости от эмоционального состояния зрителю открываются новые детали и перспективы. Человек волен выбирать, нырнуть в глубину или остаться на поверхности. Полотно становится живым организмом в пространстве смотрящего.
«Эффект теплицы» (Never cross the red line), 2021, авторская техника, 200×130 см
Исследование взаимодействия стихийной пластичности живой природы и линейности разума цивилизации продолжают остро волновать художницу. Но главный вопрос в том, какова же роль Человека в этом взаимодействии? В чем цель и смысл человеческой жизни?Во-первых, «Эффект теплицы» непосредственно создает тот эффект, который в прямом смысле произвела теплица на Каринэ, в которой эта картина была написана. Кроме того, это еще и тот самый эффект теплицы, который приводит к изменению климата на Земле и сулит нам самую настоящую экологическую катастрофу. В настоящее время из-за непрекращающихся выбросов парниковых газов планета нагревается быстрее, чем когда-либо в истории человечества.
Красная линия символизирует последний рубеж невозврата. Как всегда, художница оставляет за собой веру в хэппи-энд, поэтому нестабильная и гнетущая перспектива с некоторых ракурсов кажется туннелем, в конце которого все-таки есть свет и… теплый силуэт дома. А разорванный жгут на фоне узла черных проводов в верхней части картины очень напоминает человеческую пуповину, в которой еще пульсирует кровь…
Аэро IV, II, III
Этот живописный цикл был написан в период самого жесткого локдауна, когда мы были буквально заперты в четырех стенах. Нас всех мучал страх неизвестности. Римские цифры лишь указывают на хронологию, в которой были написаны работы. Для кураторов выставки хронология, конечно, была вторична, их волновал внешний вид экспозиции, поэтому картины расположены именно в таком порядке.
«Aero» I (Полетели в Париж, когда это дерьмо закончится), 2020, авторская техника, 170х170 см
АЭРО – это воздух, жизненно необходимый человеку. В период пандемии эта тема приобрела особую актуальность, как в прямом, так и переносном смысле слова. Внешние обстоятельства перекрыли нам кислород, сделав почти невозможным долгосрочное планирование, поставив под вопрос возможность свободно путешествовать и быть социально активными. Всеобщая цифровизация выдвинула на первый план проблемы одиночества.
Серия крупноформатных, динамичных работ, выполненных в характерной для Каринэ смешанной технике. Авторский грунт холста, пастозная масляная живопись с использованием сухой пастели и натурального угля, а также вкрапление коллажа из старой помятой карты и кусочков ежедневника делают эту коллекцию особенно тактильной и личностной. Работы этой серии навеяны тягой к путешествиям и окутаны флером приключенческой романтики с ноткой здорового авантюризма.
«Aero» II New Edition, (LATVIA. In Northern Europe by the Baltic Sea), 2020, авторская техника, 110х160 см
Картины этой серии говорят об индивидуальной свободе личности, которая оказалась под угрозой в свете современных событий. Человек — часть системы. Имеет ли отдельно взятая личность возможность не играть по навязанным правилам или хотя бы заявить свое право влиять на эту систему?
«Aero» III (Золотое сечение), 2020, авторская техника, 80х120 см
Ограничение физической свободы перемещения в условиях пандемии, безусловно, тоже оказало влияние на тематику и настроение некоторых работ. Картина «Aero» II New Edition (LATVIA. In Northern Europe by the Baltic Sea), пожалуй, самая особенная для художницы в данном контексте. Каждый увидит в этой работе что-то свое. Кто-то прочувствует сентиментальную тоску по родине и невозможность вернуться домой. Другой ощутит ностальгию по безвозвратно ушедшему прошлому. Но, пожалуй, только латвиец заметит силуэт Латвии на старой помятой карте в самом центре картины.
Ловцы снов
Свежесть раннего утра. Ясность мыслей, когда человек способен разглядеть суть вещей и явлений. Содержательная пустота. Молекула. Атом. Элементарная частица. Божественный принцип… У этой картины есть второе название «Поэзия элементарных частиц». Внешне очень привлекательные и, казалось бы, чисто декоративные формы, напоминающие ловцов снов, ботанические фантазии, кружево и просто причудливые узоры, на самом деле навеяны невероятным разнообразием визуальных форм микромира: нейтрино, ангельские частицы, антиматерия и кварки. Все это настолько красиво и настолько непостижимо для человеческого разума.
«Ловцы снов» (Поэзия элементарных частиц), 2020, авторская техника, 230х300 см
Геометрические контуры, напоминающие кристаллическую решетку, вдохновлены традиционным латышским кинетическим объектом под названием Пузурс. Пузурс не только в латышских традициях считается упорядоченным, гармоничным символом Вселенной, который энергетически благоприятно влияет на среду и человека, своей формой и золотистым цветом. Он отражает идею возрождения света. Пузурс трансформирует негативные эмоции, упорядочивает мысли, создает защитное поле и символизирует связь с Богом. Такие кинетические объекты интерьера пришли к нам из Северной Европы, где широко известны, как «himmeli». В шведском и немецком языках это слово означает «небо».
Аналогом Пузурса у других народностей также являются хорошо известные нам ловцы снов и соломенные пауки. Возможно, древний человек был гораздо ближе к пониманию природы Вселенной, чем его современный аналог.
Бесконечный путь
«Бесконечный путь домой», 2020, авторская техника, 50х100 см
Прежде всего, эта работа показывает путь домой, к себе настоящему. Бесконечная вертикаль, иссеченная горизонтальными ступенями, каждое пересечение – крест. Крест, как символ Абсолюта, точка пересечения горизонтали и вертикали, цель и смысл человеческой жизни.
Как сложно найти пару
Самая семейная и уютная «Чайная» серия картин вдохновлена фарфором из бабушкиных буфетов и комода с приданным. Эта коллекция крепко связана с семейной традицией чаепития. Прототипы живописных образов этой серии основаны на реальных чайниках, каждый из которых хранит свою семейную историю, а то и сокровенную тайну. Эти семейные чайные башенки есть квестистенция детских воспоминаний и ассоциаций, каждый фрагмент которых, застревая в памяти, складывается в целостную мозаику.
«Как сложно найти пару» I,II (диптих), 2019, авторская техника, 80х30 см
На полотнах легко узнаются классические модели знаменитой мануфактуры Мейсен, Рижского фарфорового завода Кузнецова, фабрики Дулева и Петербургского Императорского фарфорового завода переживают самые неожиданные метаморфозы — сказочные и символичные одновременно.
«Love Story», «Как сложно найти пару», «Она закипела», «Он закипел», «Чайная семейка» — все это снова про самоиронию, юмор и открытый диалог со зрителем.
(продолжение следует…)