В Астане есть место, в котором в течение года проводятся различные выставки. Совсем недавно журнал Akyl—kenes рассказывал о выставке «Новый день», которая проводилась в арт-пространстве Forte Kulanshi Art Space. Сегодня мы вновь возвращаемся туда, чтобы познакомиться с работами Каринэ Паронянц, члена Союза художников Латвии, основателя и руководителя творческой мастерской «Karine Paronyanc Art Studio» и художника, которая поделилась своим взглядом на мир через свои картины. Ее девиз, указанный в заголовке этой статьи, связан с бережным отношением Творца к человеку, природе и ее ритмам.
Глядя на картины, представленные на выставке, можно было сразу прочувствовать основные темы творчества латвийского художника. Космос, законы природы, энергия Солнца, сила пространства и многое другое открываются перед посетителями выставки. Автор выставки выстраивает свой диалог со зрителем посредством метафор и сказаний. При этом каждая картина преисполнена символов, апеллируя к генетической памяти и коллективному бессознательному. Обратите внимание на символ арбуза, которые изображается в виде лотоса, являющегося своего рода визитной карточкой и, пожалуй, самым узнаваемым образом творчества Каринэ.
Любовная история
«Любовная история», 2017, авторская техника, 150х150 см
Кстати, в представленных работах очень важны мелкие детали, вместе они складываются в целостное повествование с неизменно открытым финалом. Не все замечают в центре картины «Love Story» фигурки трех особенных лошадок – единорога, парящую лошадку и отвергнутого.
Паутина
И снова пресловутый QR-код. Сеть. Паутина. Современный орнамент. Перспективы. Туннель. Объемы. Структура. Урбанистическое кружево. Пузурс. Кристаллическая решетка. Клетка. Система координат. Архитектурный каркас. В современных реалиях тематика картины приобретает острый социальный оттенок.
«Паутина» I (QR код), 2020, авторская техника, 170х170 см
The Black Gold
Эту же тему продолжает картина «Черное золото». Но это не совсем обычная картина. Под лаконичным черно-белым изображением со светящимся порталом в центре, скрываются более ста промежуточных цветных слоев с изображениями неба, биологических форм живой природы, городских силуэтов и урбанистических конструкций. Фотофиксация этих живописных этапов сложилась в концептуальную анимацию.
Идея фотографировать картину на разных стадиях готовности, а затем создавать анимированную картину пришла Каринэ пару лет назад. Как было упомянуто выше, работа исполнена в сложной технике, в которой наложено большое количество прозрачных слоев друг на друга. В итоге работа приобрела глубокий цвет и насыщенность. Иногда эти промежуточные слои кажутся более живыми и свежими, чем уже готовая картина.
«The Black Gold», 2020, авторская техника, 70х90 см
Каринэ поделилась, что любит свои работы на стадии наброска, поскольку незавершенность оставляет много пространства для фантазии и интерпретаций. Порой работа над картиной может затянуться на несколько лет, куда входят творческие паузы и раздумья. И это очень интересно — иметь фотофиксацию разных этапов жизни картины. Кроме того, эти короткие анимации, дают возможность зрителю почувствовать себя соучастником творческого процесса, проследить историю создания картины и как бы уйти вглубь работы, разбив ее по слоям.
Экологическая проблема
В урбанистике художницы наглядно показана идея, призывающая человечество прислушаться к надвигающейся экологической проблеме. Картина «Эффект теплицы» как раз об этом. Ей вторят самая тяжелая картина этой выставки «Божье око» или «Часы Судного дня» (23:58:20). Внимательный зритель заметит неброские часовые стрелки на голубом диске неба, напоминающее окно в куполе храма.
В контексте нынешней геополитической ситуации, есть понимание, насколько хрупок наш Мир и какой катастрофической ошибкой стало создание атомного оружия!
«Часы Судного дня» – это проект, начатый в 1947 году создателями первой атомной бомбы. Проект существует в рамках журнала Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков». На его обложке периодически публикуется изображение циферблата часов, стрелки которого показывают без нескольких минут полночь. Оставшееся время символизирует развитие ядерного вооружения и напряженность международной обстановки, а сама полночь – атомный катаклизм.
На данный момент это самое близкое к полуночи положение стрелок Часов Судного дня за всю их историю. Кстати, «Божье око» было написано совместно с дождем и ветром на крыше той самой радиостанции. Из-за внушительных размеров холста и узкого дверного проема, художнице пришлось оставлять это полотно закрепленным специальными креплениями на парапете здания в течение всех десяти дней пленэра. Днем Каринэ работала под палящим солнцем, а ночью свое дело делала стихия. Так что, все эти подтеки, налипший на свежее масло песок и пыль –являются отпечатками дождливой столицы Латвии. Все было по-настоящему!
Здесь также надо вспомнить диптих с сотами: «Био система I» и «Био система II». «Если исчезнут пчёлы…». «Человек может прожить без кислорода три минуты, без воды — три дня, а без пчел — четыре года». Эту цитату в 1941 году физику Альберту Эйнштейну приписало издание «Canadian Bee Journal», пытаясь хотя бы так, вкладывая в уста всемирно известного ученого громкие и звучные слова, привлечь внимание общественности к приближающейся катастрофе. По последним прогнозам, ученых, пчелы, как вид, могут исчезнуть к 2035 году.
Резюме
Урбанистическая философия – это емкие, зачастую ироничные мысли, которыми делится художница со зрителем через упрощенные, геометризированные формы, созвучные нашей обыденной повседневности. Ассоциативный ряд этих работ бесконечен, но излишняя иллюстративность в них намерено уступает место концептуальному обобщению.
Названия полотен имеют большое значение для их восприятия. Они словно формируют вопрос, вырывая зрителя из повседневной рутины, побуждая его буквально философствовать о главном. Каждого без исключения зрителя цепляет возможность посмотреть на привычное с другого ракурса, возможность увидеть самого себя со стороны и, возможно, изменить что-то в себе. Ведь рутина засасывает, а привычка становится характером. Во время дебютной выставки проекта в Риге была обыграна модная среди пользователей Инстаграма фишка — зеркало для селфи. Нарядное зеркало в центре выставочного зала эффектно отражало экспозицию и привлекало любительниц селфи. Но вместо привычных хештэгов и иконки Инстаграма, выделялась яркая наклейка с надписью: «А что Ты оставишь после себя? Мегабайты диджитального мусора и лирику соцсетей?». Чувствительные дамы отскакивали, а способные к самоиронии все-таки делали фото. В итоге этот простой арт-объект стал своеобразным флешмобом смелых и самокритичных.
Девиз Каринэ «Искусство с пометкой Bio» переплетен с Игрой со знаком, которым отмечают качество продукта и бережное отношение творца к человеку, природе и ее ритмам. Художница верит, что искусство способно изменить наш мир к лучшему. Экология души отдельно взятого индивидуума напрямую связана с экологией всей планеты. Умный и интеллигентный человек гораздо меньше тратится на внешние понты и мишуру, что, в конечном итоге, приводит к более экологичному образу жизни.
Поэтому Каринэ выбирает вещи с историей и превыше всего ценит магию ручного труда. Ей близка тема экологичного мышления. Она верит, что нам удастся преодолеть атомный кризис и построить «умные» города с цикличной экономикой. Главное, чтобы человечеству хватило разума использовать искусственный интеллект только во благо Человека, но никогда не ставить его выше человеческого интеллектуального и творческого потенциала.