В предыдущих номерах журнала Akyl-kenes публиковались фотографии Байгазы Жаксылык, призера конкурса International Photography Award 2017. Глазами фотографа мы увидели заброшенный японский город Томиока, находящийся в зоне отчуждения после аварии на АЭС Фукусима-1; природную красоту Америки; трущобы богатого города Дубай; и маленькие фрагменты японской столицы. Настало время поближе познакомиться с автором этих фотографий, чтобы получше узнать об его первых шагах в профессиональной деятельности, о трендах в современной фотографии и об его любимых фотографиях.
О первых шагах в фотографии
Байгазы было девять лет, когда ему подарили его первый фотоаппарат. Одним из первых его проектов стала съемка свадьбы его тети, правда на черно-белую пленку. Поскольку период, когда он начал увлекаться фотографией, выпал на последние годы советской власти, юный фотограф посещал фотокружок в местном Доме пионеров. После распада СССР на рынке стали появляться «мыльницы» различных видов и моделей, но все же предпочтения отдавались классическому фотоаппарату. С тех пор фотоаппарат, а позже и видеокамера всегда были с ним, где бы он ни находился.
Но все же увлечение фотографией в школьные и студенческие годы можно отнести к любительскому формату. Серьезно к фотографии Байгазы стал относиться лет десять назад, с появлением интереса к кино и документалистике. С самого детства все визуальное – архитектура, природа, дизайн и даже шрифты, приносило ему большое удовольствие. По мере взросления усиливалось восприятие окружающего мира.
Стоило взять в руки фотоаппарат, как мир вдруг становился лучше. Степень его серьезного отношения к фотографии можно сравнить по тому, что любая некоммерческая съемка для него сродни с медитацией, которая действует успокаивающе, помогает сконцентрироваться и собраться с мыслями. Возможно, это состояние схоже с тем, что ощущают художники, рисующие картины, или музыканты, исполняющие произведение.
Изначально фотография воспринималась с позиции так называемой красоты, которая бывает сугубо индивидуальна и оттого субъективна. В начале успешность фотографии характеризовалась схожестью с живописью. В ранние фотоальбомы ложились фотографии, на которых были запечатлены архитектура, красивые закаты и кадры с необычными ракурсами и накрученными ядренными цветами. В разные годы использовались разные камеры, но с 2012 года Байгазы еще раз открывает для себя пленку. С того момента отношение к фотографии стало более трепетным и осмысленным.
В один момент, когда пришло понимание, что после своей смерти человек может оставить банковский счет, движимое или недвижимое имущество, он начинает снимать актуальные для себя темы. Этим двигало желание оставить после себя хоть какое-нибудь собственное наследие. Конечно, ценность и актуальность его работ будут проверены временем и людьми. С этой целью многие проекты снимаются им на пленку, а сами фотографии печатаются на архивных носителях. Параллельно с желанием оставить после себя след в творчестве, он исследует новые темы и способы самовыражения в фотографии.
Пленка vs Цифра
Байгазы периодически снимает на пленку. Как выяснилось, вдобавок к своим превосходным архивным качествам, пленка обладает собственной ностальгической эстетикой и неповторимой фактурой. Что особенно отличает пленочную фотографию от цифровой фотографии, так это скорость работы с ней. Скорее всего, для спортивных фотографов появление цифровой фотографии стало благом, подарив возможность быстро производить кадры в неограниченном количестве. Цифровая фотография сделала фотографию более доступной для масс, но она в какой-то степени негативно отразилась на художественной фотографии.
На его взгляд, фотография, как и любое искусство, ценна своей эксклюзивностью и наличием определенного лимита «кадровых» и фрагментарных ресурсов. В этом плане пленка заставляет фотографа ценить каждый кадр, внимательно относиться к нему и тратить его на самые ценные и неповторимые моменты. Также дороговизна и меньшая техническая доступность кадра, снятого на пленку, по сравнению с его цифровым аналогом, не позволяют снимать быстро, если говорить о среднем и большом формате. Работая с пленкой, приходится тщательно обдумывать съемку, выбирать наилучшее время, свет, и, самое главное, тщательно заранее продумывать свои идеи. Безусловно, при съемке цифрой, можно делать то же самое, но появляется соблазн снимать быстро и авансом. В этом случае расслабляются руки, глаза и мозг фотографа, который фотографирует оптом, чтобы позже отсеять зерна от плевел. Поэтому, можно сказать, что пленка как бы дисциплинирует человека.
Здесь следует отметить то, что фотография, сделанная на пленку, должна некоторое время полежать непроявленной, чтобы можно было «забыть» о ней и вернуться к ней со «свежим взглядом». В какой-то мере это касается и цифровой фотографии. Многие фотографии теряют свою актуальность годы спустя, выявляя определенные недочеты, которые ранее были незаметны. Либо наоборот, серии, которые казались неудачными, начинают сиять в новых красках. Самое важное, что забывается та картинка, которая была перед глазами в момент съемки, но остается только фотография, уже живущая своей жизнью и оторванная от той реальности. Благодаря этому способу можно взглянуть на любую фотографию по-новому. Например, это наглядно можно увидеть, если разбирать старые семейные фотоархивы. Некоторые черно-белые фотографии выглядят так, словно мир в то время состоял только из двух цветов. Другие и непривычные для нас выражения лиц, одежда, позы и фон — все словно из другой, параллельной реальности.
О конкурсе International Photo Awards
В 2016 году Байгазы сделал серию фотографий об архитектуре новой Астаны, которая называлась «Nur-City». Как оказалось, название альбома оказалось частично пророческим. Этот проект и занял призовое место в этом международном конкурсе. После этого он участвовал в конкурсе, организованном галереей «Құланшы». По его итогам в стенах Forte Bank была проведена выставка, на которой участвовали его работы.
О предпочтениях в фотографии
Ему интересна документалистика, как жанр и постмодернизм, как состояние современной культуры в фотографии. Наивно полагать, что документалистика, как способ запечатлеть наше время, сможет полностью передать будущим поколениям всю информацию о том, как мы жили, о чем думали и что делали.
Например, тему Семипалатинского ядерного полигона было решено дополнить хроникой о Фукусиме, как пример неумелого и безответственного обращения людей с ядерными технологиями, которые, возможно, в будущем устареют так же, как устарели уголь и дрова в качестве топлива. Вдобавок ко всему, тема Семипалатинского ядерного полигона была очень близка Байгазы, поскольку он родился и вырос вблизи него. После рождения сына он решил посвятить ему эту историю, равно как и многие другие документальные работы, которые снимались позднее.
Фотограф не думает, что всегда следует обращать внимание на глобальные проблемы, но, как и в кино, без хорошо рассказанной истории даже в документальной фотографии не обойтись. В случае с фотографией появляется сложность интерпретации истории на языке фотографии. Как с помощью пейзажа или портрета рассказать историю, но так, чтобы суть, самость самой фотографии не потерялась за чередой культурных триггеров, к которым привык зритель? Многими фотографами был проделан этот путь. К примеру, интересны работы Бехеровской школы, ставшими целым направлением в фотографии, известным как типология. Байгазы особо отметил работы Уильяма Эгглстона, недавно открытой Вивиан Майер и Картье Брессона, который олицетворяет собой классику уличной фотографии. Что касается работ Эгглстона, то в течение многих лет его работы не принимались и не понимались людьми, поскольку в его фотографиях отсутствует сюжет. Лишь ближе к концу 80-х прошлого столетия он становится известным.
Стоит отметить как менялась фотография в течение одного столетия. Фотография «Голодная степь» была сделана в 1906 году Прокудиным-Горским,
а фотография из серии «99 центов», сделанная Андреасом Гурски, была снята в 1999 году.
В этих двух фотографиях наглядно проиллюстрировано то, как изменилась фотография за последние сто лет. Что интересно, имена фотографов почти похожи. Если говорить вкратце, в начале века фотография играла роль передачи изображения реальности и не более. Век спустя фотография превратилась в концептуальное искусство.
Напоследок, можно отметить фотографию пары с обезьянками, которую сделал в 1964 году известный американский фотограф Гарри Виногранд. Эта фотография считается одной из самых известных и оригинальных работ в мире.
О секретном ингредиенте в фотографии
Со времен Ван Гога изобразительное искусство перестало говорить языком реализма. Идеи стали важнее, чем точность передачи реальности, поскольку это стало прерогативой фотографии. «Черный квадрат» Малевича стал констатацией этого факта, дальше круче — Ротко, Поллок. Однако эта участь коснулась и самой фотографии. Также, как и в кино, где Кубрик и Тарковский показали, что говорящие головы — это не суть кино, в фотографии с середины ХХ века происходят существенные изменения. Фотография перестает говорить языком сюжета и живописи, а становится вещью в себе, как бы фотографией о фотографии.
Байгазы сожалеет, что сегодня в школах преподают изобразительное искусство с позиции реализма. Нарисовал по классическим канонам — получи пятерку, нарисовал как Лучо Фонтана, сделав дыру в холсте, — получи двойку. Если говорить об особом ингредиенте в фотографии, то современным преподавателям, в первую очередь, следует учить детей видеть, а не рисовать. По причине неумения лицезреть многие фотографы не могут выйти из рамок жанровых клише, не могут оставить попытки нравиться массам и не избегают соблазна использования культурных триггеров.
О трендах в современной фотографии
Сейчас стал наблюдаться очень интересный тренд в виде мобильной фотографии. В свое время мыльницы и компактные 35мм камеры привнесли многое в фотографию, в результате чего появился целый ряд таких новых направлений и жанров, как уличная фотография, популярная фотография. Скорость и доступность фотографии выросла в разы. С появлением цифровой фотографии произошел очередной скачок, благодаря чему появились такие мастера коллажа, как Андреас Гурски. Теперь же можно наблюдать новый скачок, связанный с доступностью качественной цифровой фотографии широким массам в формате 24/7. Как сказал кто-то из великих, лучшая камера, эта та, которая с собой.
Ақыл-кеңес фотографа
Выражение Стива Джобса «Stay foolish, stay hungry», как никогда правильно подходит к фотографии и другим творческим сферам, в том числе и бизнесу. Stay hungry отражает ограниченность ресурсов и выбора, как следствие, ведя к поиску креативного подхода. Stay foolish несет под собой открытость ко всему новому, что также немаловажно для развития творческого потенциала в любой сфере.
Вот так несмотря на то, что Байгазы учился на экономиста-международника, он открыл для себя мир фотографии, который с годами открывается все больше.