Тема отечественного рынка искусств ранее поднималась на страницах журнала Akyl—kenes. Мы вновь возвращаемся к этой теме и беседуем с Тогжан Сакбаевой, основателем проекта Art Future, бакалавром социальных наук и дипломированным специалистом Sotheby’s Art Institute. Более пятилетней деятельности на арт-рынке предшествовали двенадцать лет работы в корпоративном бизнесе (финансовые институты, инвестиционный банкинг). Наш собеседник верит, что посредством современного искусства можно эффективно обмениваться информацией и выстраивать коммуникации между различными членами общества.
Объем мирового арт-рынка увеличивается уже не первый год, а цена на произведения искусства постоянно растет. В 2018 году продажи знаменитых аукционных домов Christie’s и Sotheby’s достигли 7 млрд и 6,4 млрд долларов США соответственно. Эти суммы стали рекордными со времен мирового финансового кризиса. Значительную часть этой суммы составили произведения современного искусства. В прошлом году Дэвид Хокни, британский поп-арт художник продал свою картину «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» на аукционе Christie’s за рекордные 90,3 млн долларов США.
Гражданская инициатива
Отечественный рынок современного искусства находится на первоначальной стадии развития, оставаясь рискованной сферой для инвестиций. За последние годы открылось несколько галерей и компаний, продвигающих молодых казахстанских художников. Работая в области инвестиционного банкинга, Тогжан Сакбаева всегда интересовалась искусством, посещая различные арт-выставки и ярмарки. Посещение выставки Кандинского, организованной в Мадриде, произвело на нее такое сильное впечатление, что она окончательно решила связать свою жизнь с арт-индустрией.
Для понимания тонкостей новой профессии Тогжан обучается на курсах в Sotheby’s Institute of Art и Royal Academy of Art в Лондоне, став профессиональным арт-консультантом. Далее следует практика в Музее современного искусства и в Центре культуры и искусства в Барселоне. Получив необходимые знания и опыт, она возвращается в Казахстан, чтобы работать с местными деятелями искусства, включающее в себя скульптуру, фотографию, видео-арт, писательство, современную музыку, поэзию, а также дигитальное и перформативное искусство.
По словам Тогжан Сакбаевой, искусство помогает развивать коммуникации в обществе. Оно визуально осмысляет окружающий мир, обращает внимание на актуальные проблемы в обществе и в мире, способствуя поиску новых решений для улучшения нашей жизни. Поскольку в Казахстане назревала необходимость создания площадки для взаимодействия представителей художественной среды с ценителями искусства и бизнес-средой, принимается решение проявить гражданскую инициативу и организовать такую площадку.
Перед основателем проекта стояла задача в правильном применении имеющихся финансовых, интеллектуальных и временных ресурсов для изменение той среды, с которой нужно было правильно взаимодействовать. Более десяти лет проживая за пределами Казахстана, Тогжан Сакбаева впитала в себя то незаметное для большинства людей желание развивать искусство. Работая над этим проектом без поддержки каких-либо организаций и независимо от сторонних лиц, она отдает себе отчет в том, что намерена идти до конца, несмотря на какие-либо трудности.
Искусство и бизнес
Идея размещения искусства в деловых и общественных интерьерах давно принята западным бизнес-сообществом. Уже никого не удивишь тем, что картины, скульптуры и инсталляции расположены в аэропортах, гостиницах, ресторанах, торговых центрах, и даже в больницах. В холле крупных зарубежных офисов можно увидеть работы Дэмиена Херста и Аниша Капура. Заказчики все чаще откликаются на оригинальные art-решения, созданные специально для их офисных пространств, имеющих более декоративный характер, либо для формирования собственной арт-коллекции из работ известных мастеров.
Ззападные исследования о влиянии искусства на корпоративную эффективность показывают, что оно действительно способно улучшать климат в коллективе, снижать уровень стресса и повышать комфорт офисной среды. Люди, проводящие на работе большое количество времени, хотят получать позитивные эмоции и вдохновение от занятий бизнесом и от общения с близкими людьми в свободное от работы время. Другими словами, присутствие любого элемента искусства в пространстве говорит о наличии вкуса, высокого уровня культуры компании, заботе руководства о сотрудниках и подчеркивает индивидуальность, идентичность, корпоративные ценности компании.
Приобретая творения художников, люди оказывают им поддержку. Это позволяет им развиваться и реализовывать новые проекты. К тому же инвестировать в искусство в наше время стало престижно. Такие крупные компании, как Microsoft, видят в этом некую миссию: благодаря бизнесу мы зарабатываем, а благодаря искусству мы отдаем миру кармический долг. В «должниках» находятся как современные деятели, так и старые мастера в лице Карпаччо, Фрагонара, Климта, Хокни, Лихтенштейна, Рихтера, Кунса, Бэкона, Фрейда, Баския, Кахидзе, чьи работы тянут на миллионы.
Порой корпорациям удается заполучить превосходные, порой «хрестоматийные» работы. К примеру, UniCredit Bank владеет работами Густава Климта, Тинторетто, Карпаччо и известной картиной Люсьена Фрейда. Работы такого уровня всегда находятся на виду, они находятся в музейных экспозициях (нечто вроде долгосрочной аренды). Такие шедевры, принадлежащие UniCredit Bank, как «Девочка с собакой» Фрагонара и «Портрет маркизы де Кабальеро» Гойи, находятся в мюнхенской Новой Пинакотеке; «Наяды» («Сирены») Климта — в венской Альбертине.
Признанным лидером, конечно, является Deutsche Bank, коллекция которого начала формироваться более тридцати пяти лет тому назад. Фокус коллекционирования был сделан на современном искусстве и работах, созданных в течение последних десятилетий XX века и произведения текущего столетия. Коллекция представлена такими именами, как Пит Мондриан, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер, Герхард Рихтер, Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Ансельм Кифер и др. Работы Фрэнсиса Бэкона и Герхарда Рихтера, одного из самых дорогих художников современности, находящаяся в лобби головного офиса в Нью-Йорке, являются показателем высочайшего статуса коллекции.
Deutsche Bank считается одним из тяжеловесов среди корпоративных коллекционеров, и вообще среди организаций, поддерживающих современное арт-движение. Финансовый гигант владеет собственными выставочными пространствами Deutsche Bank KunstHalle и играет главную роль в учреждении и поддержке Музея Гуггенхайма в Берлине (Deutsche Guggenheim Museum). Помимо этого, он оказывает спонсорство известнейшей арт-ярмарке Frieze Art Fair, Frieze and Frieze Masters (Лондон), выставкам в Tate Modern и престижному конкурсу «Художник года» («Artist of the Year»).
Если подходить глобально, то масштаб коллекций, имеющихся во всех обзорах ведущих корпораций, признан ошеломляющим. Около шестидесяти тысяч работ, представленных преимущественно в виде рисунков, фото и принтов, принадлежащих более пяти тысячам художникам из сорока стран, можно увидеть более чем в девятистах двадцати зданиях Deutsche Bank в сорока пяти странах мира.
Банк UBS является главным спонсором Арт-Базеля, крупнейшей мировой ярмарки искусства. Коллекция UBS считается самой высококачественной и удачно составленной в мире. Она состоит из более чем тридцати пяти объектов и включает в себя произведения современного искусства, начиная с 1960-х годов. В собрание UBS подобраны живопись, скульптуры, инсталляции, фото и принты, которые наилучшим образом представляют социальные, политические и экономические особенности своего периода.
«Искусство придает бизнесу лицо», – объясняет Стивен Маккурби, один из кураторов UBS. Произведения искусства украшают офисы UBS в разных странах – все ради создания теплой вдохновляющей атмосферы для сотрудников и клиентов. Каждые два года работы в отделениях сменяются на новые. Философия UBS направлена на поддержку малоизвестных художников на решающих стадиях их карьеры.
На одно произведение искусства банк в среднем тратит не больше 30 000 швейцарских франков. Сейчас коллекцию UBS украшают работы признанных мастеров современного искусства, таких как Люсьен Фрейд, Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Синди Шерман, Георг Базелиц, Рой Лихтенштейн, Эд Руша, Андреас Гурски, Такаши Мураками, Трейси Эмин и другие.
По произведениям в арт-коллекции UBS можно судить об истории развития искусства от 60-х до наших дней. Кураторы выбрали ряд важный работ, которые рассказывают о ключевых событиях каждого десятилетия — от 60-х и до нового времени. Речь идет о политических,экономических и культурных изменениях. Например, 60-е годы ХХ века связан с экономическим ростом, бэби-бумом, The Beatles и так далее, 70-е – с энергетическим кризисом, идеологическими движениями, выросшими на фоне протеста против войны во Вьетнаме, развитие искусства перформанса…
К примеру, в 2010 году в компании Deutsche Telekom запускается собственное арт-собрание. Такое решение объясняется тем, что для лидера в сфере коммуникаций важно сотрудничать с современным искусством, являющимся мощным и важным инструментом общения и передачи информации. Работы, находящиеся в арт-коллекции The Art Collection Telekom должны быть высокого эстетического уровня и демонстрировать по-настоящему глубокие мысли. Иными словами, Art Deutsche Telekom по-своему интерпретирует современную историю через искусство. Собрание компании в разных вариациях можно увидеть на различных выставках.
Казахстанский арт-рынок
Местные компании все больше начинают осознавать роль искусства в обществе, и придают важность поддержке и развитию культуры. В Казахстане клиентами арт-галерей, в основном, являются европейские или американские компании, имеющих единый международный стиль и похожие корпоративные ценности. Эти компании имеют более «приобретенный» характер, установленный головным офисом, но радует то, что компании приглядываются и к местным художникам.
Местные компании, связывающие себя с искусством, можно посчитать по пальцам, либо это компании, отношение к искусству у которых носит декоративный оттенок. Приобретение работ профессиональных художников в свою арт-коллекцию присуще компаниям, руководители которых уже осознают силу искусства. Они сами коллекционируют предметы искусства, стремятся поделиться своими частными коллекциями в открытых пространствах.
На сегодняшний день на фоне всех остальных можно выделить компанию Capital Partners, которая открыто демонстрирует бронзовую скульптуру современного колумбийского художника Фернандо Ботеро или работы испанского скульптора Жаумы Пленсы для всех посетителей. Также в Esentai Park можно увидеть обращенную вниз гигантскую лошадиную голову высотой около десяти метров. Бронзовая шеститонная скульптура Ника-Фиддиана Грина, по словам самого автора, обозначает лошадь, пришедшую на водопой. Такую же неоднозначную, но непременно бросающуюся в глаза скульптуру можно увидеть и в лондонском Гайд-парке. Помимо работ Пленсы и Ника-Фиддиана Грина в торговом центре можно найти и работы французского скульптора Ричарда Орлински, Кристиана Мааса, Рокси Пейна и Жермена Ришье.
Это все очень, очень хорошо, но миссия компании, возглавляемой Тогжан Сакбаевой, больше нацелена на поддержку и развитие художников и скульпторов именно из Казахстана и Центральной Азии. Поэтому, несмотря на то, что по запросу клиентов можно предложить произведения любого автора, как известного на международной арене, так и просто полюбившегося в поездках за рубежом, максимальный приоритет отдается трудам местных художников и скульпторов
Проблемы арт-рынка
Тогжан Сакбаева выделяет несколько основных проблем, мешающих развитию рынка искусства в нашей стране. Казахстан обладает очень слабо проработанной законодательной базой в этой области. Отсутствуют законы о меценатстве, которые стимулировали бы бизнес вкладывать средства в развитие культуры и искусства. Во многих европейских странах существуют послабления в налоговом кодексе для спонсоров художественной среды и компаний, работающих на арт-рынке. Казахстанские галереи являются обычным субъектом предпринимательства.
Еще одной большой проблемой на протяжении многих лет остаётся отсутствие открытой информации и общей базы данных по сделкам, совершаемым с предметами искусства. Работы казахстанских художников продаются полулегальным образом и хаотично, из-за чего для участников рынка становиться невозможным проследить динамику ценообразования. По словам Тогжан, на рынке также не хватает достаточного числа квалифицированных специалистов. Учебные заведения в нашей стране не готовят арт-критиков, кураторов и дилеров.
Прорубить окно в Европу
По мнению основательницы Art Future, ключевым фактором для дальнейшего развития бизнеса в сфере казахстанского искусства является выход на мировую арену. Отечественные художники должны представлять свои работы на престижных форумах и выставках.
«Наша компания будет прилагать все усилия для того, чтобы в будущем на Венецианском биеннале искусств наконец был представлен национальный павильон Казахстана. Для этого нужна серьезная поддержка со стороны бизнеса и государства. Кроме того, в течение нескольких лет мы хотим провести выставки наших художников за рубежом. В первую очередь, необходимо привезти современное искусство Казахстана и Центральной Азии в Париж и Барселону. Очень важно, чтобы работы отечественных мастеров получили объективную оценку от международных экспертов и зрителей», — заключает Тогжан Сакбаева.
Тенденции в отечественном арт-рынке
Следует обрадовать ценителей искусства, что в последнее время наблюдается хорошая тенденция среди представителей руководителей среднего звена. Многие начинают коллекционировать после частных или публичных выступлений, которые проводятся в Art Future. Тогжан Сакбаева подробно информирует людей о современном арт-рынке, делится алгоритмами коллекционирования, рассказывает об отечественных художниках и приводит примеры других стран и городов, где меняется вся инфраструктура и уровень жизни при развитии искусства и культуры.
Еще одной особенностью людей, проживающих в нашем регионе, является отсутствие привычки регулярно посещать культурные мероприятия. Но их необходимо постепенно прививать. Многие музеи и галереи работают до 18:00, но у людей в это время только заканчивается рабочий день. Поэтому удобным способом вовлечения людей в арт-среду является гибкий режим работы Art Future до позднего вечера, что удобно для посетителей. На сегодняшний день важно развивать у зрителей плотность восприятия искусства, сделав его доступным для их понимания. С этой целью Art Future организует образовательные мероприятия в виде лекций, курсов по истории и теории искусства, встреч с художниками, кинопоказов, вечеров музыки и поэзии.
Помимо культурного развития зрителей Тогжан Сакбаева видит миссию своей компании в предоставлении молодым авторам возможностей для высказывания и раскрытия потенциала. Art Future вкладывает средства в реализацию творческих проектов, заказывая художникам создание работ к выставкам. Кроме художников в работе галереи также задействованы молодые дизайнеры, фотографы, видеографы, искусствоведы, которые пополняют число профессионалов арт-индустрии.
Путь к искусству
Прежде всего, Тогжан Сакбаева верит, что искусство — это то, что нас окружает, и что каждый человек обладает силой творчества. Искусство было и остается ее страстью, которая присутствовала в ее жизни всегда. Даже работая в финансовой сфере, в свободное от работы время она посещала различные арт-курсы и встречалась с деятелями искусства.
Ее соприкосновение с искусством происходило с детства, когда в гости к родителям часто приходили художники, поэты и писатели. Родители с ранних лет прививали любовь к искусству и брали детей с собой на разные культурные мероприятия.
Семь лет назад, после посещения выставки в Мадриде, взгляд Тогжан случайно остановился на большой вывеске, гласившей о тотальной экспозиции, ретроспективе Василия Кандинского. Выставка была организована Центром Помпиду, и давала возможность встретиться с людьми, которые могли поделиться своим мнением, видением, знаниями об этом художнике.
Кандинский стал неким катализатором в ее истинном желании, важным и интересным для себя делом. После посещения выставки она нашла трактаты и труды художника, чтобы детальнее изучить его теорию синтеза искусства. В какой-то период жизни она жила и работала в Барселоне. После работы в Центре искусства и культуры «Эспронседа» и прохождения практики в MACBA, проведя большое количество времени в галереях и музеях, Тогжан поняла, что хочет заниматься искусством профессионально.
Для этого она едет в Лондон, чтобы учиться в Sotheby’s Art Institute, где защищает дипломную работу, посвященную Кандинскому. Задание заключалось в том, что нужно было выбрать художника из «evening sale» и написать о нем и его работах. В аукционном доме есть каталоги дневных и вечерних продаж, последние из которых посещают VIP-гости и проходят на высоком уровне. При выборе художника бросался жребий, который определил Кандинского. Более подробно изучая его биографию, обнаруживается удивительный факт: художник был успешным юристом, когда в возрасте тридцати лет он впервые посетил выставку импрессионистов в Москве. Его настолько вдохновила работа Моне «Стога сена», подтолкнувшая его внимательнее прислушаться к своему внутреннему голосу. Кандинский уезжает в Мюнхен, впоследствии став отцом абстракционизма.
Тогжан тоже было тридцать лет, когда она посетила выставку Кандинского. Уже во время беременности, в ее палате оказывается копия его работы — «Композиция 13», и сын рождается тринадцатого числа. Все эти неслучайные случайности, словно собравшись в единый пазл, давали четкие жизненные сигналы, которые Тогжан уже не могла игнорировать.
Немного о Тогжан
В 1982 году родилась в г. Алма-Ата. Несмотря на то, что долгое время жила в разных странах и континентах, ее постоянно тянуло домой, где по возвращении она всегда чувствовала особенную энергию родных краев. Получив образование в КИМЭП на факультете социальных наук, она научилась исследовать вопросы, касающиеся общественных процессов, заодно зарядившись духом перемен и мечтой покорить мир. Позже, несмотря на нелюбовь к математике и другим точным наукам, она получает второе образование в области экономики.
Ее трудовая карьера началась в Банке ТуранАлем. Проработав там почти пять лет, ее приглашают возглавить департамент финансовых институтов в National Bank of Dubai. Позднее, она возглавила Генеральное представительство Alfa-bank в странах Персидского залива и Ближнего Востока.
Через несколько лет она продолжает работу в Нью-Йоркском фонде Broad Street Capital Group. В течение последующих пяти лет вела муниципальные финансовые проекты в Канаде и в Иордании. И за три года до нового «поворота» в карьере проработала в арабском банке в Сингапуре и Куала-Лумпур. В тридцать три года, выйдя замуж, становится матерью чудесного сына, который также обожает искусство и музыку, помогая выстраивать экспозиции и выбирать работы в семейную коллекцию. Возможно, это связано с тем, что в период беременности, Тогжан проводила много времени в музеях, учебных центрах и встречалась с представителями творческих профессий. Будучи еще в «слинге», ее сын посетил более сотни различных арт-ярмарок, выставок и даже был в Лондоне во время ее учебы в Sothby’s. Он родился в Барселоне, во втором городе, с которым Тогжан связана судьбой. В городе, где было принято окончательное решение следовать своей истинной страсти и мечте…
Art Future…
В апреле 2017 года официально регистрируется проект и компания Art Future. Название было выбрано неслучайно. Будучи фасилитатором по природе, Тогжан считает, что будущее формируется сегодня, а арт является тем самым инструментом коммуникации, который призывает к анализу, к более осознанному подходу, способности задавать вопросы себе и окружающей среде.
Первой площадкой проекта Art Future стал молодежный коворкинг-центр SmArt Point, о котором журнал Akyl-kenes также писал в конце 2017 года. На первом этаже центра проводились тематические выставки молодых художников из Казахстана и Центральной Азии. В марте 2018 года Art Future переместился в пространство Esentai Gallery, а Тогжан стала управляющим директором галереи.
Задача Art Future заключается в обсуждении тем, связанных с историей искусства, которые сегодня волнуют как старшее, так и молодое поколение. В Казахстане наблюдается отсутствие единого центра, в котором собирались бы исследования в области искусства, архивные и аналитические данные. Приняв эту проблему как задачу, Esentai Gallery стал местом, где реализуются основные художественные проекты. Искусство не должно быть камерным, закрытым и высокомерным. Поскольку искусство является инструментом общения между людьми, было принято решение взять под управление Esentai Gallery, находящуюся в одной плоскости с шоппингом, за которым приходит большое количество людей.
У проекта Art Future есть два основных направления: коммерческое и некоммерческое. В рамках некоммерческой составляющей проводятся презентации художников, поддерживаются исследования, кураторские работы и предоставляются возможности выразить свои мысли и идеи. Коммерческая часть – это продажи. Несмотря на то, что отечественный арт-рынок находится в эмбриональном состоянии, постепенно растут количественные и качественные показатели рыночной аудитории.
Ключевую роль в ценообразовании работ местных художников играет известность автора в Казахстане и за его пределами, период его творчества, стиль, эстетические характеристики и рост цен на конкретные произведения. На международном арт рынке, это называется одним словом – «provenance». Конечно, дороже всего оцениваются классики отечественной живописи (Кастеев, Калмыков, Хлудов), художники-шестидесятники (Айтбаев, Шарденов, Сариев, Дуйсенбаев) и современные авторы, чьи работы были представлены на мировых выставках и находятся в зарубежных коллекциях.
По-своему интересен contemporary art, в котором уже зажглись имена таких современных художников, как Рашид Нурекеев, Бахыт Бубиканова, Александр Угай, Виктор и Елена Воробьевы, Сауле Дуйсенбина, Арыстанбек Шалбаев, Саид Атабеков, Алмагуль Менлибаева и др. Молодое поколение представлено такими дарованиями, как Толкын Сакбаева, Ада Ю, Катя Никонорова, Анвар Мусрепов, Гульнур Мукажанова, Жанна Нугербек и др.
Среди клиентов Art Future, приобретающих работы отечественных художников выделятся три категории: местные коллекционеры, корпоративные клиенты и зарубежные покупатели. Обладателей действительно больших частных коллекций казахстанского искусства очень мало. В основном, это крупные бизнесмены и чиновники высшего звена. Большая же часть локальных покупателей готова приобретать работы стоимостью до 5 000 долларов США. В большинстве случаев, картины и скульптуры приобретаются в качестве дорогого подарка или декоративного украшения интерьера.
Исследования показывают, что разнообразный визуальный ряд помогает людям работать эффективнее. Правильно подобранные предметы искусства в рабочей среде могут вызвать вдохновение в работе или помогут расслабиться. Для каждого из клиентов разрабатываются визуальные коды в зависимости от сферы их деятельности и конкретных задач. Зачастую украсить пространство интересным художественным объектом стоит дешевле, чем сделать дорогой ремонт. Кроме того, коллекции искусства отражают уровень культуры и ценности корпорации, повышают узнаваемость бренда.
«Естественная история. Глава первая: Мангышлак и Устюрт»
С 6 июня по 6 августа 2019 года в Esentai Gallery работала первая фотовыставка Андрея Фоменко*, одного из самых известных теоретиков искусства, критика современного искусства из Санкт-Петербурга, под названием «Естественная история. Глава первая: Мангышлак и Устюрт».
Фотографии, представленные на этой выставке, были сделаны фотографом в ходе двух экспедиций по Западному Казахстану — полуострову Мангышлак и отдельным участкам вдоль западного чинка плато Устюрт. Этот цикл является частью более масштабного проекта, который, по словам автора, заключается в «фотографическом обследовании» территории, простирающейся от Каспийского моря на западе до Южной Сибири на востоке, — исторической области, известной как Туркестан.
Все фотографии на этой выставке сделаны аналоговой камерой на узкую (35 мм) негативную пленку, с последующей ручной серебряно-желатиновой печатью позитивных изображений. Приверженность Андрея Фоменко этой старомодной технике объясняется, прежде всего, эстетическими причинами.
По его словам, «фотография, снятая на пленку, обладает особой фактурой, которая словно приобщает ее к материальности самих вещей». Кроме того, такой способ съемки согласуется с характером походов, во время которых эти фотографии создавались.
До мест, изображенных на них — сора Тузбаир и урочища Босжира, горы Шеркала и «долины замков» Айракты-Шомонай, долины конкреций и каньона Капамсай, скальных мечетей Шакпак-Ата и Султанапа, могильников Кулламбет и Шилкыз, — он добирался, в основном, пешком.
*Андрей Фоменко — историк и критик современного искусства, переводчик, эссеист, фотограф. Автор книг «Архаисты, они же новаторы» (2007), «Монтаж, фактография, эпос» (2007), «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства» (2011; государственная премия «Инновация»), а также ряда статей, посвященных советскому и интернациональному авангарду, фотографии и ее взаимоотношениям с миром искусства, художественной сцене Казахстана и Средней Азии и кинематографу. Профессор кафедры междисциплинарных исследований в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Ақыл—кеңес Тогжан
Не хотелось бы давать советы личного характера, поскольку у каждого человека своя судьба, и все неожиданные «повороты» в жизни всегда ведут только к лучшему. Это такие небольшие «взрывы», которые могут привести к сейсмическому сдвигу. Можно лишь посоветовать проживать жизнь, позволяя некоторым вещам случаться. Не форсируя, не сожалея, но осознанно.
Следует избегать фразы «я далек от искусства», которая является неверной, априори. Искусство находится вокруг и внутри нас: это мы сами; это то, как мы живем, общаемся и воспринимаем окружающую среду; это то, что хотим оставить после себя и как себя ощущаем в пространстве «здесь и сейчас».